МААМ-картинки

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебный камень»

Пятковская Кристина
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебный камень»

Конспект по экспериментально - исследовательской деятельности

«Волшебный камень»

«Волшебный камень»

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире

что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку

захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал

(В. А. Сухомлинский)

Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности „Волшебный камень“» размещена в разделах

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Цели: Закрепить у детей понятии «лаборатория». Дать представления о назначении детской лаборатории, как вести себя во время эксперимента (техника безопасности).

2. Уточнить у детей, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство).

3. Напомнить о способе все узнать самим – эксперименте (опыте).

4. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами и свойствами магнита. 5. Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Формирование словаря (магнетизм, полюса, магнетит).

6. Вызвать интерес к экспериментированию.

О. О. Д.

1. Орг. момент.

Ребята, обратите внимание сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А сейчас,

Занятие мы начинаем,

Еще одну тайну сегодня узнаем.

Не отвлекайся, внимательным будь.

За новыми знаниями отправимся в путь!

2. Воспитатель:

-Ребята, я сегодня пришла утром в группу и слышу шум какой-то. Прислушалась, а этот шум доносится из шкафа. Подошла и шум прекратился. Посмотрела, а там знаете стоит стиральная машина. Не стала ее сама открывать, побоялась. Решила, что все вместе соберёмся, тогда и откроем. Ну что давайте посмотрим, что там. - Ой, ребята смотрите, тут коробочка какая то, записка и фиксики. Давайте я прочту записку. «Дорогие ребята пишем вам мы Симка и Нолик. Мы нашли волшебные камни и очень хотим, чтобы вы помогли узнать, что они умеют делать. Волшебные камни лежат в коробочке. А чтобы узнать, как они называются отгадайте загадки:

Этот камень не простой,

Он с изюминкой одной.

Может двигать он предметы

И притягивать железо.

Вы ребята не спешите

Этот камень назовите.

Ответ: Магнит

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в куче сена.

Ответ: Магнит»

Воспитатель: Давайте посмотрим, что в коробочке. Правильно, это магнит. Ну, что ребята поможем фиксикам исследовать эти волшебные камни. Тогда мы сегодня мы с вами опять побываем в нашей мини-лаборатории. Вы уже знаете, что все ученые проводили свои опыты в лаборатории, и добывали знания путем экспериментирования.

Кто из вас мне скажет, что такое лаборатория?

Лаборатория –это специальное помещение, необходимое для опытов и экспериментов.

Эксперимент – это особый метод исследования, с помощью него мы можем многое узнать, что нам неизвестно.

Прошу вас пройти в нашу лабораторию.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность

Магнит – это камень, у которого есть необыкновенная способность притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли - Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Также они обнаружили необычное свойство магнетита - притягивать железо.

Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.

Воспитатель: Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе? (Конструктор, магниты-значки, и т. д.) Еще магниты используют в магнитофонных колонках - динамиках, в холодильниках, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит.

- Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.

Все мы знакомы с магнитом, но не всегда задумывались о его интересных свойствах и характерных особенностях.

Прежде чем приступить к исследованию свойств нашего волшебного камня -магнита, вспомним правила техники безопасности в лаборатории (показать схему).

Опыт №1 «Магнитные полюса».

Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте соприкоснёмся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет. Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга

Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами - полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой - «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.

Дети: У нашей планеты Земля.

Воспитатель просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» - синим.

Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

Дети: Круглой.

Воспитатель: а почему люди, предметы, дома не падают с неё?

Дети: Земля притягивает к себе всё.

Самым большим, гигантским магнитом является планета, на которой мы живем - Земля. Вся живая природа: растения, животные, люди испытывают на себе воздействие земного магнетизма. Магнетизм столь же необходим всему живому, как вода, воздух, пища или солнечный свет.

Опыт2. Какие материалы притягивает магнит?

Воспитатель: Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т. п. А теперь подносите к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?

Кто сделает вывод?

Вывод:

Магнит притягивает к себе только железо.

Опыт3. Магниты действуют на расстоянии.

Перед вами листочки бумаги с нарисованной на ней линией, положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к магниту. Отметьте это расстояние.

Проведите этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств.

Вывод:

Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то называется "магнитным полем".

Вы немножечко устали?

Физминутка:

Потрудились – отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

Воспитатель: Присаживаемся на свои места, продолжаем наше исследование.

Задачки на сообразительность.

А теперь задачка на сообразительность. Я насыпала в миску манку и закопала в нее скрепки. Как можно быстро их собрать? В ответ дети могут предложить несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита притягивать все железное. Давайте, вы проверите так ли это. (Дети достают из манки скрепки при помощи магнита)

- Как вы сможете помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки? (ответы детей)

Опыт №4 Магнит действует через стекло, картон, воду.

Воспитатель: а теперь положите в блюдце железный болтик, под блюдце поднесите магнит и подвигайте его. Что вы видите?

Дети: болтик двигается вместе с магнитом.

Воспитатель: кто сделает вывод?

Вывод: магнитное поле действует через стекло.

Тоже сделаем с картоном.

Вывод: магнитное поле действует через картон.

Воспитатель:

Посмотрите, у вас на столе стоит баночка с водой. Опустите туда металлический болтик, а теперь приставьте к банке магнит и подвигайте его. Что вы наблюдаете?

Вывод: магнитное поле действует через воду.

Физминутка:

А теперь, ребята встали

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело!

А сейчас ребята мы посмотрим мультфильм про магнит и его свойства (просмотр мультфильма)

Зарядка для глаз

Глазки вверх поднимем мы-улыбнемся,

Глазки вниз опустим мы-улыбнемся,

Глазки влево повернем-улыбнемся,

Глазки вправо повернем

И работать мы начнем.

Воспитатель: На этом сегодня наши исследования закончились, лаборатория наша закрывается.

Прошу вас встать и пройти на ковер.

Рефлексия: Ребята, какой ответ мы напишем фиксикам?

Что мы сегодня исследовали?

Какими свойствами обладает магнит?

Конечно мы исследовали не все его свойства, но продолжим на следующем занятии. А фиксикам я напишу записку с нашими исследованиями и положу ее в стиральную машину. Они ночью оживут, прочитают ее и будут очень рады, что мы с вами такие любознательные.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о занятии по экспериментально-познавательной деятельности в разновозрастной группе «Волшебный магнит»Фотоотчёт о занятии по экспериментально-познавательной деятельности в разновозрастной группе «Волшебный магнит» Цель:познакомить детей со свойствами магнита. Задачи:формировать конкретные представления детей о магните и его свойствах. Развивать мыслительные.

Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри»Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри» " Разноцветные мыльные пузыри" Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для развития личности ребенка проходят во время.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа)Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа) Цель. Формировать у детей представление о свойствах воды: прозрачная, может менять цвет и вкус, предметы в ней тонут и плавают. Задачи.

Конспект занятия по исследовательской деятельности «Воздух» .

Конспект НОД «Волшебный камень-магнит»Конспект НОД «Волшебный камень-магнит» НОД "Волшебный камень - магнит" Поисково-познавательная деятельность в средней группе Цель: Развитие познавательной активности у детей.

Проект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возрастаПроект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возраста Тип проекта: экспериментально-исследовательский Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020) Участники проекта: дети, воспитатель,.

Творческая работа с элементами исследовательской деятельности «Волшебный цветок»Творческая работа с элементами исследовательской деятельности «Волшебный цветок» Творческая работа с элементами исследовательской деятельности «Волшебный цветок» Авторы: дети группы общеразвивающей направленности 6-7.

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный камень — магнит»Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный камень — магнит» Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование. Задачи: Образовательные: 1. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебный камень»
Опубликовано: 20 января 2022 в 08:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебный камень»» (включая файлы) размещена пользователем Пятковская Кристина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД