МААМ-картинки

Конспект НОД «Зимующие птицы» в старшей группе

Алсу Камалетдинова
Конспект НОД «Зимующие птицы» в старшей группе

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Тема: Зимующие птицы.

Цель уточнить представления детей о зимующих птицах. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД „Зимующие птицы“ в старшей группе» размещена в разделах

1)расширять представления детей о птицах (где живут, как зимуют, об их роли в природе и жизни человека

2)уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы», проговаривание названий птиц на русском и на татарском языке, чтение стихотворений о птицах.

3) развивать образное представление.

4) воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

5)Закреплять умение аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать на изделии.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Материал: компьютер, мультимедийный проектор, экран, альбом «Зимующие птицы», карточки для практической работы детей, запись голосов птиц, шапочки птиц для детей, картинки птиц, заготовки птиц, клей, вырезанные цветы

Предварительная работа: беседы о зимующих птицах, наблюдение за птицами на прогулках, изготовление с детьми кормушек, подкормка птиц, рассматривание иллюстраций, прослушивание голосов птиц, дидактические игры «Что это за птица, чтение художественных произведений о птицах : загадки, стихи, рассказы: В. Бианки «Синичкин календарь» («Сова», заучивание стихотворений о птицах на русском и на татарском языке, лепка птиц.

Ход занятия

Дети собираются в круг.

Собрались все дети в круг Жыелдык бергэлэшеп

Я твой друг и ты мой друг. Тугэрэккэ без бастык.

Крепко за руки возьмемся Кулга-кул тотынышып

И друг другу улыбнемся. Бер-беребезгэ елмайдык

-Ребята,посмотрите сколько у нас гостей. Давайте подарим им добрую улыбку и поздороваемся.

Я предлагаю вам отправиться на прогулку в лес.

Отправляемся в поход, много интересного нас ждет (шагают)

Мы шагаем друг за другом (тянут руни вверх на носочках)

Через кустики и кочки, через ветви и пенечки (поднимают высоко ноги, перешагивают, затем прыгают).

Вот и пришли мы в лес.

В лесу тихо, везде снег, потому что сейчас (зима).

Здравствуй, лес, зимний лес!

Полный загадок и чудес!

Посмотрите, кто это нас встречает в лесу? (Птицы) (на дереве картинки – дятел, синица, ласточка, снегирь)

-Опишите птиц, какие они?

(Тело покрыто перьями, они умеют летать, у них два крыла, клюв, две лапки).

-Посмотрите внимательно, среди этих птиц есть одна лишняя. Попробуйте догадаться, какая? (Ласточка). Почему ласточка лишняя? (Это перелетная птица, а остальные –зимующие).

-А что это за птицы такие – зимующие, почему их так называют?

(Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных местах).

Раздается стук дятла (запись).

-Ребята, вы догадались, кто это стучит? (дятел - тукран). Дети называют название каждой птицы на татарском языке.

На одного из детей надеть маску дятла. Дятел приносит с собой журнал.

-Посмотрите, к нам прилетел дятел и принес что –то интересное. Это журнал. Он называется «Зимующие птицы». Хотите рассмотреть его? Давайте присядем.

-Открываем первую страницу журнала. Она называется «На лесной опушке».

1. –Давайте послушаем, что расскажет нам наш гость – лесная птица дятел.

Ребенок в маске дятла читает загадку:

Хоть я не молоток – по дереву стучу.

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

-Что помогает дятлу держаться на дереве?

(Хвост и цепкие коготки).

-Действительно, благодаря хвосту из упругих жестких перьев и сильным лапкам с коготками дятел очень хорошо лазает по деревьям, как настоящий акробат.

-А как люди часто называют дятла? (Лесным доктором). А почему его так называют, кто знает?

(Он «лечит» деревья от вредных жуков).

-Верно, дятел ищет себе корм и очищает дерево от жуков и их личинок.

-Давайте посмотрим, как дятел ищет себе корм.

-Чем еще питается дятел зимой, кроме найденных под корой насекомых?

(Семенами сосновых и еловых шишек).

2. -Давайте попробуем узнать по песенке другую птицу, которую мы часто видим на улице во время прогулок (включается запись голоса синицы) (синица - песнэк)

Если дети не отгадали, загадать загадку.

Загадка:

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки.

Отгадайте, что за птица?

Называется… (синица).

Выходит ребенок в шапочке синички и читает стихотворение:

Пусть я птичка –невеличка,

У меня, друзья, привычка,

Как начнутся холода,

Прямо из лесу сюда.

-Давайте посмотрим на эту шуструю и бойкую птичку.

-Синички прилетают с наступлением холодов поближе к людям из леса, когда там исчезают насекомые. Они уничтожают очень много вредных насекомых, личинок, гусениц. За один только день одна синичка может съесть насекомых больше, чем весит сама.

-Посмотрите на картинку нашего журнала и скажите, какие еще птицы зимуют в наших лесах? (Глухарь, сова).

3. – Отгадайте загадку про нашего следующего гостя: (снегирь – карабурек)

Выходит ребенок в шапочке снегиря:

Я красногрудый, чернокрылый,

Люблю я зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Появлюсь у вас опять.

-Давайте посмотрим на снегиря и послушаем его песенку. (Включается запись).

-Снегири живут в лесу. Летом они незаметны, а зимой они перебираются поближе к человеку. А если зима на севере очень суровая, оттуда они перелетают в те края, где зима потеплее.

4. -Познакомимся с еще одним зимним гостем. Отгадайте, что это за птица.

(Включается запись).

-Давайте послушаем нашего гостя –свиристеля. (свиристель-урман чыпчыгы)

Выходит ребенок в шапочке свиристели:

Прилетели свиристели,

Заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свири –свир!

Мы в лесу устроим пир!»

Физминутка

-А сейчас вы все будете птицами. Вокруг себя повернитесь и в синичек превратитесь…

Скачет шустрая синица, (дети прыгают)

Ей на месте не сидится.

Прыг –скок, прыг –скок,

Завертелась, как волчок. (кружатся вокруг себя)

-Вокруг себя повернитесь, в свиристелей превратитесь…

Прилетели свиристели, (машут «крыльями)

Под окном на ветки сели. (присели)

Ярче солнце засветило, (машут руками вверху)

Все вокруг нам стало мило.

-Вокруг себя повернитесь, в снегирей превратитесь…

Вот на ветках, посмотри, (хлопают себя руками по бокам)

С красной грудкой снегири. (важно поворачиваются, показывая грудку)

Распушили перышки, (прихорашиваются)

Греются на солнышке.

Головой вертят, (руки на поясе, повороты головы)

Улететь хотят. («полетели»)

5. -А сейчас для вас загадка про необыкновенную птицу : (клёст – чукыр)

Гнездо на ели птицы той,

Птенцы выводятся зимой,

У птицы нос крестом,

Зовут ее… (клестом)

-А для чего клестам такой клюв – кривой, похожий на щипцы?

(Чтобы доставать семена из шишек).

Клесты отличаются от других птиц еще тем, что выводят своих птенцов зимой.

-Откроем вторую страницу нашего журнала «Наши соседи».

6. -Вот прилетела стайка маленьких, сереньких птичек. (Включается запись). Что это за птицы? (Воробьи)

-Воробьи, так же, как и синицы, приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей. В Америке за это даже поставлен памятник воробью.

-Посмотрите на картинку. Каких еще зимующих птиц, которых мы постоянно видим рядом, вы можете назвать? (Сорока - саескан, ворона - карга, галка - чаука, голубь- кугэрчен).

А теперь я предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра: «Что это за птица (Дети по фрагменту тела птицы, называют название птицы)

Дидактическая игра «Назовите ласково»

-Назовите ласково:

*Кормушка- кормушечка

*Синица- синичка

*снегирь- снегеречек

*воробей- воробушек

*клюв- клювик

*хвост-хвостик

*перо-перышко

*крыло-крылышко

- гнездо-гнезд ышко

-А как называется четвертая страница нашего журнала, отгадайте:

В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей.

(Кормушка).

-Эта страница называется «Птичья столовая».

-Ребята, как мы заботимся о зимующих птицах, чем мы им помогаем? (подкармливаем).

-Да, мы ходим на площадку нашего детского сада, где организована большая птичья столовая из разных кормушек.

-Почему нужно заботиться о зимующих птицах?

(Потому что им голодно зимой)

-А как вы думаете, что для птиц страшнее зимой –голод или холод? (Голод).

-Правильно, от холода птичек защищают перышки и если птица сыта, то и

мороз может пережить, а вот если не сможет найти пищу, то может и погибнуть.

-Ребята, а почему птицы, о которых мы сегодня говорили, остаются зимовать у нас, а не улетают, как другие, в теплые края? Чем питаются зимующие птицы в природе?

(Потому что кроме насекомых, они могут есть и другой корм: семена и ягоды растений; корм, которым помогают люди).

-А зачем нужно заботиться о птицах? Какую пользу они приносят?

(Очищают леса и сады от насекомых –вредителей; радуют нас своим пением).

-Да, а еще птицы –украшение наших лесов.

-Будем заботиться о птицах и они обязательно отблагодарят нас красивыми песнями весной и летом.

Пальчиковая гимнастика на татарском языке.

Карга килер — казан асар,

Торна килер — тоз салыр,

Саескан килер — салма салыр,

Песнк килер — пешерер,

Чыпчык килер — тшерер,

Моа бирер, моа бирмс,

Моа бирер, моннан лыр,

Кетер, кетер, кетер,

Казан тбен кимер…

- А теперь я предлагаю вам выполнить задание на карточках.

Дети подходят к столам. На них лежат карточки и карандаши.

–Выберите для каждой птицы ее любимое лакомство. Соедините линией птицу и ее любимый корм.

(Клест –шишка; снегирь –рябина; синица –сало; воробей –семечки).

Игра «Собери картинку».

Раздаю детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены зимующие птицы.

- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их. (Детям, затрудняющимся в выполнении, даю зрительную опору в виде целостной картинки.)

- Расскажите, что получилось после того, как вы сложили картинку.

- Это…

- Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой.

Дети выполняют задание (во время выполнения задания включить фонограмму записи голосов птиц).

-Ребята, вам понравилось наша прогулка? Что было особенно вам интересно?

На прошлом занятии мы с вами приготовили заготовки для изготовления птиц. Давайте доделаем наших птичек, украсим их. Мы с вами знаем, что в орнаменте нашего народа преобладают цветочные узоры. Давайте украсим наших птичек цветами.

(Предлагаю детям украсить птиц аппликацией из цветов.)

Публикации по теме:

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Календарный план образовательной работы на неделю «Зимующие птицы» в старшей группеКалендарный план образовательной работы на неделю «Зимующие птицы» в старшей группе План работы с 20 по 24 января Тема: «Зимующие птицы» Задачи: - Формировать представления о зимующих птицах (условия их жизни, роли человека.

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы» в старшей группеКонспект интегрированного занятия «Зимующие птицы» в старшей группе Конспект интегрированного занятия на тему: «Зимующие птицы», в старшей группе Цели: воспитывать бережное отношение к птицам. Задачи: Развивающие:.

Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность с элементами ручного труда в старшей группе «Зимующие птицы»Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность с элементами ручного труда в старшей группе «Зимующие птицы» Тема:«Зимующие птицы»Цель: закрепить и уточнить знания о зимующих птицах; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «зимующие».

Конспект НОД в младшей группе «Зимующие птицы» Конспект НОД младшая группа «Зимующие птицы». Цель: Закреплять знания детей о зимних явлениях в природе, расширять представления о зимующих.

Конспект НОД «Зимующие птицы» в подготовительной к школе группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие. Цель: расширение представлений.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы».Составила :Макарова И. Е. Цель: Формировать и закреплять знания о зиме.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Зимующие птицы» Цели: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать.

Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Зимующие птицы»Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Зимующие птицы» Задачи: Развивающие: • вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания; • совершенствовать.

Проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группе Проект «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» в старшей группе Воспитатель Смирнова Л. А. Тип проекта : познавательно - исследовательский, групповой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Зимующие птицы» в старшей группе
Опубликовано: 14 февраля 2020 в 22:37
+45Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Зимующие птицы» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Алсу Камалетдинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД