МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Ольга Данилова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Дошкольное детство крайне важный период формирования личности. Именно в эти годы закладываются основы, первичные представления об окружающем мире, о самом себе, о людях. У детей формируется определенное поведение, навыки и привычки, определенное отношение ко всему вокруг: к людям, к природе, к поступкам, к труду. Так формируется характер! И то, что мы вложим в душу ребенка сейчас, проявится в его будущей жизни, и, непременно отразится на нас в том числе, отразится в социуме.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах

Основа духовно-нравственного воспитания – культура семьи, образовательного учреждения, общества – то есть той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его развитие и становление.

Уже в дошкольном периоде, и даже ранее, необходимо прививать навыки вежливого поведения, бережного отношения к игрушкам, к вещам, к природе, ко всему. Все это прививается в процессе игр, труда по самообслуживанию, наблюдения.

Суть нравственного воспитания заключается не в банальном заучивании правил и привычек поведения, это процесс самоопределения, самоуправления в соответствии с нормами морали, это общение и взаимодействие, процесс деятельности, принятия тех или иных решений, преодоление противоречий! Старший дошкольный возраст – ответственный этап становления личности и поведения человека.

Нравственные ценности тесно связаны с нравственными качествами: доброжелательность, человеколюбие, уважение к людям, к их индивидуальности, к их мнению; патриотизм, гуманизм, стремление совершать добрые поступки, не отвечать злом на зло, просить прощение и прощать в ответ, проявление терпимости, толерантности; дисциплинированность, забота, сострадание, совестливость, ответственность, трудолюбие, честность, справедливость.

Семья – как первичный институт воспитания главным образом влияет на формирование нравственности. В первую очередь именно родители – объект для подражания, и они, как никто другой, формируют у ребенка определенные ценностные ориентиры, а затем уже влияет социальное окружение, в особенности детский сад. Чем младше дети, тем больше можно повлиять на его чувства и поведение. Сначала формируется алгоритм социального поведения, а осознание критериев морали происходит намного позже. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении к окружающему миру, поэтому нужна практика: ежедневно включать ребенка в бытовые ситуации – забота о братике,сестричке, о домашних питомцах, о комнатных растениях, помощь родителям, бабушке, дедушке – то есть посильные ребенку дела, соблюдая при этом все меры безопасности.

Очень важно приобщать детей к народной культуре, народным традициям и обычаям. Это способствует развитию познавательного интереса у детей, осознанию себя частью своего народа, привитию гуманных и патриотических чувств. Накопленные веками различные наблюдения – за погодой, за поведением птиц, животных и насекомых отражаются в приметах и обычаях – это огромный источник информации о жизни людей, об их культуре, о труде, заботах, условиях.

Мощнейшее влияние на сознание, чувства и разум ребенка оказывает художественная литература. Детям необходимо регулярно читать сказки! И не просто читать, но и обсуждать прочитанное. Вследствие небольшого жизненного опыта, ребенок зачастую не может извлечь главное из произведения, правильно оценить и объяснить поступок того или иного персонажа. Беседы о литературе способны раскрыть ребенку многообразие человеческих характеров, сложность взаимоотношений между людьми, особенностями поведения в различных ситуациях. Словом можно «окрылить» ребенка, подтолкнуть на добрые поступки.

Успех в духовно-нравственном воспитании дошкольников зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. Расхождений во мнении быть не должно: к примеру, бережное отношение к игрушкам должно быть не только дома к своим собственным, но и к имуществу детского сада, или к игрушкам друзей, сверстников; или элементарные навыки поведения за столом во время принятия пищи должны соблюдаться и дома тоже. В противном случае все старания привить ребенку определенные качества окажутся тщетными.

Будьте внимательны к своим детям, к их жизни в детском саду, внутренним переживаниям! Будьте опорой для них, другом, авторитетом! Будьте примером для подражания! Читайте детям сказки! И беседуйте! Беседуйте обо всем на свете!

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Опубликовано: 20 апреля 2024 в 12:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД