МААМ-картинки

Мастер-класс «Игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых»

Виктория Верховяк
Мастер-класс «Игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых»

Одна из основных задач современного дошкольного образования – это формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, формирование положительного отношения к труду. Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и труде взрослых – необходимое условие их всестороннего и полноценного развития. Ознакомление детей с трудом взрослых – это важное социально-эмоциональное средство погружения в мир взрослых, получения детьми опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях, обогащения словарного запаса.

Публикация «Мастер-класс „Игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых“» размещена в разделах

Для начала давайте вспомним, что такое труд? Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Что такое профессия? Профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

Что такое профориентация?

Профессиональная ориентация дошкольников – это специально организованное информирование дошкольников о мире профессий средствами игровой деятельности, создающей у детей определенный опыт профессиональных действий. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игровые технологии профориентационной направленности. Цель игровой технологии - дать возможность дошкольнику «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Важность игровой технологии заключается в том, чтобы игра являлась не средством развлечения, а средством обучения.

Игровые технологии способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах. В играх дети учатся совмещать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из книг, рассказов. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.

Игровые технологии, используемые для профориентационной работы в ДОУ:

1. Дидактические игры

Они направлены на уточнение и систематизацию знаний детей о профессиях. Дидактические игры моделируют структуру трудового процесса. Дидактические игры органично находят свое место как в образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Игры с предметами и игрушками наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами, знакомиться с ними. Это такие игры как «Предмет – материал, из которого он сделан», «Профессия –результат», «Узнай профессию».

Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности. Это такие игры как "Атрибут - профессия", "Чья идея?", "Женские - мужские профессии", "Как это получилось?" (в этой игре раскрываются компоненты деятельности, "Чей результат?" (в этой игре даются представления о материальных и нематериальных результатах труда, о его общественной значимости, лото «Профессии», лото «Кем быть?», игра «Все профессии важны», «Играем в профессию», игра «Найди половинку» профессии, разрезные картинки «Профессии».

Наиболее трудны для восприятия детей словесные игры. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Это такие игры как «Кто больше знает профессий»,"Кто больше назовет действий", "Обозначь профессии", «Угадай профессию по описанию», «Угадайте, кто работает с этими инструментами», «Определи профессию по результату труда», «Кто какой, какая?», составление рассказа по мнемотаблице «Расскажи про профессию» и др. В игре «Назови профессии людей, у которых одинаковый предмет труда» детям предлагается назвать профессии людей, которые работают - с техникой: водитель, машинист, крановщик, экскаваторщик, водитель такси, с людьми: учитель, врач, экскурсовод, воспитатель, юрист, полицейский, артист и т. д. - с бумагами: чертежами, документами, книгами (экономист, инженер, бухгалтер, секретарь и др.) - животными: ветеринар, дрессировщик, кинолог) - с растениями: флорист, ландшафтный дизайнер, биолог.

2. Сюжетно-ролевая игра

В сюжетно-ролевой игре закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребёнок творчески воссоздаёт заинтересовавшие его стороны понравившейся профессии, отношения между людьми, решает проблемные ситуации (например, педиатр затрудняется поставить диагноз или геологи забыли компас).

В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры:

-имитируются производственные сюжеты, ситуации,

-профессиональная социальная среда,

-модели профессионального поведения,

-модели межличностных профессиональных отношений.

Дети могут играть в такие сюжетно-ролевые игры как: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки», «На кухне», «Инспектор ГИБДД», «На почте», «Спасатель», «Швея», «В школе».

3. Театрализованная игра

Театрализованные игры способствуют раскрытию творческого потенциала у детей и помогают проникнуть в удивительный мир театра, познакомиться с профессией режиссера, костюмера, декоратора, актера. В таких играх воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. В театрализованных играх дошкольники взаимодействуют не только друг с другом, но и с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, дошкольники анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды.

4. Пальчиковые игры:

«Профессии», «Такие разные дела», «За работу», «Строители», «Мы пожарные», «Строитель», «Поварята», «Доктор», «Швея».

5. Игра со строительным конструктором ЛЕГО.

Конструирование - вызывает у детей интерес к окружающему миру, расширяет знания и представления о различных профессиях: архитектор, строитель, инженер. В ходе игры у детей развиваются конструктивные способности, мелкая моторика рук и зрительно-моторная координация.

6. Игры-квесты

Игры-квесты помогают организовать целенаправленный досуг и расширить кругозор детей в области существующих профессий. Квест предполагает выполнение детьми проблемных заданий c элементами ролевой игры. При прохождении квестов дети используют уже накопленный багаж знаний. Задания для Квест–игры: загадки, ребусы, игры «Найди отличия», «Что лишнее?», пазлы, творческие задания, лабиринты, эстафеты.

7. Интерактивные игры-презентации

В настоящее время приобрело большую популярность использование интерактивных презентаций и интерактивных игр - презентаций, которые вносят разнообразие в образовательный процесс и делают его более эффективным, удобным и интересным как для педагога, так и для ребенка. Интерактивные игры-презентации расширяют и закрепляют знания и представления детей о разнообразном мире профессий: «Знакомимся с профессиями», "Знаю все профессии", «Угадай профессию», «В мире профессий, игра-раскраска "Мир профессий", "Профессии", «Что нужно для работы?», «Четвёртый лишний», «Нужные предметы», «Все работы хороши, выбирай на вкус» и т. д., которые актуализируют знания по теме «Профессии» и развивают быстроту мыслительных процессов.

При подборе игрового материалы нужно соблюдать два основных требования: от простого к сложному и учет возрастных особенностей детей.

Знакомство с трудом взрослых и с окружающим миром начинается уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми узнают о разных профессиях. В старших группах игры усложняются, в них отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика, появляются сюжетно-ролевые игры, расширяются и систематизируются представления детей о мире профессий.

Практическая часть1.

Игра «Я начну, а вы продолжите…»

Если художник – это цвет, то какой?

Если математик – это геометрическая фигура, то какая?

Если педагог – это настроение, то какое?

Если актер – это фильм, то название этого фильма…

Если учитель – это праздник, то какой?

Если представить, что врач – это сказочный герой, то кто?

Если представить, что газовик – это время года, то какое?

Если машинист – это вид спорта, то какой?

Если флорист – это цветок, то это….

Если музыкант – это песня, то какая?

Если библиотекарь – это книга, то какая?

Если хореограф – это танец, то какой?

Если океанолог – это водная стихия, то какая?

Если пилот – это число, то какое?

Если ювелир – это драгоценный камень, то какой?

Если секретарь – это игра, то какая?

2. Игра «Мир профессий» (знакомство детей с типами профессий) педагоги должны назвать профессии, которые относятся к каждому типу.

Человек – Человек. Эти профессии направлены на работу с людьми. К ним относятся: врачи, учителя, журналисты, парикмахеры и др.

Человек – Природа. Здесь речь идет о тех профессиях, представители которых связаны с природой. Это могут быт садовники, агрономы, экологи и тд.

Человек – Техника. Представители данного типа профессий имеют непосредственное отношение к технике. Например, механики, технологи, инженеры, сантехники, мастера по ремонту стиральных машин и т. д.

Человек – Знак. Речь идет о людях, работающих со знаковыми системами (цифрами, кодами, буквами и прочими символами). В данную категорию входят программисты, бухгалтера, финансисты, аналитики и др.

Человек - Искусство. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актер, певец, композитор, режиссер и т. д

3. Игра «Что в ящике?» В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. (Ложка)

4. Игра «Головоломка»

Коллегам предложено разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта) профессия.

РВАЧ = В- - - (медработник)

ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)

КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)

ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)

5. Игра «Самая, самая…»

1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор.)

2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе.)

3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель.)

4. Самая волосатая (парикмахер.)

5. Самая детская (воспитатель, педиатр, гувернер, учитель.)

6. Самая смешная (клоун, пародист.)

7. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник.)

8. Самая серьезная (врач, пожарный, хирург, полицейский, нотариус, судья, архитектор, сталевар, инженер).

6. Тренинг «Рука судьбы»

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

Для того, чтобы узнать, что лежит в сундучке, нужно сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок».

На отдельных листочках написаны профессии. Каждый участник выбирает листочек, не глядя, и читает название профессии.

Итак, мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам!

Поэтому давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора?

Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

-Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?

Должны выполняться три условия:

Хочу ---мои желания.

Могу---способности и возможности.

Надо---востребованность профессии.

Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь ребёнку сделать правильный выбор – непростая задача для педагогов и родителей. Игровые технологии сделают процесс обучения максимально увлекательным и эффективным. Использование игровых технологий по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть инициативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления о мире профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе и в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость.

Публикации по теме:

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений»Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений» 9 февраля наш детский сад открыл свои двери для педагогов Сахалинской области в рамках курсов повышения квалификации ИРОСО (на базе инновационной.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых»
Опубликовано: 26 марта 2023 в 12:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Верховяк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД