Папки-передвижки

Формирование у детей дошкольного возраста навыков пожарной безопасности

Елена Шляга
Формирование у детей дошкольного возраста навыков пожарной безопасности

АВТОРЫ:

Елена Соловьева

Елена Шляга

ПОЖАРУ – НЕТ!

Формирование у детей дошкольного возраста навыков пожарной безопасности

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. Практически каждый человек раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умение быстро оценивать произошедшее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения. Самая незащищённая часть населения – дети. Познавая мир, они интересуются окружающими их предметами и явлениями, которые зачастую могут угрожать их жизни. Потребность обучения детей основам безопасности жизнедеятельности подтверждает и статистика пожаров из-за шалости детей с огнём.

Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста навыков пожарной безопасности» размещена в разделах

Процесс обучения детей основам безопасности жизнедеятельности довольно длительный и трудоёмкий. Только преподнесение материала с учётом возрастных особенностей детей и систематическая работа в этом направлении могут дать желаемый результат.

Результат освоения детьми основ безопасного поведения во многом зависит от сотрудничества с родителями. Поэтому очень важно активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков безопасного поведения на улице и в быту. Таким образом, систематическая работа с детьми по формированию навыков безопасного поведения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей помогут достичь хороших результатов.

Хорошие результаты по формированию у детей основ безопасной жизнедеятельности даёт использование таких форм работы, как:

Создание в группах уголков безопасности;

Создание стационарной площадки «Городок безопасности» (макет пожарного, огня, каланча с колоколом, пожарная машина, ящик с песком, пожарный щит, телефон). ПРИЛОЖЕНИЕ 1

На игровой площадке проводятся

различные виды деятельности:

беседы;

игры-занятия;

подвижно-дидактические игры;

развлечения;

сюжетно-ролевые игры;

самостоятельная игровая деятельность детей;

Ежедневно в утреннее или вечернее время в нашем учреждении проводятся минутки безопасности. Как правило, они представлены в виде игр, бесед и направлены на воспитание у детей правил безопасного поведения.

Широко используются такие формы работы:

Сюжетно-ролевые игры «Мы – пожарные», «Спасатели», «Скорая помощь» и др.

Дидактические игры «Горит, не горит», «Пожаробезопасный куб», «Комбинезон пожарного», лото «Пожарная безопасность», «Телефоны спецслужб», «Можно – нельзя», «Где прячется опасность», «Закончи предложение» и др.

Экскурсии в пожарную часть;

Беседы «Профессия – спасатель», «Чтобы не случилась беда», «Детская шалость с огнём», «Огнеопасные предметы» и др.

Чтение художественной литературы: стихотворения «Не шали с огнём» (Д. Лапин, П. Юрциныш, «Пожар» (С. Я. Маршак, «Пожарная машина» (Г. Лебедева, «Кошкин дом» (С. Я. Маршак);

Эстафеты «Собери огоньки», «Потуши огонь», «На пожар», «Кто быстрее соберется на пожар».

Игры-занятия «Чтобы не было беды», «Спасатели – люди отважные», «Спички – не игрушка», «Будь осторожен с огнём», «Нам пожар не нужен».

Развлечения и досуги «Огонь – друг, огонь – враг», «Осторожно – огонь», «Путешествие в страну пожарной безопасности».

К

онспект занятия по образовательной области «Ребёнок и общество»[/h3][/h3]

Тема: «Чтобы не случилась беда»

Программные задачи:

1. закрепить представления о правилах пожарной безопасности, об опасности огня;

2. формировать навыки действий в чрезвычайных ситуациях; в практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара;

3. развивать мышление, связную речь;

4. воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

Материал и оборудование: машина пожарного, кукла, иллюстрации «Правила пожарной безопасности», ведро с водой, ящик с песком, телефон, плотная ткань, огнетушитель.

Ход занятия:

Воспитатель (В): Ребята, посмотрите, как украшен музыкальный зал. Всё это подсказывает вам, о том, о чём мы будем разговаривать на занятии.

Сегодня мы поговорим о правилах пожарной безопасности.

Под музыку вбегает Буратино.

Буратино:

Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте те,

Кто сидит на скамеечке!

Узнал я, что у вас в детском саду проводится неделя пожарной безопасности. Поскольку сам я деревянный и могу легко сгореть в огне, я очень боюсь огня. Вернее не боюсь, а опасаюсь. Вот поэтому решил вас сегодня навестить. Скажите мне, что вы знаете про огонь (ответы детей). Значит, вы не варите обед, не включаете свет, в походах не разводите костёр? Как вы считаете, огонь - это друг или враг для людей?

Ребёнок:

Знают все – человек без огня

Не живёт ни единого дня!

При огне, как при солнце, светло,

При огне и зимою тепло!

Человеку друг – огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловать,

То беды не миновать!

В: Важно умело и бережно обращаться с огнём. Мы сегодня с ребятами будем повторять правила пожарной безопасности. И ты присоединяйся к нам.

В: С давних времён человек научился добывать огонь, с помощью которого можно готовить пищу, обогревать жильё. Но огонь не только приносит пользу людям, он может нанести и вред. Иногда из маленького огонька вырастает большое пламя, уничтожая всё живое вокруг. Что бы ни случилось беды нужно знать правила пожарной безопасности.

Работа с иллюстрациями «Правила пожарной безопасности»

В: Есть люди, чья работа побеждать огонь, спасать людей от огня. Эти люди бесстрашны, сильны, хорошо натренированы. Как же называют людей этой профессии? (Спасатели)

Во время дежурства им приходиться быть в постоянном ожидании сигнала тревоги. И когда такой сигнал поступает, спасатели в считанные секунды надевают боевую одежду и занимают свои места в машинах, на которых выезжают по указанному адресу на помощь людям.

Спасатели носят специальную одежду, которая называется боевой. Она служит защитой от воды, высокой температуры. К боевой одежде относиться куртка, штаны, рукавицы, каска.

Какую роль выполняют перчатки? (чтобы не обжечь руки)

А для чего нужен шлем-каска? (чтобы предохранить голову от ударов падающих горящих предметов)

Как вы думаете, сколько времени нужно пожарному, что бы надеть боевую одежду? (16 секунд). Это много или мало? Давайте вместе посчитаем.

В: Ребята, а по какому номеру нужно вызывать спасателей? (101)

А что необходимо им сообщить? (адрес, фамилию, что горит).

Ребёнок:

Если вдруг произошла с тобой беда,

Если в доме появился сильный дым,

Не теряйся и не бойся никогда

Набери по телефону 101.

И скажи скорее адрес полный твой,

Объясни смелее, что стряслось с тобой.

В: Если вдруг случился пожар, нужно смочить водой одежду, покрыть голову полотенцем, дышать через намоченную, ткань, продвигаться к выходу ползком. (показ с использованием куклы)

Ребята, а вы хотите быть смелыми, сильными и отважными как спасатели? Давайте на минутку представим себя пожарными. Садитесь все в пожарную машину.

Буратино: Девочки и мальчики, с вами очень интересно, я узнал много полезного, сейчас отправлюсь и расскажу об этом своим друзьям.

Музыкальная пауза «Профессия – пожарные»

Дети садятся на стульчики, вбегает Огонёк.

Огонёк: Здравствуйте ребятишки! Посмотрите какую я вам замечательную коробочку принёс (спичечный коробок). Вы знаете, кто в ней живёт? (спички). (Подносит к уху – А вы знаете что они говорят? Они хотят поиграть с вами. А давайте их зажжём. Тогда всем станет тепло и весело! (Пытается открыть коробочку). Ну что зажжём? (ответы детей)

В: Правильно, ребята! Со спичками играть нельзя!

Дети, а как вы думаете можно ли детям брать спички? Почему?

Огонёк: Так значит играть вы со мной не хотите!

В: Нет, не хотим! Твои игры могут привести к пожару!

Огонёк: Значит так! (топает ногой) Я вам сейчас устрою. Бегает по залу «рассыпает искры». Да пускай же у вас всё сгорит! (Убегает).

В: Что же нам делать? (ответы детей)

Первое, нужно позвонить в пожарную службу.

Один из детей демонстрирует.

В: Что будем делать дальше?

Дальше будем тушить пожар. Чем? Дети демонстрируют. Заливают водой, песком, тканью, огнетушителем.

В: Вот и потушили мы пожар. А сейчас отдохнем. Садитесь все на коврик.

Игра «Да и Нет»

Игра называется «Да и Нет»

Их я хочу услышать в ответ.

Все внимательно играйте,

Думайте и отвечайте.

На вопросы дайте ответ,

И скажите «Да» иль «Нет».

Всем ребятам нужно знать,

Что с огнём нельзя играть

Это все ребята знают?

А с огнём они играют?

Для ребят пожары шутка?

Все ли дети тут послушны?

На печи кипит варенье,

Можно ли без разрешенья,

Детям к печке подбегать?

Что б варенье помешать.

Палит листья мальчик Тихон,

У костра он скачет лихо

Дети дайте мне ответ

Хорошо ли это?

Под столом играет Света,

Зажигает она свечи,

Дети, дайте мне ответ,

Хорошо ли это?

Вова спичками играет

Мама это запрещает,

Дети дайте мне ответ,

Прав наш Вова или нет?

Нам пожары не беда?

Друга выручим всегда?

Можно спичками играть?

Детям свечи зажигать?

С огнём всегда ты осторожен?

Что ж завершить игру мне можно?

Дети исполняют частушки

Итог занятия

В: А теперь давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и подведём итог нашего занятия. Какие правила пожарной безопасности вы запомнили? Что вам сегодня понравилось на занятии? У кого из вас возникло желание стать спасателем?

Дети всегда помните: «Пожар легче предупредить, чем тушить»

Сюжетно-ролевая игра для старшей группы

«Мы – отважные пожарн

ые»[/b]

Программные задачи: расширение представлений детей о профессии пожарного, о первичных средствах пожаротушения, закрепление знаний о причинах возникновения пожара, воспитание уважения и интереса к профессии пожарного, развитие умения использовать полученные знания на практике;

формирование умения детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет, взаимодействовать в процессе игры;

формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Предварительная работа: беседа «Спички не тронь, в спичках – огонь», рассматривание иллюстраций, экскурсия в пожарную часть.

Словарная работа: пожарные, пожарная станция, огнетушитель, первичные средства тушения, очевидец; дежурные фразы при вызове пожарной службы и скорой помощи.

Предметно-игровая среда. Оборудование и атрибуты: макет горящего дома, макет пожарной машины, телефон, рация, уголок медицинского пункта со всеми атрибутами игры «Больница», макеты первичных средств пожаротушения, огнетушитель, игровая спец одежда пожарного, милиционера и медицинского персонала, пожарный рукав, журнал для записи, фонарик, чемоданчик следователя.

Методические приёмы: чтение стихотворения, вопросы, проблемные ситуации

Игровые роли и действия:

Диспетчер – принимает вызов, делает соответствующую запись в журнал, передаёт вызов дежурной бригаде.

Дежурная бригада – выезжает на вызов, тушит пожар, вызывает медицинский персонал на помощь пострадавшим.

Медицинский персонал – выезжает на вызов пожарных, оказывают первую помощь.

Водители – ремонтируют машины (пожарную, скорую, везут бригады на вызов.

Милиционер – является к месту возгорания, расследует причину пожара, делает отчёт.

План игры:

• Организационный момент

Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

• Мотивация:

Создание проблемной ситуации – возгорание здания.

• Распределение ролей и определение игровых действий.

• Сюжет:

а). Возгорание здания.

б). Приём вызова диспетчером.

в). Вызов скорой помощи диспетчером пожарной службы.

г). Пожарная бригада прибывает на вызов.

д). На место возгорания прибывает бригада скорой помощи.

е). Пожар потушен, пожарные вызывают милицию

ж). Прибытие милиционера на место происшествия.

з). Сбор всех служб для отчёта.

Ход игры:

В: Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

В: Дети, вам понравилось стихотворение, о ком в нём говорится? А что вы знаете о профессии пожарных? Как вы можете охарактеризовать представителей данной профессии?

(Неожиданно раздаётся звон колокола)

В: Дети, а что это за звук? Раньше, до изобретения телефона, именно таким образом люди сообщали, что где-то пожар. Сегодня проще, у каждого есть телефон, и сообщение о пожаре поступает в пожарную часть гораздо быстрее.

Но, что же сегодня хочет сообщить нам колокол?

(незаметно в игровой зоне устанавливается макет горящего здания)

В: Пожар! Колокол оповещает нас о пожаре! Ну мы с вами отважные ребята? Потушим пожар? Для этого нам необходимо выбрать кто будет пожарными. Ещё нам необходим диспетчер пожарной службы, водитель пожарной машины. Кроме того, нужен медицинский персонал, милиционер и др.

Воспитатель вместе с детьми распределяет роли и располагает игровое оборудование. Дети расходятся по своим игровым местам. Далее игра протекает по схеме.

Возгорание здания, очевидцы по телефону 101 сообщают о случившемся: «Здравствуйте, по адресу ул Ленина 100 произошёл пожар, из окон идёт дым, в здании есть люди. Информацию сообщил Иванов Ваня, 5 лет, проживаю по адресу…»

Приём вызова диспетчером: «Здравствуйте, спасибо за сообщение, оставайтесь на линии», делает запись в журнал, передаёт вызов бригаде, задаёт по телефону уточняющие вопросы: «На каком этаже пожар?», «Какого цвета дым?», «Видны ли из окон пострадавшие?»

Вызов скорой помощи диспетчером пожарной службы (103): «Здравствуйте, по адресу ул Ленина 100, произошло возгорание, имеются пострадавшие, пожарная бригада выехала на место происшествия, информацию передал диспетчер пожарной части Петров Коля», медицинская сестра принимает вызов, делает запись в журнал – «Спасибо за информацию, вызов принят», отправляется с врачом на вызов.

Пожарная бригада прибывает на вызов, оценивают ситуацию, решают, какими средствами лучше тушить данное возгорание, как эффективнее вывести пострадавших из огня. Далее выполняют определённые действия.

На место возгорания прибывает бригада скорой помощи. Осматривают пострадавшего, оказывают неотложную помощь, забирают больного в больницу для дальнейшего лечения, лечат в больнице.

Пожар потушен, пожарные вызывают милицию (102) для расследования причин пожара: «Здравствуйте, по адресу ул. Ленина было возгорание, пожар потушен, имеются пострадавшие, им оказана первая помощь, причина возгорания неизвестна, информацию передал пожарный Сидоров Семён». Милиционер – «Спасибо, информацию принял, на место выезжает следователь».

Прибытие милиционера на место происшествия. Расследует причину пожара, используя чемоданчик следователя. Предполагает причину пожара: поджог, детская шалость, неосторожное обращение с огнём, короткое замыкание.

Сбор всех служб для отчёта: пожарные – «По адресу ул. Ленина 100, было возгорание, сообщение о пожаре поступило в 13.00, бригада на вызов приехала в 13.10, пожар потушен в 13.25, пострадавшие эвакуированы»; медицинская служба – «Пострадавшим на месте происшествия была оказана неотложная помощь, затем помещены в стационар для дальнейшего лечения, на сегодняшний день угрозы для жизни нет, состояние пациентов – стабильное», милиционер – «После тушения на месте возгорания было проведено следствие, для выяснения причин пожара. Причиной пожара предположительно явилось неосторожное обращение с огнём»

Окончание игры:

Воспитатель сообщает, что работа пожарной бригады на сегодня закончилась пора немного отдохнуть. Просит детей рассказать понравилось ли им работать пожарными, почему? Сложно ли работать пожарными, что дети должны знать, чтобы облегчить труд спасателей? Какими качествами должен обладать пожарный, в чем заключается работа специалистов пожарной службы (пожарных, водителя, диспетчера, врачей). Что нового узнали? Как необходимо общаться друг с другом? Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу.

Оценка игры.

После проведения игры подводится итог. Воспитатель проводит анализ игры: что получилось, что понравилось, выражает оценку взаимоотношениям между детьми во время игры. Обращает внимание на тех, кто хорошо справился с ролью, все ли были дружелюбными, приветливыми, готовыми прийти на помощь попавшим в беду. Справились ли дети с взятой на себя ролью, что мешало, а что помогало им. Благодарит всех за участие!

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возрастаПриобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возраста Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей дошкольного возраста навыков пожарной безопасности
Опубликовано: 20 июня 2023 в 14:23
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей дошкольного возраста навыков пожарной безопасности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шляга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД