МААМ-картинки

Конспект НОД «Животные и птицы нашего края» с детьми старшей разновозрастной группы

Ковтунова Галина
Конспект НОД «Животные и птицы нашего края» с детьми старшей разновозрастной группы

Конспект НОД с детьми старшей разновозрастной группы «Животные и птицы нашего края»

Воспитатель: Ковтунова Г. В.

Актуальность. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края.

Публикация «Конспект НОД „Животные и птицы нашего края“ с детьми старшей разновозрастной группы» размещена в разделах

Цель: Уточнять и расширять представления детей о животных и птицах, их внешнем виде. Совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарь по теме. Развивать зрительное восприятие и внимание. Воспитывать любовь к природе.

Задачи:

Образовательная:

1. дать представления детям о животных и птицах, среде их обитания, внешнем виде, повадках ;

2. закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;

3. формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.

Развивающая:

создать условия для развития внимания, памяти, речи, кругозора, умений и навыков, развивать познавательный интерес ребят;

Воспитательные:

воспитывать экологически грамотных граждан, любящих и бережно относящихся к родной природе.

Предварительная работа:

- Беседы с детьми о нашем родном крае;

- Рассматривание картин и иллюстраций о животных и птицах.

Оборудование:

мультимедийная установка, презентация, мешочек с семенами.

Ход занятия.

Воспитатель : Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка это символ добра.

Дружба – объединяет не только нас с Вами но и всех людей на Земле. А еще нас объединяет Родина она есть у каждого из нас. И как же называется наша общая большая Родина? (Ответы детей) В большой стране у каждого из нас есть свой маленький уголок – область, район, село, улица, дом, где мы живём.

Это наша малая Родина. Наша малая родина- это Ростовская область. А как называется наш посёлок? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Наш посёлок называется Краснопартизанский.

Воспитатель: Ребята, а у нас есть лес? (Ответы детей) У нас нет леса, но у нас есть степь.

И сегодня я вам предлагаю путешествие по нашей родной степи.

Тогда присаживайтесь на стульчики, а я прочту вам стихотворение, которое нас отправит в путешествие:

Ростовская область – край мой родной,

Дороже земли в мире нет,

Люблю я раздолье твое и покой,

Над Доном туманный расцвет,

Любимый мой край, я в тебя влюблена,

В тюльпанный твой запах степной,

Здесь я родилась и моя здесь страна

Не надо земли мне иной.

Воспитатель: Вот мы и оказались в нашей степи. Ребята, природа нашего края очень красива и разнообразна. А отправились мы сюда, чтобы познакомиться с животными и птицами, которые живут у нас.

Звучат голоса птиц (аудиозапись).

Воспитатель: Ребята, а голос каких птиц вы узнали? (Ответы детей) Слайд №2

Воспитатель- Птиц, обитающих на территории нашей степи очень много.

- Каких птиц вы ещё знаете? (Ответы детей).

В степи и у нас дома всегда можно услышать стук дятла. (Звучит аудиозапись). Слайд №3

Зимой тихо, но где-то вдали раздаётся короткий, отрывистый стук - это работает в своей "кузнице"дятел. Найдёт дятел дерево с расщелиной и устроит в ней свою "кузницу". Питаются дятлы насекомыми. Дятла называют лесным доктором. Дятел клювом-долотом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда.

Воспитатель: А вот следующая птица, отгадайте загадку:

Живёт он очень много лет,

Но, несмотря на возраст, чёрен,

Хранитель тайн, предвестник бед,

Мудрейший и коварный. Ворон

Слайд№ 4 Вороны разоряют большое количество птичьих гнёзд - любят полакомиться яйцами. Пожирают зерно, зелёные части растений, плоды и многое другое. Ворона - птица очень осторожная и умная. Однако серые вороны, которые живут у нас, назойливы до наглости. Найти гнездо вороны не всегда просто: в гнезде она ведёт себя очень тихо. И птенцы в гнезде тоже спокойны и смирны. Зимой вороны иногда присоединяются к стаям грачей.

Воспитатель:

В серой шубке перовой

И в морозы он герой

Скачет, на лету резвится,-

Не орел, — а все же птица!

(Воробей)

Слайд № 5 Воспитатель. Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки, рассаживаются на деревьях, ветках кустарников и задорно чирикают. Живут воробьи в городе, и в деревне, рядом с человеком. Почему воробьи так любят соседство с людьми?

(люди их подкармливают)

Воспитатель: Да потому, что живя возле нас, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно весной свить гнездо.

Воспитатель. Строительство гнезда – дело нелегкое. Птицы летают, тащат в клювах перышки, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка. Воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы не боятся человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом у кота.

Воспитатель: Ребята, у меня есть мешочек. Вам интересно, что в мешочке? В мешочке корм для воробьёв. Чем питаются эти птицы? (Ответы детей). Я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек» и на ощупь определить, какой корм в них спрятан. Дети на ощупь определяют корм птиц. ( В мешочке насыпаны: семечки, хлеб, семена растений)

Воспитатель: Следующая птица :

Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета:

Верещунья, белобока,

А зовут ее…

(сорока)

Слайд №6 Сорока – это птица с которой мы знакомятся одной из первых, благодаря известной всем потешке «Сорока - ворона». Кто же не знает знаменитую считалочку про сороку - белобоку? Помните?

Сорока - белобока

Кашку варила, деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!

Ты в лес не ходил,

Дров не носил,

Тебе кашки не дам!

Слайд 6 У сороки по бокам перышки белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у сороки хвост - перья на нём с красивым зеленоватым отливом. Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Корм сорок разнообразен- сорока не только пожирает мелких млекопитающих, насекомых, гусениц, но и разоряет гнёзда других птиц. Кроме того, она охотно употребляет в пищу различные ягоды, фрукты, злаки.

Воспитатель: А эта птица большая и очень красивая:

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

(Журавли)

Слайд №7 Живут журавли около водоёмов, которые граничат с полями. Птицы эти умеют плавать, высоко и красиво летают. Это умные, храбрые птицы. С раннего утра журавли заняты поисками пищи, всевозможных земноводных, мелких насекомых, червей и небольших рыбок. Но всё-таки главный их корм составляют семена, почки, клубни и корешки.

Физкультминутка. «Перелетные птицы»

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают. («клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели (улетают», садятся)

Воспитатель: Вот мы с вами вспомнили некоторых птиц, которые живут у нас. А теперь поговорим о животных, которые живут в наших степях.

Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала Да побежала. (Еж)

Слайд № 9 Кто это, ребята? (Ответы детей)

Воспитатель: Это ушастый ёж. Этот симпатичный маленький зверёк весит от 200 до 500 г, длина его тела 14 – 27 см. Ушки, длиной до 5 см очень подвижны и отменно все слышат. Глаза хорошо видят, и чутьё не подводит. Иголки растут только на спине, а бока и брюшко покрыты густым мягким и коротким мехом. Мордочка животного заостренная, носик черный, длинные усы. Окрас от светло-серого до светло-коричневого цвета. Встречаются и совсем темные особи, коричневые и даже черные. На сильных коротких лапках по пять пальцев, с острыми коготками.

Воспитатель: Серый, страшный и зубастый

Произвёл переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех… (Волк)

Слайд № 10 Воспитатель: Волк – это дикое или домашнее животное? (ответы детей)

Волк – лесной и степной житель, крупный зверь, внешне очень похожий на собаку. Волк является предком домашней собаки. Шерсть у волка густая, жесткая. Большая голова с широким лбом опущена вниз. Хвост у волка большой, пушистый. Все волки хорошо видят ночью, слышат малейший шорох, чувствуют едва уловимые запахи. Волк никогда не держит хвост поднятым вверх.

Воспитатель: Следующий представитель:

Под землею коридоров,

Переходов целых сто!

Там сидит хозяин в черном

Меховом своем пальто. (Крот)

Слайд № 11 Крот - маленький, одетый в черную шубку зверёк, ведущий подземный образ жизни. Встречается на огородах, полях в садах и парках. Живёт крот в местах, где рыхлая, плодородная почва. Как вы думаете, могут кроты жить в горах? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, твёрдые каменные горы не подойдут кроту для жизни, потому что он не сможет прорыть их.

Почти всю свою жизнь крот проводит под землёй, в глубоких норах и ходах. Поэтому увидеть крота на поверхности земли удается редко. Длина обыкновенного крота примерно с мою ладонь. У него продолговатое крепкое тело, маленькие, но сильные розовые лапки, с острыми коготками. Ладошки розовые, широкие, как лопатки, приспособленные для рытья и отгребания почвы вбок и назад. Как вы думаете, чем питается крот? (Ответы детей)

Воспитатель: В основном кроты питаются дождевыми червями, слизнями, личинками гусениц и жуков, земноводными и мелкими грызунами. Бугорки на поверхности почвы, которые создает крот (кротовины, — это ловушки. В кротовинах животное оставляет мускусные метки — их запах привлекает червей.

Гимнастика для глаз.

Наши глазки устали. Давайте сядем на ковер и немного отдохнем.

(Дети садятся полукругом напротив воспитателя).

(Дети в воздухе глазками рисуют круг, треугольник и прямую линию от пола до потолка, потом закрывают глазки, чтобы отдохнуть).

Воспитатель: Ой, ребята, пока мы отдыхали, все слова в моем конспекте перепутались. Помогите мне разобраться.

Словесная игра «Что не так». Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верную фразу.

У волка – лисята, они живут в логове

У медведя – зайчата, они живут в норе

У белки – волчата, они живут в берлоге

У волка - бельчата они живут в дупле

У зайца - медвежата они живут в берлоге

У лисы – волчата они живут в дупле.

Воспитатель: Этого зверька вы очень хорошо знаете. Его часто можно встретить даже около дома.

Посмотри, дружок, постой,

Видишь - впереди косой.

Выглянул он из куста,

Не кричи - даст стрекача.

Шубку он свою меняет:

Зиму в белой коротает,

Летом в серую одет.

Зайца цвет спасет от бед.

Слайд № 13 Воспитатель: Это верно для других зайцев, живущих в более холодных местах. Мы, ребята, живем на юге нашей страны и снег зимой у нас бывает не всегда. Поэтому зайцам, живущих в наших степях, не нужно менять серую шубку на белую, к зиме только чуть-чуть посветлее шубку наденут - светло-серую. Они называются зайцы-русаки. А если иногда снег выпадет, зайцы в это время отлеживаются, стараются не бегать. Мех зайца-русака короткий и густой. Подшерсток местами белый, местами темно-рыжий. Окраска меха земляного цвета, на шее желто-бурая с черными крапинками, на животе - белая. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, чтобы их не заметили хищники. Зайцы – травоядные животные. Что это значит? (Ответы детей).

Воспитатель: Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора деревьев. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево, кору зайцы сгрызут дочиста.

Воспитатель: Есть ещё один небольшой зверек, который живёт у нас. Отгадайте загадку.

Есть у нас уютный дом,

Под землей мы в нем живем.

Детям нам сказать пора:

Дом - … (мышиная нора).

Слайд № 14 Воспитатель: Полевые мыши живут в поле, вот поэтому их так называют.

Чем питаются полевые мыши? (Ответы детей)

В полях сеют злаки, которыми и любят полакомиться мышки, - пшеницу, рожь, ячмень, овес, просо. Зернышки всех этих злаков очень любят мыши. Они бегают между созревающими колосками и поедают упавшие на землю зернышки. Подземная нора, построенная в поле, очень удобна для полевых мышей. Во-первых, в поле земля мягкая, и мыши острыми зубами-резцами могут быстро прорыть себе норку. Во-вторых, рядом есть корм. В-третьих, нора защищает мышей от холода. И наконец, в норке мыши прячутся от врагов. Получается, что мышиная нора полна запасов и спасает грызунов от мороза, голода и от врагов.

Какие враги есть у полевых мышей? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем ещё в одну игру. Я буду задавать вопросы вы должны отвечать только ДА или НЕТ.

• Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

• Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

• Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

• Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

• Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

• Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)

• Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

• Я люблю свою природу, я ей помогаю (да)

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно ответили на вопросы.

Рефлексия.

1. Ребята, вам понравилось наше путешествие?

2. О каких животных и птицах вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Никогда не обижай – ни пчелу, ни мошку.

Ни улитку, ни жучка – темненькое брюшко.

Ни кузнечика в траве, скачущего ловко.

Ни блестящую в листве – божью коровку.

Ни синицу, ни дрозда, ни крота слепого.

Ни за что и никогда не обижай живого!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в ДОУ «Птицы нашего края»Конспект интегрированного занятия в ДОУ «Птицы нашего края» Никитина Светлана Викторовна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №40 «Русалочка»,.

Конспект НОД для старшей группы «Птицы нашего края» Образовательная область «Познавательное развитие» Цель:уточнить представление детей о птицах нашего края,упражнять в умение классифицировать.

Конспект НОД по рисованию «Птицы нашего края»» в подготовительной группеКонспект НОД по рисованию «Птицы нашего края»» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей о воробье через творчество. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о птицах, закрепить представления.

Конспект открытой НОД по познавательному развитию «Птицы нашего края» в старшей группеКонспект открытой НОД по познавательному развитию «Птицы нашего края» в старшей группе Возрастная группа: старшая 5 - 6 лет. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально - коммуникативное.

Конспект занятия «Птицы нашего края»Конспект занятия «Птицы нашего края» "Птицы нашего края"Программное содержание. Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц,.

Краткосрочный проект «Зимующие птицы нашего края» для старшей дошкольной группы детского сада Краткосрочный проект «Зимующие птицы нашего края» для старшей дошкольной группы детского сада. Введение Составитель: Храпатая Любовь Алексеевна,.

Конспект НОД по лепке «Зимующие птицы нашего края»Конспект НОД по лепке «Зимующие птицы нашего края» Цель: Закрепление знаний о зимующих птицах нашего края, привитие любви и заботы о зимующих птицах. Задачи: 1. Совершенствовать навыки.

Проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группе Проект «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» в старшей группе Воспитатель Смирнова Л. А. Тип проекта : познавательно - исследовательский, групповой,.

Викторина «Зимующие птицы нашего края» в старшей группеВикторина «Зимующие птицы нашего края» в старшей группе Викторина «Птицы нашего края» для детей старшей группы Цель: закрепление представлений детей старшего возраста о жизни птиц родного края.

Экологический проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группеЭкологический проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группе Тип проекта:информационный, групповой, краткосрочный- 1неделя. Цель: расширение и систематизация представлений детей о зимующих птицах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Животные и птицы нашего края» с детьми старшей разновозрастной группы
Опубликовано: 17 марта 2023 в 08:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Животные и птицы нашего края» с детьми старшей разновозрастной группы» (включая файлы) размещена пользователем Ковтунова Галина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД