Папки-передвижки

Конспект урока в 3 классе «Какие бывают тексты»

Степанова Лидия
Конспект урока в 3 классе «Какие бывают тексты»

Тема урока : «Какие бывают тексты

Класс : 3

Цель фрагмента урока : создание условий для усвоения знаний об отличительных признаках типов речи и умение определять тот или иной тип текста по признакам.

Задачи фрагмента урока :

1. Определять различные типы текстов, их характерные признаки и научиться различать их между собой.

2. Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.

3. Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Планируемые результаты:

Предметные:

Публикация «Конспект урока в 3 классе „Какие бывают тексты“» размещена в разделах

1) узнать какие бывают типы текстов;

2) научиться определять характерные признаки текстов;

3) сравнивать данные типы текстов;

Личностные:

1) способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.

Метапредметные:

Познавательные:

П1) понимать содержание текста, интерпретировать смысл;

П2) устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Регулятивные:

Р1) понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

Р2) выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

Коммуникативные:

К1) понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой);

К2) Осуществлять контроль, взаимоконтроль и самооценку;

Тип фрагмента урока : открытие новых знаний.

Оборудование: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 3 (1) кл., авторы-составители В. П. Канакина, В. Б. Горецкий, интерактивная доска, интерактивная панель, документ-камера, раздаточный материал.

Межпредметная связь: окружающий мир «Кто такие птицы?» 1 часть (1 кл.)

Этап урока Деятельность учителя Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности Приветствие

Здравствуйте, ребята, меня зовут Лидия Николаевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Посмотрите на слайд. Перед вами высказывание известного писателя Константина Георгиевича Паустовского

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.»

Воспитательный момент

Как вы понимаете данное высказывание? (Верно, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком).

- Ребята, а как вы думаете как нужно относиться к русскому языку?. (Верно, нужно любить русский язык и не портить его «лишними», плохими словами)

Молодцы.

Ребята, сегодня на урок к нам пришел сыщик вы будете расследовать дело вместе с ним, свои достижения и успехи вы будете отмечать у себя в дневнике наблюдений. Также у вас на партах лежат листы самооценивания. После выполнения заданий вы будете ставить плюсы. От них будет зависеть ваша оценка. Л1

Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднений в учебном действии Начнем урок с повторения ранее изученного материала. Сыщик подготовил несколько вопросов.

1. Что такое текст (это два или несколько предложений связанных по смыслу.)

2. Какие признаки текста вы знаете (все предложения связаны по смыслу, текст можно озаглавить)

-Посмотрите на доску, скажите, там написан текст?

Осень. Льётся песня. Я иду в школу.

-Почему это не является текстом?

-Молодцы, потому что предложения не связаны между собой по смыслу.

-А это является текстом?

Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.

-Молодцы. В этом тексте рассказывается про ласточку. К какому классу животных она относится? Верно. ( межпредметная связь: окружающий мир)

Целеполагание

Определите, какой это тип текста. Можем ли мы это сделать? Возникло затруднение. Как вы думаете почему? (мы не знаем типы текстов).

На основе проблемы самостоятельно сформулируйте тему урока, расставив слова по порядку.

тексты бывают Какие

Верно, тема нашего урока : «Какие бывают тексты

На основе проблемы самостоятельно сформулируйте цель нашего урока (узнать, какие бывают типы текстов, их признаки и научиться их различать)

Для того, чтобы достичь цели сегодня на уроке, нам необходимо спланировать свою деятельность. Расставьте пункты плана в правильной последовательности. (один из волонтеров выходит к доске)

Планирование деятельности

1. Узнать,какие бывают тексты и их признаки

2. Закрепить изученное

3. Проверить полученные знания

Не забывайте про технику безопасности: не работайте с панелью грязными и влажными руками, работайте стилусом; долго не смотрите на свет проектора. Будьте аккуратны с проводами.

Если вы согласны покажите солнышко. Вложите тему, цель, план в дневник наблюдений. Поставьте плюс в листе самооценивания. Р1, П2

Открытие нового знания -Для того, чтобы узнать какие бывают типы текстов сыщик подготовил мини-исследование в парах, у каждой пары на парте лежит карточка с текстом и вопросами помощниками, ваша задача, сделать вывод какой перед вами тип текста, ответив на вопросы помощники. На выполнение задания вам пол минуты. Выполнили покажите посадкой.

1 пара:

Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

1. О чем говорится в тексте?

2. Скажите, действие в этом тексте развиваются?

3. Какой вопрос мы можем задать к этому тексту?

4. Если мы будем фотографами, сможем ли мы этот текст поместить в один кадр?

5. В этом тексте повествуется о чем-то, или что-то описывается?

2 пара:

Дятел – это лесной лекарь, потому что он лечит деревья. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей из-под коры деревьев. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить.

Вопросы:

1. В тексте доказывается или описывается?

2. Есть ли в этом тексте рассуждение?

3. Какой вопрос можно задать по этому тексту?

4. Развиваются ли события в этом тексте?

5. Если бы мы были фотографами, сколько кадров понадобиться, чтобы запечатлеть это текст?

3 пара:

По дороге разгуливают грачи…Как они хороши! Все иссиня-черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей зовут белоносыми.

1. В этом тексте что-то описывается или доказывается?

2. Какие части речи преобладают?

3. Какой вопрос можно задать к этому тексту?

4. Развиваются ли события в этом тексте?

5. Если бы мы были фотографами, сколько кадров понадобиться, чтобы запечатлеть это текст?

-Итак, представители первой пары, перед нами ваш текст, скажите какой вывод вы сделали?

-Почему это текст повествование?

-Молодцы, это текст повествование, потому что действие в нем развивается, преобладают глаголы, текст отвечает на вопросы что делали, если бы мы были фотографами, мы не могли бы запечатлеть этот текст в одном кадре.

-Представители второй пары перед нами ваш текст, скажите какой вывод вы сделали?

-Почему это текст рассуждение?

-Молодцы, это текст рассуждение, потому что в нем доказывается какой-либо факт, преобладают глаголы, отвечает на вопрос что делал, мы не можем запечатлеть этот текст в одном кадре.

-Представители третьей пары перед нами ваш текст, скажите какой вывод вы сделали?

-Почему это текст описание?

-Отлично, это текст описание, потому что в нем описывается что-либо, преобладают прилагательные, отвечает на вопрос какой, этот текст мы можем запечатлеть в одном кадре.

-Давайте сделаем вывод, какие бывают типы текстов (повествование, описание, рассуждение). На какие вопросы отвечает текст повествования? Описания? Рассуждение?

Микровывод: Существует три типа текста – повествование, описание, рассуждение. Текст-повествование сообщает о том, что произошло, случилось, как развивались события. Отвечает на вопросы (кто, что, где, когда). Текст-описания – изображает предмет, явление. Отвечает на вопросы (какой, какая, какие, какое). Текст- рассуждения - это размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Отвечает на вопросы (почему предмет такой, почему к нему такое отношение).

Если мы провели исследование и узнали, какие бывают тексты и их признаки, поставьте «+» у себя в листе самооценивания. Как закончите, покажите посадкой. Сыщик доволен вашей работой. П1, К1, Р2, Р1, К2, П2, Л1

Закрепление изученного Поработаем по второму пункту и закрепим полученные знания. Для этого сыщик предлагает вам поработать в группах.. ,, … будут работать у интерактивной доски, а,, … у интерактивной панели.

Ребятам из первой группы необходимо будет прочитать текст, и написать, к какому типу он относится, на какие вопросы отвечает. (задание проводится с использование документ камеры. Карточка с заданием кладется под документ-камеру и учащиеся выполняют задание).

Ребятам из второй группы необходимо будет определить на какие вопросы отвечает каждый их предложенных текстов.

2 группа

Вчера утка с маленькими утятами шла по тропинке. Наташа наблюдала за ними. Утка начала громко крякать, а утята пищать. Наташа не досчитала одного утенка. (повествование)

Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший. ”(описание)

Что такое дружба? Для каждого дружба несет свое понятие, я считаю, что настоящие друзья должны быть всегда рядом. Только настоящий друг не покинет тебя в трудную минуту. (рассуждение)

Не забывайте про технику безопасности.

Поменяйтесь местами. Осуществите взаимопроверку и взаимооценку. Если все верно, покажите 5.

Садитесь на свои места. Ребята, если вы верно выполнили данное задание, в листе самооценивания поставьте «+».

Как закончите, покажите посадкой. К2, П1, К1, Р2, Р1, К2, П2, Л1, ПР1,ПР2

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Поработаем по третьему пункту плана и проверим полученные знания. Выполните индивидуальную разноуровневую проверочную работу. Выберите карточку с заданием, с которой вы справитесь. Зеленая карточка – легкая, вам необходимо будет определить тип текста. Красная карточка – задание повышенного уровня сложности. Самостоятельно заполнить таблицу по теме «Какие бывают тексты и написать на какие вопросы отвечает каждый из типов.

Выполнить задание вам помогут знания, полученные на уроке.

Зеленая карточка

Задание. Определите тип текста

1. Вывалилась на берег большая медведица. За ней выскочили два медвежонка. Медведица взяла одного за шиворот. Она окунула его в воду. Медвежонок визжал и барахтался. Другой медвежонок испугался холодной ванны. Он пустился наутёк в лес. Мать догнала его – и в воду.

___

2. На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит

___

3. Сколько разных цветов на земле! Я многие люблю, но особенно мне нравится гвоздика. Это очень красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

___

Красная карточка

Самостоятельно заполните таблицу по теме «Какие бывают тексты». Напишите на какие вопросы отвечает каждый из типов.

Какие бывают тексты.

Тип текста На какие вопросы отвечает

Осуществим самопроверку. Кто выполнил задание на зеленой карточке, поднимите правую руку. Давайте проверим под документ-камерой. Если все остальные выполнили задание также, то покажите солнышко.

Кто выполнил задание на красной карточке, поднимите левую руку. Давайте проверим под документ-камерой. Если вы выполнили задание также, то покажите класс.

Молодцы.

Если вы без ошибок выполнили самостоятельную работу, то поставьте себе «+» в дневнике наблюдений. Как закончите, покажите посадкой. П1, К1, Р2, ПР1,ПР2

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. Вспомним, какую цель мы поставили в начале урока. (узнать какие бывают типы текстов, их признаки и научиться их различать)

Если мы достигли поставленной цели и выполнили намеченный план, то покажите солнышко.

Рефлексия

Итак, если на уроке у вас не было затруднений, вы поняли новую тему и справлялись со всеми заданиями, то покажите 5. (если возникали какие-то трудности, и вы совершили 1-2 ошибки при выполнении заданий, по покажите 4). Я согласна с вашей самооценкой!

Вернемся к нашему высказыванию.

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Я считаю, что вы в полной мере раскрыли смысл данного высказывания в течение урока. Вы большие молодцы.

Наш гость очень доволен вашей работой, и говорит вам большое спасибо, что помогли ему расследовать дело. Он теперь с легкостью может пользоваться знаниями, которые вы помогли ему открыть. А наш дневник наблюдений поможет вам в дальнейшем изучении русского языка. Спасибо за урок. Я закончила! Р1, К2

Публикации по теме:

Конспект занятия «Какие бывают термометры» кружка по познавательному направлению «Метеослужба»Конспект занятия «Какие бывают термометры» кружка по познавательному направлению «Метеослужба» Задачи: уточнить и расширить знания детей о термометрах. Вызвать желание к опытно – экспериментальной деятельности. Развивать любознательность;.

Конспект беседы, для детей подготовительной группы «Какие бывают ракушки»Конспект беседы, для детей подготовительной группы «Какие бывают ракушки» Цель: Дать представление детям о моллюсках, как обитателях рек, озёр, морей. Задачи: обобщить, и расширить знания детей, о обитателях.

Конспект беседы с детьми «Какие бывают книги?» Задачи: 1. Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям. 2. Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах.

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Какие бывают дорожные знаки» Задачи: • усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения в социуме; • Формирование и закрепление знаний дорожных.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Какие бывают расходы?» Задачи: • знакомство детей с понятием «доход», раскрытие его основных источников; • закрепление количественного счёта, на подготовку к решению.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Какие доктора бывают?» Задачи: • формирование бережного отношения к своему здоровью, расширение представлений о профессии стоматолога; • формирование представлений.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект занятия «Какие бывают лошади?»Конспект занятия «Какие бывают лошади?» Цели и задачи: расширить знания детей о лошадях; их внешнем виде и значении, познакомить детей с породами лошадей, развивать двигательную.

Конспект занятия «Какие бывают термометры» Цель. Уточнить представления о термометре (комнатный, уличный, водный, почвенный термометр). Задачи: Закрепить знания о различных термометрах,.

Конспект занятия по развитию речи «Какие бывают иголки» Задачи: - учить составлять небольшой связный рассказ по набору картинок -расширять представления о многозначности слов, объяснять их значение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока в 3 классе «Какие бывают тексты»
Опубликовано: 19 апреля 2023 в 01:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока в 3 классе «Какие бывают тексты»» (включая файлы) размещена пользователем Степанова Лидия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД