МААМ-картинки

Изучение особенностей сформированности целостной картины мира у старших дошкольников

Куликова Оксана Юрьевна
Изучение особенностей сформированности целостной картины мира у старших дошкольников

Аннотация: в статье представлено обоснование и описание диагностики сформированности целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста. Определены основные критерии: познавательно-когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный. Описаны показатели каждого критерия, предложены соответствующие диагностические методики. На основании собственных экспериментальных данных представлено описание уровней сформированности целостной картины мира у старших дошкольников.

Ключевые слова: целостная картина мира, старшие дошкольники, диагностика.

Публикация «Изучение особенностей сформированности целостной картины мира у старших дошкольников» размещена в разделах

Обеспечение полноценного развития личности детей дошкольного возраста тесным образом взаимосвязано с формированием первооснов целостной картины мира. Это обусловлено тем, что благодаря этому у ребенка складываются не разрозненные представления об окружающей действительности, а целостные и системные представления и образы, способствующие более осознанному и полному пониманию мироустройства, различных взаимосвязей между объектами, явлениями и процессами. Именно это обеспечивает наиболее высокий уровень развития познавательного и творческого потенциала дошкольников.

Основываясь на работах Э. И. Куликовской [1], И. А. Лыковой [2], Л. И. Пономаревой [3], Л. Ф. Труфановой [4] и многих других, можно определить, что формирование целостной картины мира у старших дошкольников является одной из значимых задач педагогической работы. В процессе воспитания и обучения у детей необходимо формировать четкие образы-представления, в которых отражено многообразие взаимосвязей и зависимостей различных объектов и явлений окружающей действительности. Однако для эффективного построения содержания и средств работы в данном направлении необходимо, в первую очередь, установить уровень сформированности целостной картина мира старших дошкольников.

Анализ научно-методической литературы показывает, что вопросы диагностики уровней сформированности целостной картины мира в период дошкольного детства мало разработаны. Исходя из работ Э. И. Куликовской [1], И. А. Лыковой [2], Л. В. Шелестовой [5] и многих других, была разработана диагностическая программа, способствующая установлению уровней сформированности целостной картины мира старших дошкольников.

Основу диагностической программы составляют критерии и показатели целостной картины мира:

1 критерий – познавательно-когнитивный, показателями которого выступают: знания детей о различных объектах живой, неживой природы, социокультурного окружения; способность к пониманию их взаимосвязей, к проведению элементарного анализа, сравнения и сопоставления; выраженность познавательного интереса к окружающему миру;

2 критерий – эмоционально-ценностный, включающие такие показатели, как положительные эмоциональные реакции в процессе познания окружающего мира, способность к определению лично значимых представлений и знаний, к объяснению собственного отношения к познаваемому материалу;

3 критерий – деятельностный, его показателями выступают: самостоятельность познавательно-поисковых действий, познавательная инициативность, способности к познавательным действия, исходящими из личных представлений детей об окружающей действительности.

В качестве методик диагностики каждого критерия были предложены:

- беседа «Общая осведомленность», составленная на основе субтеста Д. Векслера, позволяла определить сформированность познавательно-когнитивного критерия;

- проблемная ситуация «Что изменит форму?», основанная на опыте «Камень и глина, кто изменяет форму?», способствовало установлению сформированности эмоционально-ценностного критерия;

- познавательная задача «Найди все спрятанные предметы», составленная на основе методики Р. С. Немова «Какие предметы спрятаны на картинке?».

Данные методики позволяли определить уровни сформированности критериев целостной картины мира картины мира у старших дошкольников: низкий, средний и высокий.

Предложенная диагностическая программа была реализована в практической работе, в которой было обследовано 52 ребенка в возрасте 5-6 лет. Полученные количественные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Уровни сформированности критериев целостной картины мира у старших дошкольников

Критерий целостной картины мира Уровни Абс. %

Познавательно-когнитивный высокий 1 2%

средний 31 60%

низкий 20 38%

Эмоционально-ценностный высокий 0 0%

средний 35 67%

низкий 17 33%

Деятельностный высокий 0 0%

средний 32 62%

низкий 20 38%

Полученные данные позволили установить, что у старших дошкольников недостаточно сформированы все критерии целостной картины мира. Так, по познавательно-когнитивному критерию преобладали дети со средним уровнем (60%). Их представления о некоторых объектах и явлениях окружающей действительности не очень полные и точные. Многие старшие дошкольники показали низкий уровень (38%). У них преобладают отрывочные и зачастую ошибочные представления. Только один ребенок (2%) имел высокий уровень. Его знания полные и точные, отражающие в достаточном объеме сущность явлений и объектов.

Данные диагностики эмоционально-ценностного критерия показали, что среди старших дошкольников наибольшее количество детей имели средний уровень (67%). У них отсутствовали устойчивые и выраженные положительные эмоции в процессе познавательно-поисковой деятельности. Им нравилось осуществлять практические действия, но им сложно было объяснять их, строить предположения, определять лично значимые представления. Остальные старшие дошкольники показали низкий уровень (33%). Они безразлично отнеслись к проблемно-поисковой ситуации, исследовательским действиям, часто начиная играть с материалами, не объясняли и поясняли, часто прибегали к невербальным средствам.

Диагностика деятельностного критерия также показала преобладание среди старших дошкольников среднего уровня (62%). Их познавательные действие недостаточно точные. Они часто торопятся и не обдумывают их, не стараются исправлять ошибки самостоятельно, ожидают подсказок и помощи со стороны взрослого. Остальные дети были отнесены к низкому уровню (38%). Они невнимательно относились к познавательным действиям, не обдумывали их. Ими не была проявлена инициативность и заинтересованность к познавательной работе.

Таким образом, на основании полученных диагностических данных можно заключить, что целостная картина мира у старших дошкольников сформирована недостаточно. У них преобладают отрывочные, несистематизированные представления и знания, снижена познавательная активность и интерес к познанию. Вследствие этого требуется проводить специальную работу, в рамках которой возможно сформировать высокие уровни целостной картины мира детей.

Список литературы

1. Куликовская И. Э. Эволюция мировидения детей дошкольного возраста и ее педагогическое сопровождение: 13.00.03: автореф. дис. док. пед. наук / И. Э. Куликовская. – Ростов- н/Д, 2002. – 46 с.

2. Лыкова И. А. О своеобразии картины мира ребенка-дошкольника // Педагогика искусства. – 2011. – №4. – С. 193-202.

3. Пономарева Л. И., Ган Н. Ю., Обухова К. А. Знакомство с философскими категориями ка основа понимания целостной картины мира детьми дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 6. – С. 32-36.

4. Труфанова Л. А. Формирование нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности у детей 5-7 лет: 13.00.07. дис. … канд. пед. наук / Л. А. Труфанова. – М., 2005. – 143 с.

5. Шелестова Л. В. Картина мира и факторы ее формирования в старшем дошкольном возрасте // Искусство и культура. – 2014. – № 4 (16). – С. 123-129.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию целостной картины мира «Армия России»Дидактическая игра по формированию целостной картины мира «Армия России» Анонс: Данная игра может быть использована как непосредственно игровой материал, так и при проведении режимных моментов (утро, вечер,.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группеКонспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе Тема: Достопримечательности Салаватского района Республики Башкортостан. Цель: - познакомить с достопримечательностями Салаватского района,.

Конспект НОД по речевому развитию и формированию целостной картины мира «Насекомые»Конспект НОД по речевому развитию и формированию целостной картины мира «Насекомые» Цель: Закрепление у детей знаний о жизни насекомых. Задачи: 1. Учить детей различать насекомых по внешним признакам; 2. Расширять у.

Конспект ОД по формированию целостной картины мира.  Вторая младшая группа Конспект ОД по формированию целостной картины мира.  2 младшая группа.  Знакомство  детей второй младшей группы с дикими животными. цель: дать.

Конспект ООД по формированию целостной картины мира «Незнайка идет трудиться!» Конспект ООД по Формированию целостной картины мира. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Незнайка идет трудиться»[/i].

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Моя малая Родина» Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира на тему: «Моя малая Родина» Цель: продолжать формировать элементарные.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Опасные предметы дома» Цель занятия: Дать элементарные представления о правилах безопасности в быту, как обращаться со спичками, ножом и горячими предметами. Побуждать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Изучение особенностей сформированности целостной картины мира у старших дошкольников
Опубликовано: 8 января 2024 в 19:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изучение особенностей сформированности целостной картины мира у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Куликова Оксана Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД