Лучший педагог года

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Елена Кулешова
Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Что такое самостоятельность?

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Публикация «Консультация для родителей „Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Задачи, которые стоят перед взрослыми:

- Сформировать новые умения, знания, навыки и закрепить уже имеющиеся.

-Воспитывать уважение к труду

- Умение своими силами достигать результаты, развивать чувство удовлетворения от проделанной работы, уверенность в том, что если постараться, то много можно сделать самому.

Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не справиться выполнить это самостоятельно : порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.

Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи, причиняют большой вред. Ребенка лишают возможности действовать самостоятельно, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, в умении одеваться, раздеваться и т. п.

Виды самообслуживания :

Умывание.

Одевание.

Прием пищи и поведения за столом.

Игры и уход за игрушками.

Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды.

Умывание

Рассмотрим алгоритм умывания:

Закатать рукава

Открыть кран.

Намочить руки

Взять мыло.

Намылить руки

Смыть мыло

Закрыть кран

Взять полотенце

Вытереть руки

Одевание - это важный процесс в воспитании. Ребенок учится трудиться, аккуратности, опрятности, узнает названия предметов одежды, развивается моторика рук, закрепляется название частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды.

Одежда и обувь должны быть удобными, эстетичными и практичными:

- снимать и надевать одежду должно быть удобно ребенку и взрослому;

- желательна обувь не на шнурках, а на липучке;

- не перчатки, а варежки;

- одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными;

-одежда должна соответствовать размеру ребенка.

Учить детей не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.

Прием пищи и поведение за столом

Прием пищи - сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаз, рта. Ребёнок должен пользоваться как минимум ложкой (к концу 4-го года жизни вилкой, правильно держать её в руках. Справиться с ложкой – нужное умение, можно сказать – жизненно важное.

Важно обращать внимание на правильную посадку ребенка за столом.

Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол ставят хлебницу (малыш должен учиться брать хлеб самостоятельно, бумажные салфетки в салфетницах (ребенок будет сам вытирать лицо, красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.

Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и своим примером, направляющим внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом.

Надо приучать детей :

1. перед едой тщательно мыть руки;

2. жевать пищу с закрытым ртом;

3. есть только за столом;

4. правильно пользоваться ложкой, вилкой,

5. вставая из-за стола, проверить своё место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать его;

6. окончив еду, поблагодарить тех, кто её приготовил, сервировал стол.

Игры и уход за игрушками

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закреплять знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.

Навыки самообслуживания воспитываются не для удобства взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, т. к. они развивают у малыша способность к волевому усилию, которое в будущем является необходимым условием трудового воспитания.

Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких. Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, больше опирайтесь на поощрение и похвалу.

За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию?

За старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.

Похвала не должны быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают подражательностью. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.

Важно, чтобы ребенок с раннего детства усвоил, что работать трудно, но почетно.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста» Внимание бывает двух видов: произвольное и непроизвольное. В младшем дошкольном возрасте у детей непроизвольное внимание. Ребенок может.

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Что может ваш малыш?»Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Что может ваш малыш?» Просматривая фотографии своего младшего сына и (по совместительству) воспитанника моей семейной группы, сделанные в осенний период, я решила.

Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста» Цель: Обратить внимание родителей и педагогов на важность использования подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 мая 2024 в 17:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД