МААМ-картинки

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Р] — [Л]»

Ксения Семенычева
Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Р] — [Л]»

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: Новая планета «Ларола»

Цель занятия : Дифференциация звуков Р-Л

Задачи:

1. Коррекционные:

Закрепить навыки различения звуков Р-Л в слогах, словах.

Развивать фонематическое восприятие.

2. Обучающие:

Формировать навыки фонематического анализа и синтеза.

Публикация «Конспект индивидуального занятия „Дифференциация звуков [Р] — [Л]“» размещена в разделах

Продолжать учить составлять предложения с заданным словом; согласовывать числительные с существительными; тренировать память, внимание; активизировать словарь.

3. Воспитывающие:

Воспитывать интерес к дид. играм на занятии; добрые отношения друг к другу.

Предварительная работа: подготовка необходимых материалов

Оборудование и материалы:

Этапы занятия Деятельность педагога Предполагаемая детская деятельность

Методы и приёмы Инструкции детям Виды помощи

Организационная часть

Игра «Запуск ракеты». Приветствие

Логопед:

Вася, мы отправляемся на планету «Ларола». Прежде, чем мы туда полетим, нужно облететь и

осмотреть ракету. Всё ли в порядке? Нет ли поломок?

- Всё в порядке! Готовимся к полёту.

Сообщение темы.

- Ты наверное догадался, что во время полёта на планету «Ралора» мы будем продолжать различать звуки Р-Л. Ребенок берет в руки самолёт и облетает ракету, произнося звук «Л».

Ребёнок изолированно произносит звук «Р»

Основная часть

Артикуляционная характеристика звуков

Речевая зарядка.

Развитие фонематического слуха.

Игра на внимание «Сигнальщики».

Игра «Собери из звуков слово».(синтез слова)

Игра «Замени звук в слове».

Игра «Засели жильцов по своим квартирам»

Звуковой анализ слов и дифференциация звуков Р-Л.

Согласование числительных с существительными. Игра «Счетовод».

Составление модели предложения с заданным словом.

Психогимнастика «Считалочка – бормоталочка».

Четкое проговаривание звуков Р-Л в словах, предложениях.

их сходство и различие

- На планете «Ларола» живут ларолуны. Разомнём свой язычок для общения с ними.

Ра-ра-ра – снежная гора. (руки вверх)

Ла-ла-ла – лодочка плыла. (соединить ладони лодочкой)

Ра-ла-ла – очень острая игла. (показываем указ. палец)

Ры-лы-ры – нос кусают комары. (Закрываем нос руками)

Ро-ло-ло – разноцветное стекло. (скрещивание пальцев)

Лу-лу-ру – принимаете в игру?

(диф-ция твёрдых звуков Р-Л на слух)

У нас на корабле своя азбука Морзе.

Логопед: Если ты услышишь звук «Р» - поднимай сигнальную карточку с буквой «Р», то же со звуком «Л», а если два звука в слове – две карточки.

Слова: буЛавка, коЛбаса, Радуга, мухомоР, Лопата, стоЛ, кРокодиЛ, доРога, тРуба, коРова, маРмеЛад, сЛон, соЛдат, фаРтук, саЛфетка, кЛаРнет.

- Мы попали в зону турбулентности. Садимся в свои кресла.

- Угадай слово по начальным звукам в словах :

Лук, Аист, Кошка. (логопед выделяет голосом первые звуки; используем картинки)ЛАК. Что такое лак (это жидкость покрывающая поверхность чего – либо)

Замените звук Л на Р. Что получилось? РАК. Кто такой рак? (животное)

Обрати внимание, мы поменяли в слове один звук и значение слова изменилось.

Слова: лов – ров дар - дал

лама – рама мир - мил

ложки – рожки жир - жил

лань – рань пир - пил

- Я предлагаю игру «Засели жильцов по своим квартирам».

Логопед: В доме три подъезда, в каждом подъезде три этажа, где живут жильцы. На чердаке «Схема» с указанием места звука в слове. Разложите картинки по «своим квартирам»

- Выбери понравившуюся картинку. Посчитаем её. (у детей карточки с цифровым полем – 1 3 5 ; 2 4 7.)

А теперь с этим словом составь предложение, выложи его модель.

(развитие внимания, ритма)

Зону турбулентности прошли, можно и подвигаться. Вспомните загадку о подсолнухе.

Золотое решето, черных домиков полно. (отхлопываем каждое последнее слово)

Вот мы и прилетели на планету «Ларола». А вот и первый её житель. Думаю, что он хочет нас обучить своему языку. (кукла)

-САЛОРАМАН!

- Здравствуйте!

- Сласвуйте!

- САМА КАРЕНА ЛАРОЛА (наша планета Ларола)

- Наша планета Земля!

- Ребята, какие знакомые звуки вы услышали в названии планеты РАЛОРА? (Л и Р)

- Трудный язык на планете ЛАРОЛА. Только мы с любыми трудностями справимся. Давайте научим жителя планеты говорить скороговорку:

- Проворонила ворона воронёнка. Пусть попробует сказать так же как и вы. Наводящие вопросы

Повторный показ движений

Повтор слова при необходимости

Наводящие вопросы

Исправление ошибок

Помощь в составлении предложения

Совместное отхлопывание

Пояснение действий Ребенок выполняет задание

Ребенок выполняет задание вместе с логопедом

Ребенок поднимает необходимые карточки

ребенок садится за стол

Ребенок отвечает на вопросы

Дети садятся за столы, звучит спокойная музыка

ребёнок отбирает картинки с заданным логопедом звуком

Ребенок отхлопывает последнее слово.

Ребенок обучает жителя планеты, повторяет слова, исправляет неправильное звукопроизношение слов.

Заключительная часть

Подведение итогов Логопед:

Пора возвращаться на землю. Жителю планеты мы дарим энциклопедию земли и приглашаем его к нам в гости. (повторяется часть игры «Запуск ракеты»)

- Путешествие закончилось!

Ребенок берет в руки самолёт и облетает ракету, произнося звук «Л».

Ребёнок изолированно произносит звук «Р»

Анализ занятия :

Логопедическое занятие соответствовало всем общим требованиям. Формулировка целей и задач корректна, была озвучена детям в начале занятия в упрощенном варианте. Данное занятие соответствовало перспективному плану и возрастным особенностям ребенка.

Структура занятия была выбрана корректно. Все этапы занятия были логично выстроены, постепенная дифференциация звуков Р и Л.

Методы и приемы работы были адекватными, соответствовали психофизическим особенностям детей. Был учтен принцип от простого к сложному, продуктивной обработки информации, комбинирование методов работы.

На занятии формировалась дифференциация звуков Р и Л в процессе игровой деятельности (путешествие в страну Ларола).

Педагогический такт, доброжелательность, эмоциональность, темп занятия были соответствующими. Темп- средний, логопед был доброжелательным к ребенку, всегда помогал и не ругал за ошибки, был в меру эмоциональным, речь была качественная и четкая.

Логопед подготовился к занятию соответствующе, знал структуру, подготовил заранее все необходимые материалы.

Логопед мотивировал детей на работу положительными комментариями и интересными заданиями. Дополнительной мотивацией ребенка служила незначительная смена деятельности и места выполнения.

Занятие проведено успешно, все цели и задачи были достигнуты. Продолжились формироваться навыки фонематического анализа и синтеза.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Р] — [Л]»
Опубликовано: 25 сентября 2023 в 21:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Р] — [Л]»» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Семенычева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД