Лучший педагог года

Конспект занятия по методике обучению детей чтению «Словолодочки» на тему «Волшебные капельки чтения. Звук [А] и буква А»

Юлия Токмакова
Конспект занятия по методике обучению детей чтению «Словолодочки» на тему «Волшебные капельки чтения. Звук [А] и буква А»

Конспект занятия по методике обучению чтению Словолодочки на тему «Волшебные капельки чтения. Звук [a] и буква А» для детей старшего дошкольного возраста

Этап обучения чтению : 1 (Звуки)

Номер урока на этапе: 2

Тема: «Волшебные капельки чтения. Звук [a] и буква А»

Цель: познакомить с гласным звуком [a] и буквой А

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по методике обучению детей чтению „Словолодочки“ на тему „Волшебные капельки чтения, Звук [А] и буква А“» размещена в разделах

1) Образовательные: продолжить знакомство с алфавитом «Капельки чтения», дифференциация звука и буквы, познакомить со звуком [a] и буквой А, дать понятие гласный и согласный звук, уточнить произношение звука [a], учить определять позицию звука [a] в слове, познакомить с «помощниками», учить писать в них букву А, формировать последовательность пропевания слогов в соответствии с таблицей

2) Развивающие: развитие чёткости произношения, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую и артикуляционную моторику, воображение, фонематический слух и восприятие

3) Воспитательные: воспитывать навыки организационного поведения, воспитание положительного отношения к учебно-игровой деятельности

Материалы и оборудование: символ звука [a], алфавит «Словолодочки», слоговая таблица (твёрдая сторона, предметные картинки (автобус, аквариум, аист, ананас, апельсин, карточки для определения места звука в слове, «помощники» для написания буквы, карточки с заданиями

Ход занятия:

1. Организационно-мотивационный этап

Поприветствовать ребенка, создать положительный настрой на занятие, подвести к теме занятия и «разбудить» интерес с помощью легенды о волшебном дождике

«Гоша, сегодня я приглашаю тебя познакомиться с волшебными капельками и узнать, почему же они называются волшебными. Давай посмотрим на наш алфавит. Под каждой буквой мы видим большие и маленькие капельки, которые имеют творить настоящее волшебство. Хочешь узнать поподробнее? Большие капельки над красными буквами медленно падают на землю и словно поют песенку. Например: Аааааа, Ииииии, Ееееее и т. д. В нашем алфавите они поются и носят название «гласные». А маленькие капельки под чёрными буквами так быстро летят и касаются земли, что успевают «произнести» только чёткое и короткое Б, В, Г, Д, Ж, З и т. д. и называются согласными».

Прокапываю алфавит ученику на ладошку.

2. Основной этап

2.1. Знакомство с понятием "звук" и "буква". Изучение звука [а] и буквы А

Рассказ о разнице между буквой и звуком (звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем, подведение к теме с помощью загадки изучение и характеристика гласного звука [a]. Аппликация буквы «А» с помощью блёсток.

2.2. Слоговая таблица (твёрдая сторона)

Рассказать ребенку легенду о волшебных морях, лодочках, бравых капитанах и нежных принцессах

«Гоша, нашу волшебную страну Читляндию омывают два моря: твёрдое синее под названием Звонкое и твёрдое жёлтое Глухое. Они, как ты уже наверное догадался, тоже волшебные! И на сегодняшнем занятии я предлагаю тебе попробовать переплыть первое море. Как ты думаешь, на чем мы с тобой поплывём? (Ребенок высказывает свои предположения, если он затрудняется с ответом, то загадываю загадку)

Деревянная посудина

По морю плывёт.

Рассекая волны носом,

Вёслами гребёт

(Лодка)

Конечно, это лодка! А сможешь ли ты догадаться, кто будет управлять нашей лодкой?

Он водил вокруг Земли

И суда и корабли,

Повидал он много стран,

Мой знакомый….

(Капитан)

Верно, это капитан! Именно он будет возглавлять наше путешествие и всегда будет стоять первым. Теперь вернёмся к нашему морю. Как т думаешь, как капитан должен отдавать приказы, проплывая по нему? (Гоша отвечает, если затрудняется, то обратить его внимание на название моря). Чётко и звонко!»

Вместе с ребёнком подробнее изучаем слоговую таблицу с уже вставленными изображениями морских сокровищ ( например: ракушка, золотые монетки, алмазы и др.).

«Ой, посмотри! Ух ты, да это самые настоящие сокровища! Я уверена, что тебе уже не терпится достать их! Для этого необходимо нырнуть глубоко-глубоко. Давай скорее попробуем!»

Читаю твердую звонкую сторону слоговой таблицы сверху вниз. По окончании чтения каждого столбика отдаю ребёнку сокровище. Тот внимательно следит.

«Ничего себе! Мы переплыли всё твердое Звонкое море и собрали все сокровища! Мы большие молодцы!»

Ту же самую работу провожу и с Глухим морем, но уже на других занятиях, а в конце «как по волшебству» появляется сундучок со значками или наклейками «лучший ученик».

2.3. Развитие фонематического слуха

Вариант 1.

Игра «По столу ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Ход игры: Когда услышишь звук [a], стукни ладошкой по столу и повтори его.

А-У-О-У-А-О-Ы-И-А

Вариант 2.

Игра «Засели жильцов»

Ход игры: В домик надо заселить предметы, в названии которых есть звук [a] (изображены на заранее приготовленных картинках). Но заселять мы их будем определенным способом. Если звук [a] находится в начале слова, значит будем селить на 1 этаж, если в середине слова, то на 2, если в конце слова, то на 3.

2.4. Легенда о городе Буквоград. Написание буквы в «помощниках»

«Гоша, следующая наша остановка – это город Буквоград – столица нашей волшебной страны. Как ты думаешь, кто живёт в этом городе? (Ответы ученика) Правильно, в ней живут буквы! У каждой буквы, прямо как и у нас с тобой, есть свой дом. Эти дома разные по форме и размеру. Давай заглянем в гости к нашей букве А и рассмотрим её домики поближе. Попробуй рассказать о нём. На что он похож? (Предполагаемый ответ ученика – треугольник). Верно! Но хочу обратить твоё внимание на то, что домик одной и той же буквы может иметь разный размер. Посмотри на строчки. Какие домики широкие, а какие-то совсем узенькие. Также обратим внимание на высоту буквы, на то, где она должна стоять «ножками»»

Не забываю сделать важное замечание, в какую сторону пишется буква, а именно «слева-направо».

«Как ты думаешь, можно ли буквам выходить за границы своих домиков? (Ответы ученика). Нельзя! Потому что в нашей стране живёт птица Буквоклюй, которая просто обожает клевать «непослушные» буквы. Мы же не позволим с тобой обижать их? Нет! Поэтому я прошу тебя быть предельно аккуратным в написании буквы и позволять ей выходить за границы строки. Но прежде чем ты начнешь писать, скажи, пожалуйста, есть ли на картинках перед тобой та, которая начинается со звука [a]? ( Ответ ученика: Акула). А теперь можешь приступать к написанию. Уверена, что ты справишься!»

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою букву «А»

Пишу в «помощниках» первую букву, проговаривая стихотворение, ученик остальные.

2.5. Развлекательно-интеллектуальные упражнения

1. «Дорожка из букв»

«Гоша, у меня для тебя супер ответственное задание! Буква А просит у тебя помощи! Ей нужно добраться до своего любимого фрукта. Знаешь какого? До ананаса. Пожалуйста, пройди от самой большой буквы А до ананаса, прокладывая дорожку только по другим буквам А»

2. «Нарисуй фигуру»

«Гоша, посмотри у поросенка по имени Арни перепутались все фигуры! Давай скорей поможем ему! Твоя задача нарисовать каждую фигуру на новом месте, с которым фигура соединена ниточкой»

2.6. Работа с образной памятью и отработка с пониманием прочитанного

«Цепочка ассоциаций» (Автобус, аквариум, аист, ананас, апельсин, Африка, аэроплан, составляем рассказ по картинкам и после задаём вопросы по рассказу.

1) Что поместил мальчик в дом?

2) Гоша, а что бы ты еще поместил бы в этот домик?

3. Заключительный этап

Итог занятия

1.1. Какую букву изучили сегодня?

1.2. В карточках со словами из словолодочек найти и обвести изученную нами букву. Давай найдём букву А и упакуем в красивую подарочную коробку (квадрат). А знаешь, кому мы её подарим? Аисту по имени Антоша.

1.3. Вспомни слова со звуком [а], которые ты узнал на уроке? Какой это звук : гласный или согласный?

2. Рефлексия

«Гоша, перед тобой кораблик. Если тебе понравилось наше приключение и ты считаешь, что успешно справился со всеми заданиями, то раскрась, пожалуйста, флажок зелёным цветом. Если было трудно, но ты всё-таки смог прийти к верному ответу, раскрась флаг желтым цветом.

Если тебе было трудно и на каждом задании тебе требовалась моя помощь, то раскрась флаг красным цветом.

(Если осталось время, то ученику можно раскрасить весь кораблик)

3. Домашнее задание

Повесить сделанную из блёсток в начале урока букву «А» на холодильник, повторить слова на букву «А», обвести в кружок картинки, в которых звук [а] стоит вначале слова на специальной карточке с заданием

Публикации по теме:

Конспект НОД по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму для старшей группы «Звук [Д] и буква «Д» Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму Разработал: Воспитатель МКДОУ.

Конспект НОД по обучению чтению по методике Н. А. Зайцева «Читалочка» для детей 5 летКонспект НОД по обучению чтению по методике Н. А. Зайцева «Читалочка» для детей 5 лет Цель: Развивать интерес у детей к чтению по кубикам Н. А. Зайцева. Задачи: 1. Учить детей работать по таблице, кубикам и складовым картинкам.

Конспект занятия по обучению чтению по методике Н. А. Зайцева в старшей группе «Сказочный мир К. И. Чуковского»Конспект занятия по обучению чтению по методике Н. А. Зайцева в старшей группе «Сказочный мир К. И. Чуковского» Конспект занятия по обучению чтению по методике Н. А. Зайцева в старшей группе Тема: Сказочный мир К. И. Чуковского Программное содержание:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста «Звук и буква М» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «Красивская СОШ» филиал «Хорошавский» Инжавинского района Тамбовской области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по методике обучению детей чтению «Словолодочки» на тему «Волшебные капельки чтения. Звук [А] и буква А»
Опубликовано: 19 апреля 2024 в 18:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД