Папки-передвижки

Формирование у детей социальных навыков у детей с ОВЗ

Светлана Дармодехина
Формирование у детей социальных навыков у детей с ОВЗ

Формирование у детей социальных навыков у детей с ОВЗ

Обучение в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

В этом учебном году в школе был создан коррекционный класс для детей с ТМНР. В котором были собраны учащиеся из разных классов разной возрастной категории от 9 до 12 лет. Наполняемость класса:8 воспитанников, из них 4 обучающихся с РАС, 1 обучающийся слепой с УО, 3 ребёнка с синдромом Дауна. Анализ коллектива на начало учебного года показал, что наиболее эффективным будет использование в работе основ методики ПЕКС, так как у детей с ТМНР имеются ограничения основных категорий жизнедеятельности.

Публикация «Формирование у детей социальных навыков у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Это:

-Ограничение способности к самообслуживанию

Ограничение способности к передвижению

- Ограничение способности к ориентации

-Ограничение способности к общению

- Ограничение способности контролировать свое поведение

-Ограничение способности к обучению

Для ребёнка с РАС посещение новых общественных мест, а в частности создание нового коллектива, часто является непростой задачей, дети с синдромом Дауна предпочитают индивидуальный стиль общения. У многих детей возникает состояние тревоги, которое проявляется в поведении ребёнка - он начинает кричать, закрывать уши руками, толкать или направлять взрослого к выходу. Для того, чтобы уменьшить состояние тревоги и устранить нежелательное поведение у ребёнка целесообразно применять зрительную поддержку.

Зрительная поддержка включает всё, что мы видим:

Язык жестов: выражение лица, движение тела,

направление в сторону объекта, контакт глаз, расстояние между людьми.

Сигналы из окружения: расстановка мебели, печатные материалы, написанные сообщения, передвижения людей и предметов.

И зрительные опоры (так как практически все учащиеся не разговаривают, кроме произношения некоторых отдельных слов и звукопроизношений).

Это-расписания,календари, карточки для помощи в уроке, которые применяют как для изучения нового материала, частичного закрепления и способа обращения как учителя к ученику, так и ученика к учителю; смайлики с помощью которых учащийся здесь и сейчас может выразить свое отношение как к уроку, так и к виду деятельности или товарищу; в некоторых случаях применяются предметы муляжи, т. к. один из учащихся в классе слепой ребенок.

Немного по подробнее о каждой зрительной опоре:

Визуальное расписание. Что же представляет собой визуальное расписание? Это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-то событий или занятий.

Расписание представляет собой отображение событий в течение дня, в визуальном расписании могут и должны быть использованы картинки, знакомые обучающимся. В расписании может быть отражена, например, последовательность уроков в школе, или цепочка действий (завтрак, обед).

Визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня.

Для большинства детей с ОВЗ и расстройствами аутистического спектра сильная сторона – хорошее понимание визуальной информации. Большинство детей понимают то, что они ВИДЯТ, лучше, чем то, что они СЛЫШАТ. Для них часто характерен визуальный стиль обучения. Визуальная поддержка – это способ предоставить этим детям информацию в более понятной, по сравнению с устной речью форме. Визуальное расписание сообщает ребёнку, что произойдет дальше и в каком порядке.

Календарь. Для обучения детей в классе зрительные опоры также играют важную роль, так как мышление обучающихся с нарушением интеллекта требует образности и конкретности воспринимаемого материала и применяется в сочетании со словесными и практическими методами при работе с календарем.

На нашем календаре есть месяцы, даты, дни недели которые напечатаны буквами и при смене последовательности дат учащиеся так же запоминают и пытаются повторить (один учащийся читает). Но в календаре так же есть явления природы, которые изображены картинками (в этом случае учащиеся без слов могут подойти и поменять на картинках погоду за окном)

Так же в нашем классе имеется звуковой календарь по месяцам и дням недели который могут использовать как учащиеся в классе разные по возрасту, так и учащийся слепой мальчик, который непосредственно находится с тьютором для ориентировки обращается к взрослым за помощью.

Набор карточек, помогающий выполнить последовательность работы

Наглядность - есть особое свойство психических образов, создаваемых человеком. Образы, обладающие этим свойством, называются наглядными. Для создания у обучающихся наглядных образов изучаемых объектов (предметов, явлений, событий, процессов, понятий) учитель располагает разными средствами наглядности. Для обучающихся младшего звена принцип наглядности предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств. Одним из перспективных средств в этом отношении является использование наглядных средств. Наглядные средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой стороны – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, организуется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условии для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

С помощью карточек мы;

а) общаемся- обмениваться отдельными изображениями на предметы или действия, которые они действительно хотят.

Б) дистанцируемся -по-прежнему используя отдельные изображения, дети учатся обобщать этот новый навык, используя его в разных местах, с разными людьми и на разных расстояниях.

в) различают изображения- учатся выбирать из двух или более изображений, чтобы спросить о своих любимых вещах. .

г) структурируют предложения-учатся составлять простые предложения на отрывной полосе предложений, используя картинку “Я хочу”, за которой следует изображение запрашиваемого предмета.

д) отзывчиво запрашивают-учатся использовать карточки для ответов на такие вопросы, как “Чего ты хочешь?”

е) комментируют-учат комментировать в ответ на такие вопросы, как “Что вы видите?”, “Что вы слышите?” и “Что это?

В нашем классе часть карточек сделана руками учащихся, тем самым мы вовлекали коллектив к работе с карточками.

4) Смайлики-так же один из видов наглядности. Где можно показать свое состояние здесь и сейчас. Не все учащиеся могут работать с ними. (У некоторых учащихся при выборе смайликов не возникает желание выбрать нужный, так как они не вполне могут оценить свое состояние и эмоции).

Применение наглядности в виде зрительных опор в нашем классе является наиболее действенным способом обучения. Эффективность использования карточек объясняется тем, что при чувственном восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.

Применение зрительных опор способствует:

- чувственному ознакомлению и осмысливанию школьниками учебного материала, обеспечивая понимание содержания путем мышления,

- запоминанию и дальнейшему применению полученных знаний на практике.

Выводы:

-к концу года дети умеют выбирать на уроках рисования картинку из нескольких предложенных, самостоятельно выбирают цвет и технику рисования

- на уроках речи и альтернативной коммуникации ребята самостоятельно изготавливают маски животных, а потом, входя в образ, учатся звукоподражаниям и мимике

- плакаты и иллюстрации помогают изучать сложные для данной категории детей темы, например, связанные с военно-патриотическим воспитанием

- совместные мероприятия с родителями по подготовке стенгазет помогают детям формировать правильное представление о себе, семье, классном коллективе при помощи зрительных опор.

Публикации по теме:

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик»План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей социальных навыков у детей с ОВЗ
Опубликовано: 23 апреля 2023 в 06:36
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей социальных навыков у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Дармодехина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД