Получи документы

Дидактические игры в коррекционной работе учителя-логопеда с ребенком с ОНР

Наталья Булатова
Дидактические игры в коррекционной работе учителя-логопеда с ребенком с ОНР

Как радостно светятся глаза малышей, когда мы говорим: «А сейчас мы поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

В своих работах Н. К. Крупская неоднократно подчеркивала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

Публикация «Дидактические игры в коррекционной работе учителя-логопеда с ребенком с ОНР» размещена в разделах

Дидактическая игра в коррекционно-образовательном процессе - одна из форм коррекционного воздействия учителя-логопеда на ребенка с ОНР. В. И. Селивёрстов в книге «Игры в логопедической работе с детьми» подчеркивал: «Работа логопеда нуждается в использовании игровых приёмов, игр в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях».

Особая роль дидактической игры в коррекционно-развивающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, увлекательным, действенным, интересным, позволяющим ребенку получить собственный опыт.

Работа над звуком : постановка, автоматизация, развитие фонематического восприятия, - монотонный и кропотливый труд, требующий от дошкольника усидчивости, внимания, сосредоточенности, что под силу не каждому взрослому.

Проблема состоит в том, что порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук в речи только после многократного повторения этого звука словах. Но механическое многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.

Поэтому формированию системы игр по развитию звуковой стороны речи, уделила особое внимание, посчитав, что именно применение дидактической игры в этом направлении будет способствовать эффективности коррекционно-образовательного процесса, ускорив процесс автоматизации звуков.

Мною дидактическая игра используется как в индивидуальной, так и подгрупповой образовательной деятельности.

В ходе дидактической игры создаю такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Игры на автоматизацию изолированных звуков

Поедем на машине

Автоматизация изолированного звука р.

В тетради, ребенок и педагог рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику. Ребенок ставит палец на начало маршрута, и длительно произносит звук р. В результате он должен доехать до интересующего объекта. Для автоматизации звука л, выбирается образ гудящего парохода, или самолета. Для з – комарика, для ж – жука.

Пальчики здороваются.

Ребенок большим пальцем поочередно прикасаются к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук.

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Ребенок представляет, что указательный и средний палец – это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок шагает по столу, произнося на каждый шажок заданный звук или слог.

Игры на автоматизацию звука в слогах

«Бусы» нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог.

“Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребё нок проговаривает заданный слог 5 раз: ра-ра-ра-ра-ра. да все слоги будут названы, баночки превращаются в "звенящие".

Телеграмма.

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог, поворачиваясь к ребёнку, называет звук, слог или пару слогов. Ребёнок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит по кругу, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей не правильно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дощла до адреса, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша – са, ко – го, жу – зу и т. д.

Игры на автоматизацию звука в словах

«Собери цветочек»

Дети собирают цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как собрали цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках

Дидактическая игра «Медвежонку снятся сны»

Детям предлагается посмотреть, что снится медвежонку. Они берут облачко - сон и называют, что нарисовано на картинке.

«Рыбалка», в которой вместо удочки используется палочка с магнитом, а вместо рыбок – картинки с заданным звуком. Поймав «рыбки» – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.

Игры на автоматизацию звука во фразах и предложениях

Соседи

Перед детьми раскладывается по 3 карточки в несколько рядов с определённым звуком. Ребё нок должен без ошибок назвать всех соседей: жаба между жирафом и жуком, жаворонок между жасмином и лужами. Когда все картинки будут названы, первый столбик передвигается и игра повторяется.

Артисты

Детям раздаётся по одной начальной картинке из каждой серии. Остальные перемешиваются на столе. Открывая по одной картинке, дети спрашивают: «Что здесь изображено?». Педагог описывает или показывает картинку. Каждый ребёнок определяет, подходит ему или нет, если подходит, составляет предложение и забирает. Получив все картинки, ребёнок составляет рассказ, выходит на сцену, и пересказывает. Картинки подбираются с учётом автоматизированного звука.

Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, делает коррекционную работу наиболее разнообразной, увлекательной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, способствует и развитию речевой активности детей, и повышению результативности.

Список использованной литературы

1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. - СПб. : Издательство «Лань», 1999;

2. Волкова Л. С. Логопедия. – М. : Владос, 2009;

3. Косинова Е. М. Уроки логопеда. – М. : Эксмо, 2010;

4. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки. Буквы. Слова. – М. : Корона – Век, 2012.

Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992

3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - Спб., 2001

4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. -, 1983

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда Познавательная активность является качественной характеристикой процесса познания в ходе естественного пути освоения ребенком окружающего.

Интегрированный подход в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми ОВЗ Мир «особого» ребёнка…Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих. Н. А. Калиман 1 сентября 2013 года вступил.

Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе учителя-логопеда Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить понятия такие как «речь», «предложение»,.

Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда бразовательный процесс без применения ИКТ технологий в дошкольном образовании представить уже невозможно. Современные дети проявляют к.

Коррекционная работа учителя-логопеда с ребенком с синдромом ДаунаКоррекционная работа учителя-логопеда с ребенком с синдромом Дауна МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик» Учитель-логопед Шальнова Е. Ю. Одна из самых тяжелых проблем детей с синдромом Дауна – задержка речевого.

О коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школеО коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школе В задачи учителя-логопеда общеобразовательной школы является выявление детей с нарушениями речевого развития. Дети с ОВЗ страдают пониженной.

Приемы автоматизации звуков в коррекционной работе учителя-логопеда. Игры с песком, логопедическая игра «Ходилки» ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ с песком Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную.

Видео о приемах автоматизации звуков в коррекционной работе учителя-логопеда «Звук [М]. Буква «М» Игры с песком, логопедическая игра «Ходилки» Видео фронтального коррекционного занятия в старшей группе детского сада: "Звук М. Буква.

Семинар «Актуальные проблемы в коррекционной работе учителя-логопеда»Семинар «Актуальные проблемы в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальные проблемы в коррекционной работе учителя-логопеда. Тема:"Театрализованная деятельность детей старшей логопедической группы".

Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАССенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС Сенсорные игры решают следующие задачи: — Переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры в коррекционной работе учителя-логопеда с ребенком с ОНР
Опубликовано: 12 мая 2019 в 15:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры в коррекционной работе учителя-логопеда с ребенком с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Булатова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД