Получи документы

Дидактический материал для автоматизации звука [Р]

Лариса Гогулина
Дидактический материал для автоматизации звука [Р]

Речевой дидактический материал для автоматизации звука [Р].

Артикуляционные упражнения:

1. «Вкусное варенье» (рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта)

2. «Чистим зубки» (улыбнуться, открыть рот и провести кончиком языка по внутренней стороне верхних зубов справа налево и слева направо)

3. «Маляр» (рот открыт, широким кончиком языка проводим от верхних резцов до мягкого нёба, как кисточкой)

Публикация «Дидактический материал для автоматизации звука [Р]» размещена в разделах

4. «Лошадка» (присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную уздечку)

5. «Грибок» (рот открыт, присосать язык к нёбу, держать на счет до 10)

6. «Солдатик» (улыбнуться, открыть рот и поставить язык к верхним резцам, упираясь в бугорки – альвеолы за верхними резцами, держать на счет до 10)

7. «Барабанщики» (улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в бугорки – альвеолы за верхними резцами, повторяя отчетливо «д-д-д-д», постепенно ускоряясь)

Можно выполнять эти упражнения в игровой форме, например, «Волшебный мешочек», доставая из мешочка карточки с соответствующими картинками, или «Чудо-дерево», снимая или наклеивая на дерево карточки на липучках.

Выполнять артикуляционную гимнастику необходимо перед зеркалом.

Игра «Шофёр»

Заводил шофер мотор, Ребенок в это время «заводит мотор»,

Нажимал он на стартер, произнося «тр-тр-тр» или «др-др-др», «р-р-р»

Крепко руль в руке держал - и выполняя названные действия.

Грузовик и побежал.

Проговаривание слоговых рядов.

Можно проговаривать слоги и слова, а в это время ритмично отхлопывать или шагать или ловить мячик, сопровождать речь другими физическими упражнениями. Можно поиграть в игру «Собери пирамидку», собирая пирамидку с одновременным произношением слоговых рядов.

1) В обратных (закрытых) слогах и словах с ними: Ар-ар-ар - вар; ор-ор-ор - вор; ур-ур-ур – тур; ир-ир-ир-мир; ыр-ыр-ыр – жир; эр-эр-эр-мэр.

2) В прямых (открытых) слогах: ра-ра-ра- нора; ро-ро-ро-ведро; ру-ру-ру-беру; ры-ры-ры-шары.

3) В интервокальной позиции: ара-ара-ара; ора-ора-ора; ыра-ыра-ыра; эра-эра-эра; ура-ура-ура; ера-ера-ера; ира-ира-ира.

4) В словах со стечением согласных (звук [р] перед согласным) : дра-дра-дра; дры-дры-дры; дру-дру-дру; дро-дро-дро. (аналогично в слогах «бра», «гра», «тра», «пра», и т. д.).

В методической литературе предлагается вариант постановки и автоматизации звука именно в такой последовательности (от простого к сложному, однако в практике встречаются случаи, когда ребенок начинает произносить звук [Р] в словах со стечением согласных (звук [р] перед согласным «дрын-дрын-дрын», и ему легче дается произнесение звука в подобных слогах, а спустя 1-2 занятия повторяет слоговые ряды с обратными слогами.

Проговаривание слов с выделением звука [Р]

Используем уже знакомые нам игры «Волшебный мешочек», доставая из мешочка карточки с картинками-словами, содержащими звук [Р] или «Чудо-дерево», снимая или наклеивая на дерево карточки на липучках.

Слова для повторения:

1) вар, пар, жар, бар, двор, хор, сор, комар, товар, базар;

2) рана, ракета, ракушка, радио, радуга, рука, рулет, рыбак, река;

3) нора, кора, дыра, тара, фара, творог, горох, огород, урок;

4) дракон, драка, дрова, выдра, пудра, друг, брат, брак, брошь, брус, кобра, груша, гроза, кран крапива, крот

Игра «Запомни и назови». На столе перед ребенком раскладываем карточки с картинками, просим назвать все картинки. Затем просим ребенка отвернуться, убираем 1 карточку, спрашиваем «Все ли карточки на месте?» (количество карточек зависит от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей).

( Примеры предметных картинок: ракета, дракон, трактор, шар, сыр, нора, комар, ковер, повар, рубашка).

Проговаривание предложений.

Игра «Скажи наоборот» :

Черепаха ползет медленно, а таракан – быстро.

У рыси лапки мягкие, а у барана копыта твердые.

Заяц зимой белый, а летом – серый.

Белка зимой серая, а летом – рыжая.

Вот такие задания можно использовать на начальных этапах при отработке автоматизации звука [Р]. Далее произносим звук в предложениях, чистоговорках, скороговорках, а затем и в свободной речи.

Публикации по теме:

Занятие по автоматизации изолированного звука [л] Тема: Звук [л].Цель:автоматизировать изолированный звук [л].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Дидактический материал к занятию «Наши добрые ладошки»Дидактический материал к занятию «Наши добрые ладошки» Конспект занятия Наши помощники на занятии. "Молчу и слушаю вопрос". "Думаю как отвечать". "Поднимаю руку, если знаю ответ"..

Дидактический материал «Листья» из фетраДидактический материал «Листья» из фетра Листья в воздухе кружатся, Так причудливо порой, Тихо под ноги ложатся То – коврами, то – горой… Вот кленовый лист кружится И пикирует.

Дидактический материал «Угадай сказку»Дидактический материал «Угадай сказку» Этот материал я рекомендую использовать как самостоятельную игру, как элемент занятия или викторины по сказкам (например, замена бабой.

Дидактическое пособие «Лэпбук» для автоматизации звука [р]Дидактическое пособие «Лэпбук» для автоматизации звука [р] Работая с детьми, каждый раз приходится искать новые подходы, формы и методы в своей педагогической деятельности. Постановка звука - это.

Игра «Логопедический магазин» для автоматизации звука [Ш]Игра «Логопедический магазин» для автоматизации звука [Ш] Игра на автоматизацию звука [Ш] вначале и в середине словаКоррекционно-образовательную работу с детьми я стараюсь строить с учетом индивидуальных,.

Игрушки-тренажеры для автоматизации поставленного звукаИгрушки-тренажеры для автоматизации поставленного звука Все, кто работает с детьми над исправлением звукопроизношения, знают насколько тяжело происходит процесс автоматизации поставленного звука.

Конспект «Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Ш]» Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш. Составила: учитель – логопед Катина Светлана Викторовна Цель: формирование правильного произношения.

Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с]Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с] Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия Цель: уточнить правильное произнесение звука.

Речевой материал для автоматизации звука [Ж] в старшей группе Речевой материал для автоматизации звука [Ж] в старшей группе. Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги. Автоматизация в сочетаниях слогов:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический материал для автоматизации звука [Р]
Опубликовано: 24 февраля 2021 в 00:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактический материал для автоматизации звука [Р]» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Гогулина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД