Папки-передвижки

Конспект занятия по лепке в старшей группе по мотивам дымковской игрушки «Петух»

Анаит Оганнисян
Конспект занятия по лепке в старшей группе по мотивам дымковской игрушки «Петух»

Цель: продолжать знакомить детей с русским промыслом – изготовлением дымковских игрушек.

Оборудование: пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки, презентация дымковских глиняных игрушек, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Воспитатель; Ребята, начнем наше занятие с одного интересного рассказа.

Публикация «Конспект занятия по лепке в старшей группе по мотивам дымковской игрушки „Петух“» размещена в разделах

Далеко-далеко, на берегу реки Вятка стоит большое село. Там живут люди, которые встают рано утром, затопляют печи и из труб валит густой дым. Домов в селе много, вот и прозвали село Дымково. В этом селе жили веселые и озорные люди, они любили лепить из глины разные игрушки. А начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге.

Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки. Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней „примажут" стан, ручки, голову и украсят оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы „примазки" при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время „оглаживает" игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и

остужали. Затем игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный, малиновая, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая - для росписи лица.

Узоры на игрушках рисовали разные : клетки, полоски, змейки, кружки, овалы, точки. Кружки означали- солнце, волнистая линия –воду, клетка-поле. И в довершение всего украшали сияющими листочками-ромбиками словно из золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче. Стали эти игрушки называться по имени села дымковскими.

Много игрушек делали за зиму, а к весне выходили вместе свистеть и прогонять зиму.

А еще были игрушки, которыми играли, и те, которыми украшали жилище, такие игрушки берегли и в них не играли.

Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины Дымково лепили их для ярмарки, которая называлась «Ярмарка-Свистунья». Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.

– Ребята, еще раз скажите, как называются эти игрушки? Дымковские.

– Перечислите названия игрушек, которые вы видите.

– Мы видим барышню и гармониста, индюка и лошадку.

– Из какого материала делают игрушки мастера?

– Правильно, из глины.

– Значит, игрушки какие?

– Верно, глИняные.

– Какие элементы росписи вы видите на игрушках?

– Прямые и волнистые линии, точки, круги, овалы, ромбы.

– Какие цвета использовали художники для росписи дымковской игрушки?

– Синий, красный, оранжевый, зеленый, малиновый цвета. Еще черный и золотистый.

– Правильно, все цвета яркие, нарядные, праздничные.

– Узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные.

«Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те своих дочек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки».

– Создание дымковской игрушки – трудоемкое ручное производство. Не зря среди народных мастериц бытует такая история о рождении дымковской игрушки :

«Что бы сделать игрушку, много надо труда приложить. Ведь игрушка должна 3 раза родиться.

Первый раз рождается, когда ее вылепят. Она коричневая и ломкая.

Второй раз рождается, когда ее обжигают, чтобы она окрепла.

Третий раз рождается, когда ее раскрашивают.

-Мы ребята с вами уже расписывали краской дымковские игрушки, помните? (ответы детей).

-Сегодня мы будем дымковскими мастерами и слепим игрушку. Лепить будем из пластилина. А кого – узнаете, отгадав загадку:

Спозаранку я встаю,

Звонким голосом пою.

Травку разгребаю,

Зёрна собираю.

У меня есть гребешок,

Кто я дети… петушок

Давайте посмотрим на петушка : Петух-птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц. Какое же оно? (Овальное)

-посмотрите на голову и шею петуха. Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею. А какая шея? (длинная, гибкая, у тела немного расширяется).

-что вы заметили интересного на голове и шее петуха (высокий гребень, как корона, и бородка, похожая на гроздь ягод).

-какие по форме крылья и хвост? (круглые, большие, на конце волнистые). Обратите внимание ребята, на какой подставке сидит наш петушок.

А теперь приступим к работе.

– Для этого нам нужно разделить пластилин на две части. Из одной части лепим овальное туловище, вытягиваем шею и формируем голову, из второго куска лепим хвост, и подставку.

– украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя налепы из разного пластилина и стеку.

Посмотрите, какой дымковский петушок у меня получился. Но ему одному грустно. Ребята, слепите моему петушку друзей. Я буду рада на них взглянуть!

Во время работы детей оказываю посильную помощь. Напоминаю о необходимости хорошо примазывать детали.

Ребята, посмотрите на петушков. Какие они у вас красивые, хоть сейчас на ярмарку.

А какой петушок вам понравился больше всего?

Молодцы ребята! Вы все сегодня справились с работой. Еще раз мы с вами встретились с дымковской игрушкой. И сами были сегодня мастерами дымковской игрушки.

Вес лая Дымка Много сказочных мест у России, Городов у России не счесть, Может, где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь. Возле Вятки самой Дымково-пос лок, Окаймл н лесами уголок вес лый. Лет ему за двести, Триста ль миновало? Собирались вместе мужики, бывало. А управясь дома, бабы приходили, С удалью знакомой пляски заводили. Праздник отмечали – Пели, не скучали… Как-то вятичи-дружки Сели в праздник у реки. Под руками глина – Слой на три аршина. Стали шарики катать, Как снежки, бывало… Глину щупать, глину мять – Жирная, как сало! В Дымкове, за Вяткою-рекою, Драгоценный продолжая труд, Не ища на старости покоя, Труженицы славные живут. Кто-то сделал индюка – Распуш нные бока, У кого-то глина стала вдруг павлином. Кто-то вылепил синицу – Сразу стало веселей. Мастера и мастерицы Живут в Дымкове – селе!

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении ОД по лепке «Петух по мотивам филимоновской народной игрушки» (Часть 1)Фотоотчет о проведении ОД по лепке «Петух по мотивам филимоновской народной игрушки» (Часть 1) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Фотоотчёт о проведении.

Фотоотчёт о проведении ОД по лепке «Индюк» по мотивам дымковской игрушки в старшей группе детей с ЗПРФотоотчёт о проведении ОД по лепке «Индюк» по мотивам дымковской игрушки в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Фотоотчёт о проведении.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по лепке в старшей группе по мотивам дымковской игрушки «Петух»
Опубликовано: 15 мая 2024 в 22:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по лепке в старшей группе по мотивам дымковской игрушки «Петух»» (включая файлы) размещена пользователем Анаит Оганнисян на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД