Лучший педагог года

Консультация для родителей «Чтобы ножки были здоровыми»

Елизавета Монахова
Консультация для родителей «Чтобы ножки были здоровыми»

Строение нашей стопы меняется постоянно, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые семь лет жизни. Впоследствии критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, а также подростковый возраст.

Стопа в теле человека выполняет важные функции: опорную, рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии - деформации стопы, которое заключается в уменьшении ее сводов - страдают все функции стопы.

Публикация «Консультация для родителей „Чтобы ножки были здоровыми“» размещена в разделах

Рессорная функция - смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках. Она возможна благодаря способности стопы упруго распластываться под действием нагрузки с последующим обретением первоначальной формы. Исследования показали, что при быстрой ходьбе в обуви с твердым каблуком по паркетному полу ускорения в области пятки достигают величины, в 30 раз превышающей ускорение свободного падения. При плоскостопии толчки более резко передаются в суставы нижних конечностей, позвоночника, внутренние органы, что способствует ухудшению условий для их функционирования, микротравмам, смещениям.

Балансировочная функция - регуляция позы человека при движениях. Она выполняется благодаря возможности движения в суставах стопы в трех плоскостях и обилию рецепторов в сумочно-связочном аппарате. Здоровая стопа скульптурно охватывает неровности опоры. Человек осязает площадь, по которой проходит. При плоскостопии положение костей и суставов изменяется, связочный аппарат деформируется. В результате у детей страдает координация движений, устойчивость.

Толчковая функция - сообщение ускорения телу человека при движениях. Это самая сложная функция стопы, так как в ней используются и рессорность, и способность к балансировке. Ослабление этой функции наиболее наглядно проявляется при беге, прыжках.

Детская стопа отличается от взрослой: она короткая, широкая, в пяточной области сужена, пальцы расходятся. На подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплотняются, но по окончании ее тот час же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение.

Одним из признаков плоскостопия является уплощение стоп, которое сопровождается слабостью мышц и ухудшением эластических свойств связок, быстрой утомляемостью мышц голени, тяжестью в ногах, болевыми ощущениями в различных отделах стопы, в икроножных мышцах, снижением физической работоспособности, следствием этого является нарушение осанки.

Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые растягиваясь, уплотняют стопу. У детей до 3-4 лет на подошве стопы

хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стопы совершенно невозможно.

Плоскостопие редко бывает врожденным. Причинами развивающегося плоскостопия может быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка.

Плоскостопие легко развивается, если дети преждевременно (до 10-12 месяцев) начинают много стоять и передвигаться.

Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука.

Деформация стоп может возникнуть также в результате параличей (полиомиелита) и травм мышц, связок и костей ног.

У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыжков и бега наблюдаются головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стопы смягчающей толчки.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстро, особенно внутренняя сторона подошв и каблука.

К концу дня дети обычно жалуются, что их обувь, которая с утра была впору, начинает давить на пальцы и как бы становится мала. Происходит это от того, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще больше уплощается и вследствие этого удлиняется.

При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляются в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникать не только в стопе и икроножных мышцах, но и в поясничной области. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка становится напряженной, неуклюжей.

Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука.

Большое значение для профилактики плоскостопия имеет правильно подобранная обувь. Она должна быть по размеру. Некоторая детская обувь имеет совершенно плоскую подошву, что ведет к уплощению стопы. Детям нужна обувь на небольшом каблуке, с упругой стелькой, крепким задником.

Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь не была тесной, плотной в облегании.

Не рекомендуется носить обувь с узкими носами. Не следует также разрешать детям ходить дома в излишне теплой обуви, так как перегрев ног ослабляет связки стопы и также способствует появлению плоскостопия.

Ношение правильно подобранной обуви: с каблучком 5-8 мм, упругой стелькой, крепким задником, обязательно входит в профилактику плоскостопия. Ношение тапочек и кед с плоской подошвой не рекомендуется.

Одним из эффективных способов лечения плоскостопия являются ортопедические стельки. Их выбирает врач-ортопед, определяя с помощью сканера зоны, перегружающие стопу. Сначала стельку нужно смоделировать: разогреть и придать форму стопы, а далее зафиксировать на стопе с помощью жгута. Таким образом дошкольникам распределяют нагрузку между передней и задней частью стопы. Хотя в первое время ощущения при ношении стельки будут немного болезненными, они вскоре пройдут. Ортопедическая стелька помогает устранить первичные дефекты стопы у детей в возрасте 3-5 лет и старше.

Желательно ежедневно проводить с детьми умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьбу на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений 10 - 25 мин, в зависимости от возраста. Хорошо укрепляет стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем.

Лучшим средством профилактики плоскостопия считается ходьба, но только в том случае, если она правильная. Упражнения в ходьбе, не обеспечивающие ее правильность, могут привести к развитию плоскостопия или усилению других имеющихся деформаций ног (Х-образного искривления ног и т. д.). Упражнения в правильной ходьбе проводятся на каждом занятии гимнастикой с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста.

Помимо этого используют различные специальные физические упражнения для укрепления мышц стопы.

Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, после дневного сна и вечером, чтобы снять усталость с ног.

Таким образом, для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Предупреждению деформации стоп способствует рациональная обувь: не рантовая, с твердой подошвой, небольшим каблучком и шнуровкой. Не рекомендуется ношение обуви с плоской подошвой, например, мягких тапочек, валенок, сланцев.

2. Полезно чаще ходить босиком, в теплое время года, на открытом воздухе – по траве, песку, а в холодное время года, в помещении – по ковру, полу. Босохождение сочетает в себе укрепление мышц и связок стоп с их локальным закаливанием.

3. Обращать внимание во время ходьбы детей на правильную постановку шагающей ноги на опору: пяткой с последующим перекатом на всю стопу, а не плашмя, всей стопой; не допускать шарканья и шлепанья стоп, не разводить носки.

4. Вечером перед сном ежедневно обмывать ноги прохладной водой с последующим энергичным растиранием стоп сухим жестким полотенцем, пока не появится стойкое ощущение тепла и покраснения кожи.

5. Большое значение имеет систематическое укрепление мышц ног посредством физических упражнений: различных видов ходьбы (по ребристой поверхности, массажным коврикам, на носках, на наружных краях стоп, с поворотом стоп носками вовнутрь и т. п., подскоков, прыжков и бега на носках, приседаний на носках, сгибаний и разгибаний пальцев стоп из различных исходных положений (сидя, лежа на спине, стоя, катания стопами гимнастической палки, мяча, захватывания и перемещения пальцами ног различных мелких предметов и др.

Больная плоскостопием стопа требует регулярной тренировки, поэтому прогулки босиком - лучший вариант в качестве лечения и профилактики болезни у детей дошкольного возраста

Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, траве, плоским камням, воде, по корням деревьев, лазанье босиком по шведской стенке. Дома мелкие камушки можно заменить горохом и обязательно ходить по нему босиком, а не в обуви. В зимнее время желательно приобрести или изготовить самостоятельно массажную дорожку, по которой ребенок мог бы ходить дома.

Публикации по теме:

Новогоднее творчество детей «Были бы у елочки ножки, побежала бы она по дорожке»Новогоднее творчество детей «Были бы у елочки ножки, побежала бы она по дорожке» Приближается прекрасный,чудесный праздник Новый год. Для детей этот праздник, наверное, самый любимый и ожидаемый. А чтобы его сделать.

Дидактическая игра «Чтобы зубы были здоровыми и красивыми» в старшей и подготовительной группахДидактическая игра «Чтобы зубы были здоровыми и красивыми» в старшей и подготовительной группах Дидактическая игра "Чтобы зубы были здоровыми и красивыми"Задача: Рассказать детям, что полезно, а что вредно для зубов. Оборудование:.

Конспект ОД по аппликации «Были бы у елочки ножки, побежала бы она по дорожке» с детьми 3–4 летКонспект ОД по аппликации «Были бы у елочки ножки, побежала бы она по дорожке» с детьми 3–4 лет Цель: создать образ «живой» праздничной елочки из бумажных треугольников и украсить ее по-новогоднему. Задачи: Изготовить с детьми.

Конспект занятия по конструированию из бумаги в разновозрастной группе «Были бы у елочки ножки»Конспект занятия по конструированию из бумаги в разновозрастной группе «Были бы у елочки ножки» Образовательная область: «Художественно эстетическое развитие» Цель: Воспитание гуманного отношения к природе посредством изготовления.

Консультация «Чтобы лыжи были в радость!»Консультация «Чтобы лыжи были в радость!» Эта консультация может быть полезной для инструкторов по физической культуре, родителей и воспитателей. Наш север богат снегом. Поэтому.

Консультация для родителей «Чтобы тело и душа были молоды»Консультация для родителей «Чтобы тело и душа были молоды» Консультация для родителей "Чтобы тело и душа были молоды". "В здоровом теле - здоровый дух!" - это девиз всех физкультурников страны,.

Мастер-класс «Были бы у елочки ножки»Мастер-класс «Были бы у елочки ножки» . Новый год уже совсем рядом. И как правило в детском саду в это время проводят конкурс на лучшую новогоднюю композицию. Решив принять участие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Чтобы ножки были здоровыми»
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 20:09
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Чтобы ножки были здоровыми»» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Монахова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД