Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в Страну русских народных инструментов» в подготовительной к школе группе

Юлия Гуськова
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в Страну русских народных инструментов» в подготовительной к школе группе

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

(подготовительная к школе группа)

Интеграция областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Публикация «Конспект образовательной деятельности „Путешествие в Страну русских народных инструментов“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.

Задачи:

1. Расширять и закреплять знания детей о русских народных инструментах.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально-эстетический вкус средствами музыки.

3. Дать представление о том, как выглядят и как звучат русские народные музыкальные инструменты, дать понятие дирижера и оркестра.

4. Формировать желание и интерес к игре на русских народных музыкальных инструментах.

5. Развивать навык игры на инструменте индивидуально и в оркестре.

6. Познакомить детей с тюменским оркестром русских народных инструментов им. Л. Ф. Беззубова

7. Воспитывать положительное отношение к истокам русской народной культуры.

8. Воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах, учить ритмично играть на них;

9. Учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации;

10. Учить создавать новые инструменты используя подручные средства, стимулируя творческие проявления.

11. Совершенствовать речь детей, умение свободно и четко высказывать свои мысли.

Дети под русскую народную музыку «Светит месяц» входят в зал становятся в круг, музыкальный руководитель встречает детей в русском народном костюме, в руках у нее дудочка. Здоровалка.

Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, как я сегодня одета, что это на мне?

Дети. Русский сарафан.

Музыкальный руководитель. Совершенно верно, а что у меня в руках?

Дети. Дудочка.

Музыкальный руководитель. Все верно, это дудочка, русский народный инструмент, я привезла его из поездки в качестве сувенира, когда ездила в город Тобольск. Ребята, а ведь я неспроста сегодня надела русский народный сарафан и взяла в руки русский народный инструмент, потому что сегодня я хочу пригласить вас в страну русских народных инструментов. А как вы думаете, почему инструменты называются народными? (Ответы детей.) Совершенно верно, народными они называются потому, что придумали их мастера давным-давно, никто и не помнит их имен, потому и говорят «эти инструменты придумал народ». А почему же они называются русскими? (Ответы детей.) Да, русскими они называются потому, что придумали и играют на них русские люди, которые живут в России. Ну что, вы готовы отправится в страну русских народных инструментов?Тогда, в путь! А будем двигаться мы с вами по музыкальной дорожке подскоками.

(Звучит русская народная мелодия «Ах вы, сени» в сопровождении ударных русских народных инструментах, подходят к столу, где лежат ударные инструменты, на экране появляется слайд.)

Музыкальный руководитель. И пришли мы с вами в первый город, это город ударных инструментов. Как вы думаете, почему они так называются?

Дети. Потому что при игре в них ударяют.

Музыкальный руководитель. Ударные инструменты самые древние, первобытный человек выбивал ритм по костям мамонта, затем люди натянули на полые деревянные предметы кожу, и появился первый барабан, который вы все не раз видели, ну а русские люди как придумали ударные инструменты? (Ответы детей. Рассматривают инструменты, педагоги помогают. (Ложки, трещотки, колотушка, бубенцы, рубель) Какие инструменты вам знакомы (Ответы детей.)

Воспитатель. (СЛАЙД) Ложки - русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Вы, конечно, все видели ложки и не раз играли на них.

(СЛАЙД) А это что за инструмент (Ответ детей.) Да, это колокольчики, у колокольчиков чашечка открыта книзу и по его краям ударяет металлический язычок (показ). А это бубенцы, они похожи на детскую погремушку, несколько металлических шариков катаются и звенят внутри шарика побольше (показ) (СЛАЙД)

Музыкальный руководитель. Ребята, а это трещотки, инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах, или вот другая трещотка, давайте послушаем как она звучит? (показ)

Ребята, это рубель, в старину его использовали, в первую очередь, как утюг, им гладили белье, потом стали проводить палочкой рубящими движениями по неровной поверхности утюга и получился вот такой звук (показ)

Воспитатель. Конечно, интересно инструменты рассматривать, но так хочется на них поиграть и я предлагаю поиграть в игру «Веселые музыканты».

Музыкальный руководитель. Ребята, сейчас у нас будет звучать целый оркестр ударных инструментов, но перед началом игры давайте вспомним кто же управляет оркестром?

Дети. Дирижер.

Музыкальный руководитель. Совершенно верно.

Воспитатель. А сейчас слушайте правила игры: вы должны взять по одному инструменту и встать в круг, в центре круга будет стоять дирижер, он будет управлять оркестром, остальные играют на инструментах под 1 часть русской народной мелодии, как только музыка закончится, вы должны будете положить свой инструмент на ковер, повернуться и побежать под 2 часть музыки, по окончании музыки вы должны взять в руки любой инструмент, кто не успеет, тот становится дирижером.

Проводится игра «Веселые музыканты»рнм «Барыня» (2-3 раза)

Музыкальный руководитель. Замечательно поиграли, давайте положим инструменты на место и продолжим наше путешествие. А пойдём мы с вами опять по музыкальной дорожке на носочках.

Звучит русская народная мелодия «Вейся, вейся, капустка»

в сопровождении духовых русских народных инструментах, подходят к столу, где лежат духовые инструменты (СЛАЙД)

Музыкальный руководитель. Ребята, вас приветствует город духовых инструментов. А почему они так называются? (Ответы детей.) Духовые инструменты появились тоже очень давно. А как выдумаете, как же появились духовые инструменты, как люди их придумали, что они делали? (Ответы детей.) Совершенно верно, люди дули в морскую раковину, в трубочку тростника. Потом придумали и другие инструменты в которые можно дуть, а звук возникает из-за движения воздуха, который вдувается в отверстие,это и есть духовые инструменты. Какие духовые народные инструменты вы знаете? (Ответы детей.) (СЛАЙД)

Вот посмотрите - жалейка – это небольшая трубочка из тростника, дерева. В боковых стенках трубочки есть отверстия. Тембр жалейки – пронзительный, гнусавый. Самый близкий ее родственник — пастуший рожок. К концу дудочки приделан рожок, он делает звук сильней. На них играли пастушки, звук в тишине полей и лесов разносился на многие километры и они перекликались между собой. Давайте послушаем как звучит жалейка. (Дети слушают звучание жалейки)

Воспитатель. (СЛАЙД) А вот еще один духовой муз. инструмент – свирель – это маленькая дудочка, состоящая из двух деревянных трубок разной величины с боковыми отверстиями и свистками. (показ инструмента и игра на нем) Давайте послушаем как музыкант играет на свирели. (Дети слушают звучание свирели в записи.)

Музыкальный руководитель. Дети, мы с вами знаем песенку про дудочку, давайте ее споем.

Дети исполняют песню «Дудочка» Муз. М. Красева, сл. Н. Френкель

Музыкальный руководитель. А вот еще один музыкальный духовой инструмент, кто вспомнит, как он называется?

Дети. Свистулька.

Музыкальный руководитель. Свистульки можно сделать как из дерева, так и из глины и даже из пластика. Им придавали форму птичек, рыбок, животных, раскрашивали в яркие цвета. Внутри было отверстие, в которое вдували воздух и получался такой свистящий звук, поэтому инструмент так и назвали свистулька (показ инструмента и игра на нем). А вы хотите поиграть на свистульках и других духовых русских народных инструментах? (Ответ детей)

Дети играют на дудочках и свистульках под рнм «Вейся, капустка»

Музыкальный руководитель. Можно убрать инструменты на место, а мы с вами отправляемся в следующий город русских народных инструментов. И двигаться будем как лошадки, прямым галопом.

Звучит русская народная мелодия «Светит месяц»

в сопровождении струнных русских народных инструментах, подходят к столу, где лежат струнные инструменты (СЛАЙД)

Музыкальный руководитель. Я думаю, вы уже догадались как называется следующий город.

Дети. Это струнный город.

Музыкальный руководитель. Совершенно верно, люди экспериментировали, натягивая струны из разнообразных материалов. Посмотрите какой инструмент здесь лежит, он очень похож на гусли, но немного отличается формой, называется он цимбалы, давайте послушаем как они звучат.

Дети слушают звучание цимбал, гуслей

Воспитатель. Дети, а какие вы еще знаете струнные русские народные инструменты. (Ответ детей.) Ну, конечно же, балалайку, русский народ очень любил этот инструмент, а название его произошло от слова «балакать». Давайте послушаем как она звучит. (Дети слушают звучание балалайки.)

Музыкальный руководитель. Конечно, на струнных инструментах играть непросто, этому надо специально обучаться в музыкальных школах и мы на них не сможем сейчас сыграть,так как, например, на духовых или струнных инструментах, но если объединить все инструменты, а музыкантов рассадить по группам то получится целый коллектив музыкантов, который как называется?

Дети. Оркестр.

Музыкальный руководитель. Совершенно верно, у нас в Тюмени есть такой оркестр русских народных инструментов под руководством дирижера Владимира Лавришина, я не раз ходила на их концерты и предлагаю вам сейчас присесть и послушать наш тюменский оркестр.

Видеофрагмент тюменского оркестра русских народных инструментов

Музыкальный руководитель. Какие инструменты вы увидели сейчас в оркестре? (Ответы детей. Беседа об инструментах которые увидели дети: домре, гармошке, баяне)

Сначала ложкой съел я кашку,

Погладил рубелем рубашку,

Потом на рубеле и ложках

Я вам сыграл еще немножко.

Воспитатель. Дети подойдите все сюда, что вы видите (Ответ детей.) Сегодня вы узнали, что такое русские народные инструменты, послушали, как они звучат, а также вы узнали когда и как появились народные инструменты, как вы думаете, а вы сами смогли бы сделать инструменты, как это придумал русский народ? (Ответы детей.) А как нам это можно сделать? (Ответ детей.) Ну, тогда приступаем, сейчас каждый из вас придумает и создаст свой инструмент.

Дети мастерят инструменты и затем играют на них

под русскую народную мелодию «Светит месяц»

Музыкальный руководитель. Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что именно вам понравилось? А вы хотите дальше изучать историю русских народных инструментов? А вы бы хотели сходить на концерт нашего тюменского оркестра? А кто-нибудь из вас хотел бы научиться играть на русских народных инструментах? Наше занятие окончено, до новых встреч!

Прощальная песенка и выход детей под русскую народную мелодию «Ах вы, сени!»

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Оркестр русских народных инструментов» в старшей группеФотоотчет о проекте «Оркестр русских народных инструментов» в старшей группе Отлично начался учебный год! Вновь реализую полюбившийся в нашем детском саду проект "Оркестр русских народных инструментов" с воспитанниками.

Фотоотчет о проекте «Оркестр русских народных инструментов» в старшей группе (ноябрь)Фотоотчет о проекте «Оркестр русских народных инструментов» в старшей группе (ноябрь) В ноябре мы с воспитанниками старшей группы продолжили знакомиться с оркестром русских народных инструментов. Мы закончили изучать семейство.

Фотоотчет «Знакомство с образом Бабы-яги в русских народных сказках» в подготовительной к школе группеФотоотчет «Знакомство с образом Бабы-яги в русских народных сказках» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В своем блоге я сообщала о нашем участие в федеральном конкурсе проектов по приобщению детей раннего и дошкольного возраста.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну русских народных инструментов» Цель: -познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание; -формировать у детей основы музыкальной.

Конспект НОД «Путешествие в страну Математики» в подготовительной к школе группеКонспект НОД «Путешествие в страну Математики» в подготовительной к школе группе Конспект НОД «Путешествие в страну Математики» в подготовительной к школе группе Цель: совершенствование знаний по формированию элементарных.

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в страну «Витаминную» в средней группе Цель: познакомить детей с основными витаминами «А», «В», «С», с продуктами их содержащими, определить какую роль они играют для здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в Страну русских народных инструментов» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 15 февраля 2024 в 21:09
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности «Путешествие в Страну русских народных инструментов» в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Гуськова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД