МААМ-картинки

Сторителлинг как интерактивный метод, способ развития речи детей дошкольного возраста

Татьяна Чулкова
Сторителлинг как интерактивный метод, способ развития речи детей дошкольного возраста

(слайд№1)Сторителлинг – как интерактивный метод, способ развития речи детей дошкольного возраста.

Проблема развития речи – является одной из самых острых в современном образовании.

В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников.

Публикация «Сторителлинг как интерактивный метод, способ развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Отсюда вытекает задача – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развитие личности ребёнка. Совсем недавно я обратила своё внимание на такой новый интерактивный метод, как сторителлинг. Он заинтересовал меня тем, что помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес.

(слайд№2)Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй».

(слайд№3)Её придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

Что же такое сторителлинг, и каким он бывает?

(слайд№4) Сторителлинг – педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

(слайд№5) Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.

Активный сторителлинг - в нём педагогом задается основа события, формируются ее проблемы. Например, мы говорим, к нам на занятие пришёл гном. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Мне кажется, что он грустит, как вы думаете, почему? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию историй. Это активный сторителлинг,

Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео).

(слайд№6) В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:

1. Вступление

2. Развитие событий

3. Кульминация

4. Заключение.

Теперь давайте подробнее остановимся на каждом из них.

1. Вступление должно быть коротким, здесь дети знакомятся с героем, где он живет, что делает? Далее ставится проблема. Варианты вступления могут быть следующими:

• Когда-то давным-давно…

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были…

• Это произошло темной и дождливой ночью…

2. Следующий элемент - Развитие события.

Эта часть дает возможность проникнуть в проблему, о котором рассказывается в вступлении. Здесь рассказывается о том, что произошло с героем.

3. Кульминация – здесь появляется разрешение поставленной проблемы. В конечном итоге находится решение.

4. Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением.

На основе техники «сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» («Кубики историй). Это 9 кубиков,54 картинки, которые погружают нас в мир фантазий и приключений. Оригинальные «Кубики историй» можно сейчас заказать в сети Интернет. Но для детей они сложные, так как на кубиках изображены лишь символы и знаки. Взяв за идею оригинальную версию игры, я решили разработать свои «Кубики историй» и адаптировать для детей нашей группы. Наблюдая за детьми во время игры, я заметила, что детям нравится играть с кубиками. Это натолкнуло меня на мысль о возможности использования кубиков в обучении детей, в совместной и самостоятельной деятельности. Для изготовления игры «Кубики историй» мне понадобились простые кубики, клей, ножницы и картинки. Я подобрала красочные предметные и сюжетные картинки и обклеила ими грани кубиков. Так получилась замечательная и увлекательная игра для детей.

(слайд№7) Цель игры «Кубики историй»– обогащение устной речи, развитие у детей умения составлять рассказы.

Задачи:

1. Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников.

2. Уточнять использование грамматических форм речи.

3. Развивать коммуникативные навыки дошкольников.

Свои «Кубики историй» я поделила на группы

(слайд№8) Первая группа - это набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории (на одном кубике изображены только предметы, на другом - герои, на третьем - погодные явления и т. д.)

Вторая группа – это тематические кубики, например, по теме «Времена года»

И третья группа – это разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных категорий.

В своей работе я использую несколько способов игры с «Кубиками историй». Строю работу от простого к сложному.

(слайд№9) 1. Самый простой способ - использование «кубиков историй для обучения составлению фразы из 2 слов. Это можно использовать с детьми начиная с младшего возраста.

Для этого берутся два кубика: 1 кубик – Существительное, второй - кубик с изображениями действий (стоит, лежит, идет, сидит, бежит, летит) или с изображением признаков предметов (красный, круглый и т. д. ,Соединяем в игре два кубика – предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки: «Что это? Что делает?», и уточняем у ребенка, бывает ли такое.

(слайд№10) 2. Второй способ игры эффективен при ознакомлении детей по обучению составлению коротких рассказов (из нескольких предложений). Для этого я использую только кубики с картинками из одной категории, так чтобы на выпавших гранях мы увидели один персонаж, одно место действия, один предмет и т. д. Складываю отобранные кубики (3 или 6 штук) в «Волшебную коробочкук», трясём его и высыпаем кубики на стол. Затем помогаю детям определить, о ком будет этот рассказ, где развернуться события, при каких обстоятельствах. 3 способ - Берем «волшебную коробочку» с кубиками разных категорий, хорошенько трясем его и высыпаем содержимое на стол. Обычно для игры используется 9 кубиков, что значительно осложняет сочинение истории, но делает сам процесс еще более увлекательным и непредсказуемым. Предлагаю детям договориться, кто начнет, продолжит и закончит рассказ. При необходимости, напоминаю несколько вариантов слов, с которых можно начать историю. Например, «Хочу рассказать, как я…» или «Однажды….»

Кубики историй” нельзя в полной мере назвать настольной игрой. Иногда наши кубики «оживают» и начинается игра «Подвижные кубики». Детям нравится так бросать кубики, что бы они разлетались в разные стороны. Я использую этот момент и даю детям возможность подвигаться! Дети добираются до разлетевшихся кубиков разными способами допрыгивают, ползут - от одного кубика к другому и сочиняют историю!

На основе «кубиков историй» я изготовила несколько дидактических игр, в которые дети с удовольствием играют. С некоторыми из них я сейчас вас познакомлю.

(слайд№11) Дидактическая игра «Времена года». Игра состоит из четырёх кубов. На одном кубе, на гранях изображены четыре времени года, на трёх остальных, соответствующие картинки, для каждого времени года. В этой игре бросается только один куб, на котором изображены времена года. Затем рассматривают верхнюю выпавшую сторону куба и называют время года, о котором будет рассказ. Далее дети подбирают соответствующие картинки этому времени года и составляют рассказ.

(слайд№12) Дидактическая игра «Потешки на кубе»

На гранях куба изображены яркие красочные иллюстрации к потешкам, каждая грань соответствует одной из потешек. Затем бросая куб мы вместе с детьми рассматриваем верхнюю выпавшую сторону куба, и разучиваем соответствующую потешку. А далее дети, сами самостоятельно играют в куб, рассказывая друг другу потешки или сочиняя по картинкам свои истории.

Техника сторителлинг широко применяется не только в развитии речи, при составлении каких либо историй или рассказов, но и в речевой коррекции.

(слайд№13) Дети очень любят играть в кубики «Артикуляционная гимнастика.». Бросая кубик они выбирают упражнения для язычка, которые с удовольствием выполняют, глядя в зеркало.

«Сторителлинг» можно применять при автоматизации звуков. Для этого используется набор карточек с картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова.

(слайд№14) Взяв за основу «Кубики историй» я изготовила игру «Соты»

Цель игры:

Упражнять в определении заданного звука в слове; местонахождении звука (в начале, середине, конце слова).

Ход: Выкладывается сота со схемой положения звука в слове. К ней подбираются соты с рисунком на определённый звук.

Материал:

Карточки в форме сот, на которых изображены:

Схемы месторасположения звука и различные картинки

Дидактическая игра «Гусеница»

Цель этой игры :

Упражнять в умении выделять первый и последний звуки в слове.

Гусеницу с картинками надо выкладывать так: название изображения на круге должно начинаться с того же звука, которым заканчивается название предыдущего изображения. Например: арбуз – зонт – топор – роза и т. д.

В таком виде игры у детей развивается ещё один компонент речи- фонематический слух. «Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей. Так как техника многогранна, используя её при развитии связной речи, мы можем развивать и корректировать другие компоненты речевой системы.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми дошкольного возраста :

(слайд№15) 1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить образовательную деятельность, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка

2. Помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает гзапомнить материал3

3. Может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Детям намного проще запомнить материал в виде интересной истории

Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.

Какие же возможности дает сторителлинг?

Метод сторителлинга позволяет :

(слайд№16) • разнообразить образовательную деятельность с детьми;

заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

• обогатить устную речь дошкольников;

• облегчить процесс запоминания сюжета.

(слайд№17) Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Интерактивный кроссворд по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возрастаИнтерактивный кроссворд по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста Задачи: закреплять полученные знания детей по пожарной безопасности; развивать логическое мышление, речь, память; активизировать мыслительную.

Интерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-кодИнтерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-код «Избушка-говорушка» - интерактивный макет, предназначенный для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью инновационной.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сторителлинг как интерактивный метод, способ развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 декабря 2021 в 21:32
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сторителлинг как интерактивный метод, способ развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Чулкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД