Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Теплый хлеб»

Евгения Вахрушкина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Теплый хлеб»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область : развитие речи

Возрастная группа : подготовительная

Тема : Чтение сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Цель: знакомство детей со сказкой К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Программное содержание:

-познакомить с новым произведением;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Теплый хлеб“» размещена в разделах

-закрепить умение отличать народные сказки от литературных, сказку от рассказа;

-учить отвечать на вопросы по содержанию текста;

-закрепить названия диких животных и их детенышей;

-расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи;

-развивать речь, мышление, слуховое восприятие, память;

-воспитывать доброту, вежливость, культуру общения, умение признавать свои ошибки и исправлять их, бережное отношение к природе.

Дидактический наглядный материал:

Портрет К. Г. Паустовского, презентация, иллюстрации, шаблоны в форме сердца.

Вводная часть

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Мы рады им.

Давайте начнем наше занятие – игру со светлой доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, справа, улыбнитесь мне и нашим гостям. И пусть это хорошее настроение сохранится у нас на протяжении всего занятия.

Игровая ситуация «Отгадайте загадку».

- Возьмите за руку соседа и произнесите: «Мы все за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.»

- Ребята, сегодня я вам что-то принесла, попробуйте отгадать:

Вот он –

Теплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол –

Он пожаловал – пришел. В нем –

Здоровье, наша сила,

В нем –

Чудесное тепло.

Сколько рук

Его растило,

Охраняло, берегло!

-да, это то, без чего мы не представляем свою жизнь. Это хлеб, хлебушек! Одним из даров, выращенных человеком, является хлеб. Не зря в народе говорят: «Хлеб всему голова». Хлеб – символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено главное место на нашем столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один прием пищи.

- Ребята, а какой бывает хлеб? Давайте подберем эпитеты к слову хлеб (пушистый, свежий, мягкий, пышный, вкусный, белый, теплый, черный, ароматный, румяный, горячий, полезный)

Основная часть

Сообщение темы занятия, знакомство с писателем

- Сегодня мы познакомимся с новой литературной сказкой «Теплый хлеб». Написал ее писатель Паустовский Константин Георгиевич. Писал Паустовский о природе. Свои рассказы он посвятил детям. Его книги учат любить природу, быть наблюдательными, уметь фантазировать, быть добрыми и честными. Сегодня хочется вас познакомить с мудрой сказкой, которую написал Паустовский «Теплый хлеб», а в чем ее мудрость, попробуем разобраться вместе.

- Сказка «Теплый хлеб» была написана спустя 9 лет после победы в Великой Отечественной Войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Это было очень трудное и голодное время.

- В этой сказке вы услышите слово: кавалеристы. Кто это? (род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь)

- Что такое околица? (край деревни)

- Что такое плотина? (плотина-запруда, сооружение из земли, камня, железа, бетона и т. п., устраиваемое поперек реки для поднятия уровня воды или поперек оврага для образования искусственного пруда.)

- Водяная мельница? (механизм, приводимый в действие потоком воды, протекающим через водяное колесо для размола зерна.)

Зрительная гимнастика «Бабочки»

- Ребята, я хочу, чтобы ваши глазки настроились на просмотр слайдов. Посмотрите на меня. Пусть ваши глаза на несколько секунд станут бабочками.

«Бабочки летят» – поморгайте глазами сначала медленно, потом быстро.

• Закройте глаза, откройте.

«Бабочки» медленно полетели вверх, вниз.

• Закройте глаза, откройте.

Чтение сказки с показом презентации

2 слайд. Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше.

3 слайд. Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала. Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди - помогал Панкрату чинить плотину.

4 слайд. Зима в этот год стояла тёплая. Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молотить муку.

5 слайд. Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу "Ну Тебя". Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: "Да ну тебя!". На любое предложение или замечание Филька хмуро отвечал: «Да ну тебя!»

6 слайд. В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

7 слайд. Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь потянулся к хлебу. "Да ну тебя! Дьявол!" - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и грубо крикнул - Вон твой хлеб!

8 слайд. Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас на деревню налетела снежная буря.

9слайд. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так сильно мело кругом. Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: "Да ну тебя!" - и прислушался. Филька слышал тонкий и короткий свист - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.

10 слайд. Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи в деревню пришел сильнейший мороз. Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт «неминучая смерть». Воды нет, мука у всех кончилась, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.

11 слайд. От бабки мальчик узнал, что сто лет назад на деревню упал такой же лютый мороз. Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. 12 слайд. - Отчего же стрясся тот мороз? - спросил Филька. - От злобы людской, - ответила бабка. - Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик и крикливый, оскорбил калеку. Бросил ему на землю заплесневелую корку. Тогда солдат вышел на двор, свистнул - и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила, ударил лютый мороз. А мужик тот злой умер от охлаждения сердца. Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз. И не отпустит мороз пока не поправит дурной человек своё злодейство.

13 слайд. А как поправить знает об этом только мельник Панкрат. Он старик хитрый, учёный. Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь?

14 слайд. Ночью он слез с печи, вышел из избы, с трудом добрался до мельницы и рассказал Панкрату как обидел коня.

15 слайд. - Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? - спросил Филька.

16 слайд. - Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненым конем тоже. Понятно?

- Понятно, - ответил упавшим голосом Филька.

17 слайд. А разговор подслушала сорока. Она жила у Панкрата в сенях.

18 слайд. Выскочила наружу полетела прямо на юг боялась замёрзнуть. А Филька в это время сидел на лавке, ёрзал, придумывал.

19 слайд. - Я, дедушка Панкрат, - сказал Филька, - как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Будет мука, будет всеобщее спасение.

20 слайд. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы.

21 слайд. И никто не заметил, что после полудня задул ровный и тёплый ветер, в воздухе запахло весной. Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее.

22слайд. К вечеру вернулась старая сорока и стала воронам рассказывать, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям. Всем известно, что сорока - самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили.

23 слайд. Старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.

24 слайд. Панкрат намолол муки. Ночью по деревне стоял запах тёплого хлеба с румяной коркой.

25 слайд. На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Филька тащил буханку свежего хлеба. Панкрат вышел на порог, спросил:

26 слайд. Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите?

- Да нет! - закричали ребята. - Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

- Ну что ж, - сказал Панкрат, - не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

27 слайд. Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню.

28 слайд. Но конь хлеба не взял. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:- Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

29 слайд. Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

30 слайд. Все улыбались, радовались. Только старая сорока должно опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал.

Физминутка

«На водопой»

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – "лакают”.

Вопросы по содержанию.

1. Как называется сказка? («Теплый хлеб»). Кто автор? (Паустовский Константин Георгиевич.)

2. Почему сказка называется литературная? Почему это сказка, а не рассказ? (У сказки есть автор.

Сказка- это вымысел, основана на выдуманных событиях, присутствуют чудеса, волшебство, то, чего не может быть на самом деле. Всегда счастливый конец. Всегда скрывается важная мораль. Рассказ основан на реальных событиях.)

3. Как конь оказался в деревне (Его оставили кавалеристы, конь был ранен.)

4. Почему Фильке дали странное прозвище? («Да ну тебя!» – его любимое выражение)

5. Как Филька встретил коня?

6. Что произошло? (Ударил коня, бросил хлеб в снег.)

7. Про какое бедствие рассказала бабка Фильке?

8. Как вы думаете, понял Филька свою вину перед конем?

9. Что придумал Филька для спасения деревни?

10. Какую роль сыграла сорока в спасении людей?

11. Как помирились конь и Филька? (Филька преподнес коню буханку свежего хлеба.)

12. Чему учит нас эта сказка? (Чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и жестоким.)

- Это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую». Паустовский показывает нам, что Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. В самом начале произведения «зима стояла тёплая», затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло весной». Одновременно с изменениями в погоде произошли изменения и в душе Фильки. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что Филька согрел его теплом своей души. Паустовский учит нас исправлять «злодейство» и не совершать плохих поступков.

- Как вы считаете пословица: «Умел ошибиться – умей и поправиться» подходит к данной сказке? (Да, подходит.)

Заключительная часть

(показываю рисунок сердца, одна половина которого черная, другая – красная. Ребята, каким было сердце у Фильки в начале сказки? А потом? Чему учит сказка, каким должен быть человек? (Сначала сердце было жестоким (черным, а потом добрым (красным).

Рефлексия

Предлагаю вам раскрасить сердце. В какой цвет будете раскрашивать? (красный)

- Ребята, сохраните эти добрые сердца и помните, чем больше любви и теплоты и заботы вы отдаете, тем успешнее будет ваша жизнь в будущем, ведь добро всегда возвращается добром и признанием.

Молодцы! Спасибо за занятие!

.

.

Прикреплённые файлы:

teplyi-hleb-kopija_o73l6.pptx | 3435,54 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел» Воспитатель: Ряполова П. С. Цель: совершенствовать знание детей о том, как хлеб пришел к нам на стол. Задачи: Образовательные: -закрепить.

Конспект ООД по речевому развитию «Беседа по содержанию рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб»Конспект ООД по речевому развитию «Беседа по содержанию рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Профессии» Цель : закреплять знания о профессиях. Образовательные задачи: - расширение и уточнение представлений о профессиях людей; - учить составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Теплый хлеб»
Опубликовано: 8 мая 2024 в 12:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Теплый хлеб»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Вахрушкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД