МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Гуманизация педагогики. Что это такое?»

Ирина Янчишина
Консультация для педагогов «Гуманизация педагогики. Что это такое?»

Гуманизация педагогики. Что это такое?

Общеизвестно, что человека формирует совокупность отношений, в которые он вступает. Это могут быть отношения с государством, его законами, моралью, культурой, историей, отношения с родителями, сверстниками и другими людьми.

Характер этих отношений накладывает определенный отпечаток на растущего человека. И если в этих отношениях много бессердечия, насилия, лжи, унижения, зла, эгоизма – то все это станет принадлежностью ребенка.

Публикация «Консультация для педагогов „Гуманизация педагогики, Что это такое?“» размещена в разделах

Современное общество определяется именно такими отношениями. Они ведут к гибели общества и личности. Человечеству необходимо изменить характер отношений иначе это приведет к трагическому будущему человечества. Изменения должны идти по пути гуманизации отношений. Другого пути нет.

Гуманизация – это принцип мировоззрения, в основе которого лежат:

- убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию;

- требование свободы и защиты достоинства личности;

- идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов (и духовных и материальных) должно быть конечной целью общества.

Гуманистическое мировоззрение основывается на трех древних «парадоксах». Современному человеку они могут показаться утопическими, но все же.

• Истинная победа там, где никто не проигрывает, а выигрывают обе стороны; нельзя стремиться к победе над человеком. Единственный способ разрешения трудностей между людьми – это согласие (учение Будды).

• Чего не желаешь себе, того не делай другим людям; плати добром за добро и справедливостью за зло; строго соблюдай и строй свои отношения по образу семейных, регулируй отношения мудростью (Конфуций).

• Относись к ближнему как к самому себе (учение Христа).

Гуманизация отношений должна начаться немедленно. Главная роль здесь принадлежит школе и педагогике.

Во-первых должен измениться взгляд на ребенка. Это не существо, подвластное воспитывающему, не пустой сосуд, который можно заполнить чем угодно. Его нельзя «делать каким-то». Каждый ребенок имеет достаточный потенциал для успешного саморазвития. Ребенок всегда устремлен к лучшему, к доброму, к успеху. Ребенок – это субъект собственного развития, он самосилен. Он равен взрослому во многом: переживает такие же чувства, как взрослый. Он равен взрослому по интеллектуальным возможностям и лишь немного уступает в наличии жизненного опыта, но опыт – дело наживное.

Во-вторых, необходимо переосмыслить сущность процесса воспитания и его назначение. Негуманная, авторитарная педагогика утверждает, что воспитание – это формирование личности воспитуемого. Отсюда – обязательные программы воспитания и обучения, признание ребенка лишь объектом деятельности воспитывающего, «натаскивание» на соблюдение правил, на знания и умения. Такое воспитание никогда не давало положительных результатов. Ребенка делали каким-то, но не таким, каким он рожден быть. В таком деланье он терял свое человеческое лицо, становился зависимым, несамостоятельным, способным только повторять, но не творить, он становился как все, при том, что он уникален и неповторим от рождения.

Исходя из принципов гуманизма, воспитание было бы разумнее определить, как создание условий для развития ребенка и его максимальной саморегуляции.

Воспитание призвано помогать ребенку устанавливать собственные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития, создаст сам себя по своему же образу и подобию. Это в высшей степени гуманно, так как человек счастлив только при ощущении личной свободы и неповторимости. Воспитывающий – это только помощник ребенка в его саморазвитии, это его мудрая опора, но не более. Если ребенок во многом равен взрослому, то общение с ним должно осуществляться как сотрудничество и строиться с учетом следующих требований профессионально-этического характера.

Требования к общению взрослого с ребенком:

1. НАДО УВАЖАТЬ В РЕБЕНКЕ ЧЕЛОВЕКА СО ВСЕМ ХОРОШИМ И ПЛОХИМ, ЧТО В НЕМ ЕСТЬ. Он достоин уважения за то, что равен нам и он для нас неразгаданная тайна; достоин уважения за тот трудный путь, который ему предстоит пройти в жизни. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.

2. КАЖДЫЙ РЕБЕНОК НЕПОВТОРИМ И ТЕМ ПРЕКРАСЕН. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право быть самим собою. Отобрать это «Я» или усреднить его, навязать ребенку кумира - значит совершить преступление против него. Мы, взрослые, не имеем на это право.

3. В ВОСПИТАНИИ НЕ НАДО СТАНОВИТЬСЯ «НАД РЕБЕНКОМ», А ЕСЛИ И ПРИДЕТСЯ ЭТО СДЕЛАТЬ, ТО ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЕГО.

4. НЕОБХОДИМО РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ ТАК, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК НАУЧИЛСЯ УВАЖАТЬ И ЦЕНИТЬ СЕБЯ. Уважение к себе появляется на волне успеха. Надо обеспечивать ребенку успех, победу (над трудной темой познания, надоевшим делом, опасным желанием) и т. д. Первая победа породит вторую, третью, пробудит в ребенке силы, которые раньше и не подозревались, и грани его возможностей значительно расширятся. Повседневная жизнь в маленьких победах – это крылья ребенка, несущие его к осознанию собственной значимости. Но настоящая победа достигается только в творчестве. Творчество, а не повторение, дает ребенку свободу, уверенность в себе, и своих силах. Творчество возвышает ребенка. Воспитатель гуманист обязан быть творцом и должен уметь разбудить жажду творчества в детях

5. В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОПУСТИМО ИСПОЛЬЗОВА-НИЕ ТОЛЬКО НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ГУМАННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ВОСПИТАНИЯ. Необходимо делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых воспитателем, не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие. При отборе методов и приемов воспитания важно помнить следующее:

- никогда не наказывать детей;

- не сравнивать детей друг с другом, не ставить друг другу в пример;

- не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить прощения);

- не укорять детей;

- не жаловаться на них родителям;

- не стоять над душой, не надзирать за ними;

- не оскорблять;

- не приказывать, не требовать жестко;

- обеспечивать успех во всех делах и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;

- хвалить от души;

- верить и доверять безоговорочно;

- договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям,

- поощрять искренне.

6. НЕОБХОДИМО ПОСТОЯННО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ. Это значит заботиться о душевном равновесии каждого ребенка, о его настроениях, чувствах, переживаниях. Ребенок не должен жить в обстановке душевного дискомфорта, если мы хотим видеть его личностью.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Что такое семья?»Конспект НОД «Что такое семья?» Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно.

Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество»Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество» Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.

Консультация для педагогов «Что такое ФГОС дошкольного образования?» С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.

Консультация для педагогов «Использование художественного слова в организации режимных моментов детей 2–3 года жизни» Наблюдая за малышами, я заметила, что некоторые дети слышат не слова, а интонацию, доброжелательную, располагающую, вызывающую доверие.

Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребенка» «Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей.

Консультация для педагогов «Тьюторское сопровождение повышения квалификации молодых педагогов в МБДОУ» «Педагог – не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы» Клод Леви-Стросс. Мы не раз слышали о значимости сотрудничества.

Консультация «Народные игры как традиционное средство педагогики» Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьёзное.

Консультация для педагогов «Так что же такое толерантность?» Толерантность - это милосердие; Толерантность - это сострадание; Толерантность - это уважение; Толерантность - это доброта души; Толерантность.

Консультация «Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании детей» «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная.

Семинар-тренинг для педагогов «Что такое толерантность?» Цель: повышение сензитивности педагога к идеям ненасилия, толерантности как общечеловеческой ценности. Ход мероприятия: Никто не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Гуманизация педагогики. Что это такое?»
Опубликовано: 24 февраля 2016 в 13:28
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Гуманизация педагогики. Что это такое?»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Янчишина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД