Лучший педагог года

Кризисные периоды в развитии детей

Ануфриенко Анна
Кризисные периоды в развитии детей

Аннотация : в данной статье автор раскрывает суть понятия о кризисах развития, объясняет возникновение кризисов того или иного возраста, а также характеризует 5 основных кризисных периодов в жизни ребёнка.

Ключевые слова: кризис, возрастные кризисы, кризис развития, развитие детей

Публикация «Кризисные периоды в развитии детей» размещена в разделах

Развитие детей происходит с разной цикличностью, и каждому возрасту соответствует свой непростой период. У всех детей прослеживаются кризисы детского возраста - например, спокойные и послушные малыши становятся капризными и обидчивыми.

Возрастные криз исы – это частные, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это абсолютно нормальные процессы, которые необходимы для здорового поэтапного развития личности ребёнка. [3]

Сам термин «кризис» не всегда означает, что-то отрицательное и негативное, в данном случае – это завершение одного этапа развития ребёнка и переход на следующий этап. Любые кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, примерно, несколько месяцев. При неблагоприятном стечении обстоятельств они могут растягиваться до года или даже двух лет. В норме кризис начинается и завершается незаметно, следовательно, его границы размыты и неотчётливы. Источником возникновения кризиса выступает противоречия между возрастающими физическими и психическими возможностями ребёнка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающей средой.

Кризис развития - это сосредоточение резких и капитальных сдвигов, смещений, изменений и переломов в развитии личности ребёнка. Это краткие, но бурные этапы, в течение которых происходят значительные перемены в развитии, соответственно, ребёнок меняется в поведении. Кризис развития возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…» [4] Кризис характеризуется слиянием внутренних изменений ребёнка при относительно незначительных внешних изменениях. По мнению Л. И. Божович, одной из причин возникновения кризисных периодов, это неудовлетворение новых потребностей ребёнка. [1] Определённые противоречия, которые возникают в кризисный период развития ребёнка, являются составной частью сути кризиса. Противоречия могут протекать в острой форме, приводящие к сильным эмоциональным переживаниям, проявляются также и нарушения в поведении детей, а также в их взаимодействиях с взрослыми. [2]

Табл №1. Пять основных кризисных периодов детей

Кризис Причины Признаки Что делать?

Новорожденности Ребёнок учится жить вне маминого живота; приспосабливается к колебанию температур; адаптируется работа и взаимодействие его органов Слабое зрение и слух; многочисленные рефлексы; длительные периоды сна; скудность эмоций Контакт с матерью с первых минут рождения; грудное вскармливание; максимально оперативно реагировать на плач; телесный контакт; ласка и любовь

Первого года Желание активнее познавать окружающих мир; осознание своей самостоятельности; необходимость в получении большей свободы; несоответствие «хочу» и «могу» Непослушание, как индикатор потребности в повышенном внимание; желание всё делать самостоятельно; обострённая реакция на замечания; капризность Противодействие манипуляциям; больше изобретательности и чувства юмора; поддержка инициативы ребёнка

Трёх лет Осознание себя как личностью, отдельной от родителей; стремление к независимости; Негативизм; упрямство; непослушание; истерики; протест Избегать гиперопеки; поощрять самостоятельность; искать компромисс, через креативное переключение

Школьный возраст (6-8 лет) Переход из мира детей в мир взрослых; смена вида деятельности с игровой на учебную; осознание своей новой роли-ученика; появление социальной жизни и формирование мнения о себе Негативизм; заносчивость; неадекватная самооценка; конфликтность; расширение границ своих прав Принимать «взрослость», укреплять веру в себя; поддерживать тесный эмоциональный контакт; у ребёнка должны быть чёткие обязанности

Переходный возраст (12-14 лет) Гормональная перестройка организма; ускоренный рост и физическое развитие; осознание половой принадлежности; поиск себя; необходимость самоутвердиться Повышенная возбудимость; несдержанность; агрессивность; равнодушие; перепады настроения Разговаривать как со взрослым, без шантажа и нотаций; искать баланс между свободой и контролем; не навязывать своё мнение; предлагать поддержку;

В заключение хочется сказать, что рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, по меньшей мере, можно предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. : Т. 4: Детская психология. -1984.-433с.

2. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб. : «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. -368 с.

3. https://docplayer.ru/34305692-Vygotskiy-vydelyaet-sleduyushchie-vozrastnye-krizisy.html

4. https://infourok.ru/ei-bozhovich-formirovanie-lichnosti-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-2443682.html

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Фольклор в познавательном развитии детей Одной из основных задач государства в сфере образования является обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение.

Игры для детей с нарушениями в развитии Игры- наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игра.

Конспект занятия в арт-студии для детей 3–4 лет и детей с особенностями в развитии «Огоньки на ёлочку»Конспект занятия в арт-студии для детей 3–4 лет и детей с особенностями в развитии «Огоньки на ёлочку» Работа рассчитана на проведение занятия в преддверии новогодних праздников. Цель: Вызвать интерес детей к нетрадиционным методам рисования.

Консультация для родителей детей 3–4 лет «Сказки К. Чуковского «Айболит», «Федорино горе» — помощники в развитии детей Корней Чуковский-один из любимых авторов малышей. Они любят слушать «Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Телефон» и.

Консультация для родителей «Периоды развития способностей детей»Консультация для родителей «Периоды развития способностей детей» Часто родители задают нам, педагогам вопросы : «Когда нужно отдавать ребенка в музыкальную школу?», «Когда начинать изучать языки?», «Когда.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Пальчиковый театр в развитии детейПальчиковый театр в развитии детей Пальчиковый театр в детском саду. Все воспитатели дошкольных учреждений знает о пальчиковых куклах и пальчиковом театре, и с удовольствием.

Проект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3–7 летПроект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3–7 лет Проект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3 -7 лет Автор: Письменная Елена Геннадьевна.

Роль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗРоль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗ Методика разрезных картинок — это своеобразная игра, которая необходима малышам для развития представлений о частях и целостности предметов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кризисные периоды в развитии детей
Опубликовано: 2 июля 2023 в 17:41
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кризисные периоды в развитии детей» (включая файлы) размещена пользователем Ануфриенко Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД