Получи документы

Логопедическое занятие в 3 классе по теме «Ударение»

Ольга Федорян
Логопедическое занятие в 3 классе по теме «Ударение»

Тема: «Ударение»

Цель:учить детей в произнесении и определении ударного гласного звука в слове

Задачи:

Образовательные:

- показать детям смыслоразличительную и фонетическую роль ударения;

- формировать навыки правильной постановки ударения.

Коррекционно-развивающие:

-Формирование познавательного интереса к родному языку через использование разноуровневых заданий, создании ситуации выбора.

Публикация «Логопедическое занятие в 3 классе по теме „Ударение“» размещена в разделах

-Формирование умственных учебных действий через анализ и синтез, постановку и определение места ударения в словах различной слоговой структуры, развитие фонематического восприятия;

-Сравнивать и обобщать через сравнение слов – омографов; нахождение обобщающих понятий (назови общее слово)

- Закреплять знания по новому материалу (определение места ударения в словах);

-Формирование действий самоанализа и самоконтроля:

а) пошаговый:

- при развитии фонематического слуха (при выполнении игровых приемов);

- при организации взаимоконтроля, правильности подбора слов с ударением в разных позициях (работа в парах);

- при выполнении разноуровневых заданий.

б) итоговый:

- при проведении игры-соревнования;

- при выполнении самостоятельной работы;

- при закреплении изученных способов постановки ударения в словах;

- при выполнении тестового задания.

-Развитие речи:

- обогащение словарного запаса;

- формирование лексико-грамматического строя речи;

- коммуникативных навыков речи;

- овладение выразительными средствами языка.

Воспитательные:

1. Воспитывать дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, уверенность в себе.

2. Воспитывать чувство доброты, товарищества, скромность, ответственность.

3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к имуществу школы, пособиям, раздаточному материалу, подготовка своего рабочего места, собранность, усердие, максимальную работоспособность на уроке.

Оборудование:

1. предметные картинки, демонстрационный материал;

2. наборы карточек с гласными буквами;

3. дидактический материал (индив. карточки, слова и предложения на отдельных листах);

4. волшебник Ударение;

5. конверты с заданиями.

Ход занятия:

1. Орг. Момент. - Здравствуйте ребята. Как ваше настроение? Улыбнитесь друг другу и начнем занятие.

2. Постановка цели (Слайд 1)

-Прочитайте предложение.

-Скажите, к какой картинке его можно отнести.

-Правильно, эти слова можно отнести и к 1 и ко 2 картинке.

-Какое по счёту слово в предложении изменило своё значение? (Кружки).

- Скажите, с чем связано изменение значения слова «кружки». Правильно, это связано с перемещением ударения в слове. Произнесём оба слова с ударением.

-Как звучит ударный гласный звук в слове (громко и длительно)

(Слайд 2)Посмотрите на эти 2 картинки и подпись к ним «Я плачу».

- Скажите, к какой из картинок её можно отнести?

-Правильно, эти слова можно отнести и к 1 и ко 2 картинке.

-Ребята, так о чём мы с вами будем сегодня говорить?

Сообщение темы и цели урока:-Сегодня мы будем учиться правильно ставить ударение в словах.

-Что же такое ударение?

-Ударение похоже на биение сердца, мы не вспоминаем о нём, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения, и оно сразу теряет свой смысл и форму.

3. Актуализация знаний

-Ребята, вы узнаете, кто к нам сегодня пришёл, если прочитаете слова через букву:

ВНОДЛПШТЕФБСНИЯК УБДСАГРВЕАНМИШЕ

(Слайд 3 (волшебник ударение)

-Принес задания (синий конверт)

-Послушайте стихи и назовите слова, которые состоят из одинаковых звуков, но отличаются местом ударения.

1. Мне слово «Чудно» изменить не трудно: Поставил ударение на «О» -Исчезло «Чудно», родилось «Чудно».

- Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами)

2. Косит косец, а зайчишка Косит,Трусит трусишка, а ослик Трусит.

- Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами)

-Что значит трусит? Бежит.

3. От удивления ахнул кок и почесал затылок: капустный бросился вилок вскачь от ножей и вилок.

- Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами)

- Кто такой кок? (повар на корабле)

4. Скорей, сестра, на рыб взгляни, попались на крючок они! В ведёрко руку Окуни, не бойся, это Окуни!

- Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами)

5. Сосульки, как носы у цапель, и тают, словно карамель. Я слышу звон весенних Капель, поёт весенняя Капель.

- Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами)

- Прочитаем ещё раз все слова. (читают хором)

- Скажите, на какой звук всегда падает ударение, на гласный или согласный? (гласный)

Запомним, что согласные звуки ударными или безударными не бывают.

- Как мы определяем ударный гласный звук в слове?

(мы выделяем его голосом, произносим громче и дольше других гласных звуков в слове.)

-Сколько ударных гласных звуков может быть в слове? (один)

- Как называются остальные гласные звуки в слове? (безударными)

- А как будет называться слог, в котором находится ударный гласный звук? Ударный слог.

-Вот, что говорит Волшебник ударение об ударном слоге :(слайд 4)

-Ударный слог, ударный слог - он назван так недаром.

Эй, невидимка молоток, отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит, и чётко речь моя звучит.

2. Предлагает нам выполнить следующие задания.

(зелёный конверт)

Карточка №2. Разноуровневые задания.

Инструкция:

Посмотрите на ваши листы. Там 2 задания. Каждый из вас может выбрать одно задание или сделать все.

1. Кто чувствует, что освоил материал прочно, хорошо, тот выбирает 1 задание.

2. Кто чувствует себя уверенно, хочет проверить свои силы, выбирает 2 задание.

1. Найдите и подчеркните в предложениях слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение и поставьте над ними ударение.

Лена мела пол.

Вера принесла кусочек мела.

2. Поставьте ударение в словах белки – белки так, чтобы слова имели разное значение, составьте и запишите предложения с этими словами.

- Кто выбрал 1 задание прочитайте правильно слова, которые вы подчеркнули.

- Кто выбрал 2 задание прочитайте предложения, которые вы составили с указанными словами.

- Молодцы. Я вижу, что вы справились с заданиями и волшебник Ударение доволен вашей работой.

4. Разъяснение нового материала

-Откройте тетради. Запишите число.

- Ребята, как вы думаете, где живёт волшебник Ударение? В замке. (Слайд 5)

-Запишите слово замок и поставьте в нём ударение

- Что висит на двери замка волшебника Ударение? Замок (слайд 6)

-Запишите слово замок и поставьте в нём ударение. Прочитаем оба слова с ударением.

- Как пишутся эти слова? (одинаково) (Слайд 7)

- Куда падает ударение в слове Замок? (на 1 слог, гласную А)

- Куда падает ударение в слове Замок? (на 2 слог, гласную О)

-Составьте устно предложения с этими словами.

- Ребята, скажите что использовал волшебник Ударение, когда строил свои замок, иначе он бы рассыпался? (гвоздики).(Слайд 8)

- Запишите это слово и поставьте в нём ударение.

- А какие цветы он посадил около своего замка? (гвоздики (слайд 9)

-Запишите слово гвоздики и поставьте в нём ударение

-Куда падает ударение в слове гвоздики? На 1 слог, гласный звук О. (слайд 10)

- Куда падает ударение в слове гвоздики? На 2 слог, на гласный звук И.

-Составьте устно предложения с этими слова.

- Какой вывод мы можем сделать о роли ударения в слове?

Вывод – ударение меняет смысл слова.

Физкультминутка.

Нашу школьную зарядку будем делать по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь,

Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите. Вправо влево повернулись, рук коленями коснулись.

Сели-встали, сели-встали,

Вы надеюсь не устали?

Чтобы нам свободней стать, надо тихо подышать.

5. Усвоение нового материала

(жёлтый конверт)

-Волшебник Ударение принес нам загадки, попробуем их разгадать

1. Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета, но переставьте ударение и превращаюсь я в конфету. (ИРИС – ИРИС) (Слайд 11)

2. Я сборник карт; от ударения зависят два моих значения. Хочу- преображусь в название блестящей, шелковистой ткани. (Атлас – атлас) (Слайд 12)

-Из какой ткани одежда волшебника Ударения?

-Запишем слова-отгадки и поставим в них ударение.

-Запишите слова в столбик. (Слайд 13)

-Рожки, скачки, полки. Поставьте в них ударение.

-Перенесите ударение на другие гласные звуки в этих словах и запишите какие слова получились. (Слайд 14)

- Молодцы. Вы правильно выполнили задания

6. Выработка умений, навыков (10 минут)

(красный конверт)

-Волшебник Ударение принес вам наборы гласных букв и хочет проверить, как вы умеете определять ударный гласный звук в слове.

-Я буду произносить слово с ударением, а вы поднимаете карточку с гласной буквой.

Слова: малина, виноград, вишня, смородина, слива, абрикос, клюква, клубника, черешня, алыча.

- Каким общим словом можно назвать эти слова? (Ягоды)

-Теперь я показываю вам картинки, вы их называете и сами определите ударный гласный звук и поднимите карточку с буквой.

-Огурец, помидор, морковь, картошка, капуста, баклажан, перец, кабачки.

- Каким общим словом можно назвать эти слова? (Овощи).

Я произношу слова, а вы запишите только ударный слог, т. е. слог в котором есть ударный гласный звук.

Берёза, осина, тополь, верба, ива, сосны, ёлка, рябина, липа, ясень.

- Каким общим словом можно назвать эти слова? (Деревья)

- Прочитайте слоги, которые вы записали.

-Молодцы.

7. Закрепление усвоенного (5 минут)

(оранжевый конверт)

-Волшебник- ударение предлагает посоревноваться.

Дети разбиваются на 2 команды.

-На тему «Школа» каждой команде надо записать в таблицу разные слова:

1. С ударением на 1 слоге,

2. С ударением на 2 слоге

3. С ударением на 3 слоге.

-Кто больше записал слов и поставил правильно ударение, тот и победил.

-Прочитайте слова с ударение на 1слоге.

- с ударением на 2 слоге.

- с ударением на 3 слоге.

Молодцы.

-Чему мы сегодня учились на уроке? ставить ударение (Слайд 15)

-Волшебник Ударение хочет проверить, как вы усвоили материал урока и предлагает нам ответить на вопросы. Я читаю вопросы, а вы если согласны показываете ладошку, а если нет - то обратную сторону ладошки.

Тест:

1. Перестановка ударения меняет смысл слова?

2. Ударение может падать на согласный звук?

3. В слове всегда один ударный слог?

4. В слове может быть несколько ударных слогов?

5. Ударение всегда падает на гласный звук?

Оценка работы учеников.

-Молодцы. Волшебник Ударение доволен вашей работой. На этом волшебник Ударение прощается с вами, но обещает вернуться. (Слайд 16)

8. Подведение итогов

Публикации по теме:

Конспект занятия «Слово. Слог. Ударение» Если медленно продиктовать слово, можно заметить, звуки в нём объединяются в слоги, при этом «главным» в каждом слоге становится гласный.

Групповое логопедическое занятие с детьми с тяжелыми множественными нарушениями речи в 4 классе по теме «Предлоги в, на, под» Мной представлен конспект группового логопедического занятия с детьми с тяжелыми множественными нарушениями речи, с. Дауна. Занятие проводилось.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с моторной алалией по теме «Фрукты». I этап логопедической работы МАСТЕР-КЛАСС Цель: «Фрукты» Задачи: Коррекционно-образовательная: -развитие жестовой и речевой активности; -обогащение слова ребенка понятием.

Индивидуальное логопедическое занятие по теме «Автоматизация звуков [ш] — [ж]» с использованием игр с пескомИндивидуальное логопедическое занятие по теме «Автоматизация звуков [ш] — [ж]» с использованием игр с песком Тема: «Автоматизация звуков [ш] – [ж] Цель: автоматизация звуков [ш] – [ж] в словах и фразах. Задачи: Образовательные: - уточнить представления.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Логопедическое коррекционное занятие по развитию связной речи к теме «Человек: части тела и лица»Логопедическое коррекционное занятие по развитию связной речи к теме «Человек: части тела и лица» .

Логопедическое занятие по теме «Человек, семья» Логопедическое занятие по тема: "Человек, семья. " Цели: Расширить и активизировать предметный и глагольный словарь по данной теме; Учить.

Логопедическое занятие по теме «Обувь» (старшая группа) Логопедическое занятие. Тема: «Обувь» Цели: Обучающие: 1. Обогащение словарного запаса детей по теме «Обувь». 2. Совершенствование грамматической.

Открытое логопедическое занятие для логопедов по теме «Весна» в подготовительной группе детского сада Тема: Весна. Цель: Профилактика дисграфий и дисорфографий. Задачи: показать сформированность фонематических представлений, упражнять.

Конспект занятия «Ударение. Ударный слог. Ударная гласная» Тема занятия: «Ударение. Ударный слог. Ударная гласная» Цель: закрепить знания детей об ударении, ударной гласной и ударном слоге. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие в 3 классе по теме «Ударение»
Опубликовано: 22 февраля 2019 в 09:49
+132Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое занятие в 3 классе по теме «Ударение»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Федорян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД