Получи документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Lego-конструирование»

Екатерина Сергеевна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Lego-конструирование»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 357» городского округа Самара

Принята Утверждена:

Педагогическим советом Зведующим

МБДОУ «Детский сад № 357» МБДОУ «Детский сад № 357»

г. о. Самара г. о. Самара

Протокол № ___ ___

от ___

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

«Lego - конструирование»

технической направленности

Срок реализации: 1 год

Возраст : 6-7 лет

Автор – составитель:

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности „Lego-конструирование“» размещена в разделах

Старший воспитатель – Ликс Е. С.

Самара 2023

Содержание

Пояснительная записка…. 2

Учебно - тематический план…. 5

Содержательный раздел…. 6

Методическое обеспечение …. 8

Список литературы …. …9

Приложение …10

«Календарно-тематический план»

Пояснительная записка

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Конструирование в детском саду было всегда, но раньше приоритеты ставились на мышление и развитие мелкой моторики, то сегодня в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструктор побуждает работать и голову и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что оказывает всестороннее развитие ребенка. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребё нку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т. п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т. е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

Актуальность. Внедрение LEGO конструкторов в образовательный процесс делает его гораздо более привлекательным для ребенка, способствует многогранному развитию личности ребенка и побуждает его к самообучению в дальнейшем. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.

Новизна программы. Новизна программы заключается в том, что Лего конструирование позволяет ребенку в форме игры узнать много нового и приобрести для дальнейшей жизни необходимые умения и навыки. Все дети любят играть, но готовая игрушка, не позволяет ребенку творить самому, Лего предоставляет ребенку открыть новый мир: научиться воображать, фантазировать, творчески мыслить. Дети учатся работать в команде, общаются друг с другом, устраивают совместные игры, уважают свой и чужой труд. Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е. В. Фешиной «Конструирование в детском саду», «Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducation, «Образовательная робототехника LEGO WEGO» сборник методических рекомендаций и практикумов, в помощь педагогу ДОО «Лего-конструирование программы, занятия, конструкторские модели». Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего. Конструирование на занятиях проходит в нескольких формах. Первое: конструирование по условию, т. е. дети должны произвести конструкцию по заданному условию, второе: конструирование по образцу, где ребята работают на примере образца и способа изготовления, в основе лежит подражательная деятельность, третье: конструирование по чертежам и схемам, четвертое: конструирование по замыслу. Т. е. педагог подводит к тому, чтобы дети могли самостоятельно и творчески использовать навыки полученные ранее.

Цель программы :

Развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада и создать благоприятные условия для развития первоначальных конструкторских умений на основе Лего- конструирования.

Задачи:

1. Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

2. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

3. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

4. Обучать конструированию по образцу, чертежу,схеме, условию, замыслу, по теме.

Срок реализации: 1 учебный год.

Программа «Лего- конструирование» направлена на развитие конструкторских способностей детей.

Данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников.

Данная работа организуется в подготовительной группе с сентября по май учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Познание».

Возрастная категория: дети 6-7 лет.

Состав групп: 8-12 человек. Формирование групп происходит пожеланию воспитанников с согласия их родителей.

Количество занятий:1 раза в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятия в год.

Продолжительность занятий - 30 минут

Принципы Лего-конструирования:

Основные принципы по Лего-конструированию:

- от простого к сложному;

- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Учебно – тематический план

Название раздела, темы

Кол-во

часов

1.

История Лего.

1

2.

Классификация кубиков Лего и их группировка. Виды деталей Лего и способы их соединения. Этапы проектирования.

1

3.

Животные и люди.

3

4.

Как построить дом?

Из чего он состоит?

3

5.

Конструирование квартиры.

3

6.

Транспорт.

4

7.

Космос.

2

8.

Город.

4

9.

Зоопарки мира.

3

10.

Безопасность.

2

11.

Знакомство с симметрией.

2

12.

Устойчивость лего – моделей.

1

13.

Животные в литературных произведениях.

2

14.

Роботы.

1

15.

Создание собственных моделей.

2

16.

Конкурс «Я конструктор».

2

Всего

36

0

Содержательный раздел

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З. Е. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова:

1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности, они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.

Виды занятий:

1. Свободное исследование (дети создают различные модификации простейших моделей или построек).

2. Под руководством педагога (пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель или конструкцию).

3. Свободное творчество (решение творчески задач, в процессе которого дети делают модели или конструкции по собственному замыслу или проектам).

Форма представления результатов

• Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;

• Выставки по LEGO-конструированию.

Планируемые результаты освоения Программы

К концу года дети должны знать:

Об истории возникновения конструкторов LEGO, о профессиях архитектора и инженера – конструктора;

О простых архитектурных формах и их вариативности;

Основные деталиLEGO-конструкторов (назначение, особенности);

Простейшие основы механики (устойчивость конструкций,

прочность соединения);

Виды конструкций–плоские,объёмные, неподвижные и подвижные соединения деталей;

Технологическую последовательность изготовления конструкций (моделей).

Дети должны уметь:

• Строить на основе самостоятельного анализа предлагаемого образца или словесной инструкции.

• Создавать различные варианты конструкций (моделей) по образцу, карте – схеме, инструкции или замыслу.

• Самостоятельно определять этапы будущей конструкции и творчески реализовывать свои собственные замыслы.

• Видеть взаимосвязи между назначением предмета и егостроением.

• Располагать конструкции в нужной плоскости, точно соединять и скреплять её детали. Сооружать устойчивые, симметричные конструкции; использовать перекрытия, надстройки.

• Работать в парах и группах, общаясь в процессе работы.

• Использовать в речи конструкторские и технические термины.

• Передавать форму объектов посредством конструкторов LEGO.

• Использовать знакомые технические термины при описании конструкций и моделей.

• Определять категории животных, техники, построек.

• Создавать простые движущиеся конструкции.

• Изменять пространственное положение объекта и его частей

• Различать и называть детали LEGO – конструкторов.

• Объединять постройки по сюжету и обыгрывать их.

Методическое обеспечение

Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:

Предметно-развивающая среда:

Строительные наборы и конструкторы:

- настольные;

- напольные;

- деревянные;

- металлические;

- пластмассовые (с разными способами крепления);

- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;

Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

- необходимая литература.

Техническая оснащенность :

- магнитофон;

- фотоаппарат;

- диски с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);

- компьютер;

- демонстрационная магнитная доска.

Список литературы:

1. Мельникова О. В. «Лего – конструирование». Программа, занятия. – Волгоград: издательство «Учитель», 2012.

2. Комарова Л. Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М. ; Линка Прес,2001г.

3. Куцакова Л. В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.

4. ФешинаЕ. В. Лего-конструирование в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2012.

Приложение

Календарно-тематический план

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

сентябрь

История Лего. Кубики Лего.

Что такое проект.

Знакомство с материалом. Просмотр фрагмента передачи «Галилео» о конструкторе Лего.

Классификация кубиков Лего и их группировка. Виды деталей Лего и способы их соединения. Этапы проектирования.

Придумывание названий для разных кубиков и способы их обозначения.

Сборка столбиков и лесенок из стандартных кубиков.

Животные и люди. Модели «Лошадка», «Человечки».

Учить строить лошадку из легокоструктора. Развивать творческие навыки.

Учить строить мальчика и девочку из лего – конструктора. Учить рассказывать о постройке.

Дикие животные. Модели «Жираф», «Крокодил».

Закреплять представления о многообразии животного. Развивать способность анализировать, делать выводы.

Домашние животные. Модели «Кот», «Пёс».

Знакомить детей с простейшими архитектурными формами и сооружениями. Учить обсуждать из каких частей и деталей будут состоять конструкции, устанавливать причинно-

следственные связи.

Закреплять понятия: высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий. Умение работать по инструкции.

Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования.

октябрь

Как построить дом?

Из чего он состоит?

Презентация о домах. Простой плоский дом (фасад) в программе LEGO

Конструирование городского многоэтажного дома по замыслу (работа в парах).

Учить обдумывать и обсуждать детали предстоящей совместной работы, распределять обязанности. Развивать

умение располагать все конструкции в нужной плоскости, точно соединять и скреплять детали. Поощрять творческую инициативу, умение работать в команде на общий результат, умение

обыгрывать постройки. Продолжать учить детей работать по замыслу, применяя полученные ранее конструкторские умения и навыки.

Конструирование квартиры и её комнат.

Учить детей создавать конструкции по представлению. Познакомить с

проектной деятельностью (наличие проекта для постройки). Сооружать

устойчивые конструкции, применяя перекрытия, надстройки, и пр.

ноябрь

Конструирование предметов мебели для квартиры.

Учить располагать конструкции в

нужной плоскости, точно соединять и скреплять их детали. Продолжать учить детей самостоятельно отбирать

необходимые детали для будущей конструкции. Поощрять самостоятельность и проявление творческой

инициативы у детей. Учить делать презентацию к проекту. Совместно

обыгрывать постройки. Выставка.

Городской транспорт. Модель «Грузовой автомобиль».

Учить создавать конструкции по

карте схеме. Продолжать знакомить с названиями деталей для моделирования, развивать технические навыки детей. Пополнять словарь техническими терминами. Обыгрывание.

Безопасность в городе. Модель «Полицейский вертолёт».

Продолжать знакомить детей с основными типами служебных транспортных средств. Дать представления о

работе различных служб. Расширять технические навыки детей, их умение

работать по картам-схемам. Обыгрывание.

декабрь

Воздушный транспорт. Модель «Самолёт».

Мосты и их значение. Модель «Мост».

Знакомить детей с воздушным транспортом. Учить создавать конструкции самолётов по инструкции, на основе анализа частей и деталей конструкции. Развивать конструкторские способности и технические навыки. Пополнять словарь техническими терминами. Выставка.

Познакомить с основными видами мостов и собрать модель моста.

январь

Наша Вселенная. Модель «Космический корабль по замыслу».

Знакомить детей с понятием космос. Дать представления о космических кораблях, о луноходе, о работе конструкторов. Учить создавать конструкцию лунохода по инструкции или по

схеме, осуществляя анализ её частей и необходимых деталей, способов их скрепления. Учить создавать конструкции космических кораблей по карте-схеме или замыслу. Развивать

техническое творчество. Обыгрывание.

Симметричность лего - моделей.

Раскрыть понятие «симметрия» через проблемно – поисковую, конструкторскую и проектную деятельность.

Моделирование бабочки.

Закрепить понятие «симметрия» в процессе моделирования и конструирования.

февраль

Устойчивость лего – моделей. Постройка пирамид.

Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении. Обучать создавать конструкции по замыслу. Развивать

творческое воображение и фантазию.

Выставка.

Зоопарки мира. Модели «Верблюд», «Слон», «Жираф».

Учить детей работать по образцу, инструкции и картам - схемам. Внимательно отбирать необходимые детали и скреплять их в правильной последовательности. Беседа о диких животных, живущих в зоопарке, об их отличительных особенностях, классификации. Обыгрывание.

март

Доисторические животные. модель «Динозавр».

Наш двор. Моделирование по замыслу «Детская площадка».

Учить собирать модель динозавра по картинке без инструкции.

Продолжать знакомить детей с устройством и работой различных сооружений. Продолжать развивать

навыки создания устойчивых симметричных моделей (конструкций) по картам – схемам, соотнося с ними

результаты своей работы.

Безопасность на улице. моделирование по замыслу «Безопасная дорога». Модель «Светофор».

Учить моделировать объекты по карте-схеме. Закреплять навыки отбора и

скрепления деталей. Обратить внимание на их устойчивость.

апрель

Животные в литературных произведениях. Модель «Утёнок».

Продолжать учить детей создавать конструкции по образцу, инструкции или карте – схеме. Закреплять конструкторские навыки, знания о необходимых деталях, их соединении.

Роботы – помощники. Модель «Перворобот».

Побуждать детей к творческому конструированию по собственному замыслу. Развивать воображение, фантазию, познавательный интерес. Продолжать учить детей творчески по собственному замыслу создавать модели.

Создание собственных моделей.

Работа над созданием проектов по плану.

май

Представление и защита проектов.

Конкурс «Я конструктор».

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Lego-конструирование»
Опубликовано: 17 апреля 2024 в 10:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД