МААМ-картинки

Из опыта работы «Как привлечь детей младшего возраста к самообслуживанию»

Маргарита Леонтьева
Из опыта работы «Как привлечь детей младшего возраста к самообслуживанию»

Из опыта работы "Как привлечь детей младшего возраста к самообслуживанию "

Леонтьева М. Л.

В возрасте 3–4 лет у ребенка начинает складываться сознательное управление своим поведением. В отличие от предыдущего года, у него значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста. («Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду.») Ребенок начинает верить в свои возможности. Малыш уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остается неустойчивым, он все так же быстро отвлекается, утомляется, его деятельность продолжает носить ситуативный характер. Общение имеет эмоционально-практический характер. Особый интерес ребенок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу.

Публикация «Из опыта работы „Как привлечь детей младшего возраста к самообслуживанию“» размещена в разделах

У детей 3–4 лет продолжают развивать навыки самообслуживания, поддерживая при этом их стремление к самостоятельности. Детей учу мыть руки с мылом после прихода с улицы, при загрязнении, после посещения туалета; мыть лицо, насухо вытираться; аккуратно пользоваться туалетом, использовать при необходимости носовой платок; устранять непорядок в своем внешнем виде и помогать это делать другим детям; одеваться и раздеваться, соблюдая определенную последовательность действий; вытирать ноги при входе в помещение, поддерживать порядок в шкафах для одежды; аккуратно есть, используя ложку, вилку, салфетку; культурно вести себя за столом, выражать благодарность за услугу во время и после еды и т. д.

Формируя у детей навыки самообслуживания, использовать игровые приемы. Они вызывают у детей положительные эмоции, способствуют более легкому запоминанию и закреплению нужных действий. Например, продолжая учить ребенка умываться, использую такой игровой прием.

Я надеваю на руку игрушку бибабо и общаюсь с ребё нком:

«Научи-ка, Олечка, Хрюшу мыть щечки, нос, лоб. Помнишь, что надо сначала сделать? Правильно, завернуть рукава, а теперь намочить руки и лицо. Бери мыло…»

По отношению к ребенку, впервые пришедшему в детский сад, следую использовать те же методы и приемы, что и в первой младшей группе (поэтапный показ отдельных действий, совершаемых вместе с воспитателем и сопровождаемых четкими, понятными объяснениями). Игровые приемы позволяет мне активнее воздействовать на малыша.

Педагог вносит в группу большую куклу и говорит, что она приехала к малышам и будет жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей игрушечный шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т. д. Придумывают имя кукле. Затем куклу учат навыкам самообслуживания : «Катенька, проверь, пожалуйста, не мокрые ли у Оли варежки, не нужно ли их просушить. И помоги мне проверить Сашины и Андрюшины варежки. Мальчишки сегодня и дорожки расчищали, и со скамеек снег сметали. Устали». Кукла иногда дает оценку действиям детей. «Кукла Катя, почему ты шмыгаешь носом и не хочешь воспользоваться носовым платком?»– интересуется воспитатель. «Я делаю, как Оля. Олю я очень-очень люблю. Я у нее учусь», – поясняет кукла.

При обучении детей навыкам самообслуживания хороший результат дает чтение рифмованных строк. Например, показываю приемы умывания, воспитатель приговаривает:

Буль буль буль журчит водица.

Все ребята любят мыться.

* * *

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Дети любят веселые коротенькие, понятные им стишки. Запоминая их, они соотносят их с необходимыми делами и правильными поступками. Например, из стихотворения они узнают о том, что нужно мыть руки после посещения туалета:

Зайчик в туалет ходил,

Потом с мылом лапки мыл.

Ты как Зайчик поступай –

Руки мыть не забывай.

Или пользоваться расческой:

Бобик, ты такой лохматый!

Не причешешь шерстку лапой.

На, возьми расческу

И поправь прическу.

А с помощью следующего стихотворения воспитатель может напомнить малышам о необходимости вовремя вытирать нос:

Если носик твой сопит,

Значит, он совсем забит.

Свой платочек доставай,

Нос получше вытирай.

Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у них интерес к предмету. Например, во время умывания даю детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать: «Какое гладкое мыло, какое душистое! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте проверим!».

Подбодрить детей при одевании на прогулку помогут рифмованные строки:

В небе солнышко гуляет,

С ясным днем нас поздравляет.

Собирайся, детвора, –

Нам давно гулять пора!

Будем быстро одеваться,

На прогулку собираться.

Действенным приемом обучения детей навыкам одевания и раздевания является показ инсценировок с помощью игрушек. Сюжеты можно придумать самые разные: «Как слоненок учился надевать колготки», «Как кукла Ксюша собиралась гулять», «Как мама Зайчиха купила Зайчонку новые ботиночки и как он их примерял».

Навыки самообслуживания формируются у малышей и в играх с куклами в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, причесывание и др.).

Ребенку необходима похвала и яркое проявление чувств: «Я рада, что ты…», «Мне так приятно видеть…» и т. д. Положительная оценка даже небольших успехов вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно при общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приемом является также привлечение положительного примера («Посмотрите, как Таня быстро и правильно сапожки надела»).

Следует всегда учитывать индивидуальные возможности ребенка, стараться устранять ощущение его несостоятельности. Тут важно чуткое, внимательное, доброе, ласковое, дружелюбное отношение к детям.

В этом возрасте детей учу замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде и во внешнем виде сверстников. Действенным приемом являются придуманные поучительные истории, рассказанные в подходящей жизненной ситуации.

Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу, но не следует оставлять без внимания случаи иждивенчества: «Алеша, сам зашнуровывай ботинки! Ты уже умеешь хорошо это делать. А Светочка поможет тому, кто еще не научился?».

Формируя у детей необходимые навыки, нельзя забывать и о воспитательной значимости труда. Следует продолжать учить малышей благодарить взрослых и друг друга за оказанную услугу, соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке; воспитывать у них гуманные чувства, бережное отношение к вещам.

Работа с детьми по формированию у них навыков самообслуживания требует от педагога времени и терпения. Он должен постоянно помнить о том, что и плохие привычки хорошо прививаются, а вот отучить от них гораздо труднее. Именно поэтому я должна постоянно обращать внимание на то, не мокрая ли у ребенка одежда, хорошо ли он вытер руки, пользуется ли он салфеткой во время еды, застегнул ли ремешки на туфлях и т. п. В противном случае дети привыкнут к неряшливости и неопрятности

Публикации по теме:

Развитие воли у детей раннего возраста. Развитие воли у детей раннего возраста. План: 1. Развитие воли у детей раннего возраста. 2. Изучение волевых действий (ранний возраст). I.

Решение задач образовательной области « Социализация» в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по решению задач образовательной области Социализация в самостоятельной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Как привлечь детей младшего возраста к самообслуживанию»
Опубликовано: 26 декабря 2014 в 06:14
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Как привлечь детей младшего возраста к самообслуживанию»» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Леонтьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД