Лучший педагог года

Идеи гуманистической психологии как отражение в гуманистической педагогике

Александр Владимирович Гришин
Идеи гуманистической психологии как отражение в гуманистической педагогике

Критикуют теории научения, считая, что при решении самых важных задач людьми движет уверенность в своих силах и способностях, а не только подкрепление реакции, следующей за стимулом.

Когнитивные психологи считают людей цельными существами, способными планировать и продумывать задачи во всех отношениях, они полагают, что понимание, ценности, установки, убеждения играют важную роль в поведении. Однако они в основном рассматривают интеллектуальное развитие человека.

Публикация «Идеи гуманистической психологии как отражение в гуманистической педагогике» размещена в разделах

Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (американский психолог С. Стернберг). При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная и долговременная память. Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта.

Когнитивные теории развития широко применяются в образовании, особенно значимыми в прикладном аспекте являются теория когнитивного развития Жана Пиаже (ориентирует на констуктивизм в обучении) и социокультурная теория Л. С. Выготского (лежит в основе психологических принципов развивающего обучения).

Гуманистическая психология. Значительным и широко распространенным направлением в современной психологии является гуманистическая психология. Среди ее основателей – Карл Роджерс (1902-1987).По его мнению, ядро характера человека составляют положительные, здоровые, конструктивные импульсы, которые начинают действовать с самого рождения. Поэтому главное значение он придавал индивидуальному саморазвитию личности.

Свобода воли и способность к независимому выбору имеют решающее значение для саморазвития человека. Личность каждого человека уникальна, и, соответственно, уникален мир каждого, поэтому человек свободен выбирать сам, какую жизнь ему вести. Реальный же мир таков, каким человек «хочет» его видеть. Двигаясь по пути саморазвития, человек должен сам брать на себя инициативу без боязни какой-либо критики в свой адрес. Задача педагога, психолога – повышение самооценки и стимулирование личностного роста человека на основе «теплого, положительного, приемлющего» отношения к нему.

Таким образом, в центре гуманистической концепции находится личность – «Я» каждого человека, его право быть самим собой, сохранять свою целостность и уникальность, быть свободным в выборе решений, творить свою жизнь и нести за нее ответственность. Для гуманистического подхода характерна ориентация на саморазвитие личности, глубокое уважение к ее индивидуальной позиции.

Существует пять основных принципов гуманистической психологии :

1) человек является целью этого направления, а не средством, как в бихевиоризме;

2) как основополагающие рассматриваются собственно человеческие свойства и отношения: любовь, свобода, ответственность, вера;

3) гуманистическая психология отказывается быть биологической наукой, а развивается по типу гуманитарной науки;

4) она признает, что истинная сущность человека заключается в его добром начале;

5) гуманистический метод есть отказ от принципа гомеостаза, поскольку он исходит из принципа саморазвития личности.

Идеи гуманистической психологии нашли отражение в гуманистической педагогике, в центре внимания которой находится уникальная целостная личность учащегося, стремящегося к максимальной самоактуализации и самореализации. В основе гуманистической педагогики лежат принципы гармонизации отношений личности и общества в целях эффективного взаимообусловленного развития; проектирования прогрессивных изменений в ребенке; синтеза гуманистических и директивных методов в воспитании; учета и предвидения влияния социума на развитие личности.

Гуманистический подход в педагогике выступает против дисциплинарного подхода и за свободное воспитание, поэтому сторонниками гуманистической педагогики видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности и отвергают обезличенный характер обучения; разрабатывают образовательные технологии по развитию интересов и способностей личности; требуют принимать ребенка таким, каков он есть; пересматривают модель помощи слабому со стороны сильного, ставя в центр понятие «развивающейся помощи». Задачей педагогов является максимально объективная подача материала и предоставление ученикам права самим сделать соответствующий вывод. Но это предъявляет требования к педагогу – он должен помочь осмыслить те или иные этические принципы, а не внедрять их в сознание учащихся принудительным и догматическим образом. Педагоги обязаны демонстрировать нейтральность по отношению к религиозным, политическим и прочим ценностям, быть максимально корректными. Такой подход к образованию учит и педагогов, и учащихся не бояться нестандартных ситуаций и эвристическому отношению к жизни – и в этом проявляется фундаментальное право личности на самоопределение.

Публикации по теме:

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Фотоотчёт о Тринадцатых международных чтениях по гуманной педагогике в КалининградеФотоотчёт о Тринадцатых международных чтениях по гуманной педагогике в Калининграде 5-6 мая 2018 г. в Калининграде в школе-лицее №49 состоялись Тринадцатые международные чтения по гуманной педагогике «ЧИСТЫЕ МЫСЛИ ТВОРЯТ.

Игра-отражение жизни. Организация самостоятельной деятельности на прогулкеИгра-отражение жизни. Организация самостоятельной деятельности на прогулке Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Идеи гуманистической психологии как отражение в гуманистической педагогике
Опубликовано: 16 мая 2024 в 09:57
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Идеи гуманистической психологии как отражение в гуманистической педагогике» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД