Папки-передвижки

Актуальность развития речи дошкольников

Светлана Зонова
Актуальность развития речи дошкольников

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОНСУЛЬТАЦИЯ)

Связная речь – это умение

- развернуто,

- последовательно,

- полно,

- связно,

- грамматически правильно,

- логично,

- образно,

- эмоционально

передавать свои мысли, вести диалог, пересказывать прочитанное или самостоятельно составлять текст.

Публикация «Актуальность развития речи дошкольников» размещена в разделах

В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных, потому что

• связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников.

Мой многолетний опыт обследования детей при зачислении в логопедическую группу показывает, что даже, если дошкольники владеют счетом до десяти и обратно, знают геометрические фигуры, хорошо ориентируются в пространстве и времени, обладают другими знаниями и навыками, связная речь у них в той или иной мере нарушена всегда.

• от уровня развития связной речи зависит

- умение общаться с людьми,

- общее интеллектуальное развитие,

- интеллигентность и культура человека.

• сразу после дошкольного детства у детей начинается новый и очень ответственный этап взросления – школа.

Если ребенок, идущий в школу, не будет владеть развитой связной речью, то он не сможет

- давать развернутые ответы на сложные вопросы;

- аргументировано и логично излагать свои мысли;

- авторитетно отстаивать свое мнение;

- воспроизводить содержание текстов художественной литературы и произведений устного народного творчества;

- писать изложения и сочинения.

Речь не дается человеку от рождения. Навык говорения приобретается человеком, и особенно интенсивно этот процесс проходит в дошкольном детстве. Безусловно, развитие связной речи начинается в семье. Часто на консультациях родители спрашивают: «С какого возраста нужно начинать работать над связной речью ребенка?» Разумеется, с самого рождения. Это очень удивляет родителей, ведь крохотные дети не умеют говорить. Конечно, но они нас прекрасно слышат и чувствуют. Поэтому с первых дней жизни детей родителям нужно научиться озвучивать свои действия, которые происходят в присутствии малыша, и делать это не сюсюкая, а правильно, четко, эмоционально. Как можно раньше вводить в общение с малышом народные потешки, пестушки, которые несут в себе колоссальный заряд теплых эмоций и любви. Например:

Потягунюшки, потягунюшки

Поперек толстунюшки.

А в ручки хватунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в роток – говорок,

А в голову – разумок.

Если это будет сочетаться с поглаживанием, похлопыванием, то, безусловно, окажет неоценимый вклад в развитие эмоционального здоровья малыша и его речи. По мере взросления малыша родители не должны забывать читать, а лучше рассказывать ему русские народные сказки. Они, конечно, есть в каждом доме. Но, к сожалению, их часто читают бездумно, автоматически. А ведь именно сказки помогают пробудить интерес ребенка к слову, так как носят цикличный характер: многократное повторение сюжета с небольшими изменениями (особенно для младше-среднего возраста) способствует лучшему запоминанию ребенком сюжета и развивает память. Кроме того, в сюжете сказки нашими предками были заложены такие цели как

- любовь к окружающему миру;

- храбрость и стойкость перед злом;

- победа добра над злом;

-честность и самостоятельность в своих поступках.

К сожалению, не всегда родители являются образцом чистой речи для своих детей. Все эти проблемы, которые по каким-то причинам не могут разрешиться в семье, берет на себя педагог, так как именно он несет ответственность за интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.

Условиями успешного речевого развития в дошкольном учреждении являются :

1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками: - сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; - сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи : - речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; - в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями: - следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения); - наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей: - обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность; - помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них; - обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов); - знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи : - учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; - учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей: - поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания; - организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями: - стимулируют детей комментировать свою речь; - упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Публикации по теме:

Консультация «Пальчиковые игры-основа развития речи у дошкольников» "Аннотация к презентации" Слайд 1 Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи у дошкольников» Воспитатель: Карпова Анна Викторовна МБДОУ.

Актуальность проблемы развития просодических компонентов речи у детей с речевой патологией Актуальность проблемы развития просодических компонентов речи у детей с речевой патологией. Компоненты интонации: • мелодика • логическое.

Актуальность проблемы речевого развития Актуальность проблемы речевого развития. Человеческая речь – это вибрация мысли, не плод разума, как такового, а природный механизм, который.

Актуальность развития выразительной речи у старших дошкольников с ОВЗ через организацию театрализованной деятельности Актуальность темы заключается в недостаточной разработанности данной проблемы. Ее несомненная значимость для освоения детьми с ОВЗ основ.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития» Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь - основное средство общения людей, орудие мышления.

Консультация «Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи»Консультация «Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи» Консультация для родителей "Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи" Эффективность.

Консультация для воспитателей «Методика развития связной речи дошкольников» «Методика развития связной речи дошкольников» 1. Проанализировать серии картин для детского сада и методические указания к ним. Серия сюжетных.

Консультация «Предметно-развивающая среда группы как средство развития устной речи дошкольников» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяются благоприятные условия для развития.

Консультация для воспитателей «Применение приёма моделирования для развития связной речи у дошкольников» Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи. Монологическая речь – один из сложнейших.

Консультация «Устное народное творчество как средство развития речи дошкольников» Самообразование на тему «Устное народное творчество, как средство развития речи дошкольников» Проблема развития речи дошкольников комплексная,.

Автор публикации:
Актуальность развития речи дошкольников
Опубликовано: 31 января 2016 в 19:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Актуальность развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Зонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД