Лучший педагог года

Экспериментально-опытническая (познавательно-исследовательская) деятельность в жизни ребенка-дошкольника

Юлия Витальевна Левина
Экспериментально-опытническая (познавательно-исследовательская) деятельность в жизни ребенка-дошкольника

1 слайд. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36». «Экспериментально-опытническая (познавательно - исследовательская) деятельность в жизни ребенка – дошкольника». Консультация для воспитателей подготовила Левина Юлия Витальевна – воспитатель.

2 слайд. (Китайская пословица).

Любой ребенок по своей природе — исследователь, а экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника.

Публикация «Экспериментально-опытническая (познавательно-исследовательская) деятельность в жизни ребенка-дошкольника» размещена в разделах

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, образовательные области, прогулки.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, важно воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы нашего детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое

3 слайд. Цель экспериментальной деятельности : расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;

Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком – дошкольником.

Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Планируемый результат: Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

4 слайд.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях и способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

5 слайд.

Эксперимент (от лат. еxperimentum) - опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким - либо способом, один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.

6 слайд. Скажите, а какую роль играет экспериментально-опытническая деятельность в развитии ребенка - дошкольника? (Ответы коллег)

7 слайд. Правильно, экспериментально-опытническая деятельность способствует формированию у детей:

познавательного интереса;

развивает наблюдательность;

мыслительную деятельность.

8 слайд. Значение детского экспериментирования :

1. Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

2. Стимулирует развитие речи.

3. Накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

4. Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

5. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

9 слайд. Н. Н. Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

10 слайд. Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а методы и виды деятельности в которых знания приобретаются. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или в игру, ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

11 слайд. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит, и все делает сам. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования должно войти в практику работы в дошкольном учреждении.

12 слайд. В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для приборов, место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям:

«Песок и вода»,

«Звук»,

«Магниты»,

«Бумага»,

«Свет»,

«Стекло и пластмасса»,

«Резина».

Расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.

13 слайд. Оборудование: приборы помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы. Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

14 слайд. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т. д. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. Красители: гуашь, акварель и т. д. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл, мерные ложки, емкости, резиновые груши и т. д. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки, сито, свечи и т. д.

15 слайд. Дополнительное оборудование: Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов. Карточки схемы проведения экспериментов на плотной бумаге. Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента. На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

Слайд 16. Чуть позже расскажу о возрастных особенностях, но следует отметить, на данный момент, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

Слайд 17. После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Слайд 18. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Слайд 19. Правила при выборе темы экспериментальной деятельности :

- тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

- тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;

- педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно;

- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда и старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Слайд 20. Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи: 1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

3) освоение методов познания;

4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

Слайд 21. Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать«.

Средства: язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты,

эксперименты.

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Слайд 22. Как вы считаете, какая правильная последовательность детского экспериментирования? (ответы коллег)

Сайд 23. - Проблемная ситуация. - Целеполагание. - Выдвижение гипотез. - Проверка предположения. - Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось) - Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

Слайд 24. Наполняемость уголка в экспериментально-опытнической деятельности :

Слайд 25. Младшая группа.

Слайд 26. Средняя группа.

Слайд 27. Старшая, подготовительная группа.

Слайд 28. Только через месяц действия ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Экспериментально-исследовательская деятельность «Секретное письмо от Деда Мороза»Экспериментально-исследовательская деятельность «Секретное письмо от Деда Мороза» Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально созданных проблемных ситуаций, развивать у детей интерес к опытно-экспериментальной.

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Фотоотчет о занятии в старшей группе «Случай с Капитошкой. Экспериментально-исследовательская деятельность»Фотоотчет о занятии в старшей группе «Случай с Капитошкой. Экспериментально-исследовательская деятельность» Цель занятия: Закрепить знания детей о свойстве воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная, течет, замерзает, в воде одни вещества.

Из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ»Из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ» Экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни,.

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника» Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций.

Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки» Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки». Цель: Изготовление цветных льдинок, украшение участка. Задачи: Уточнить.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Свойства воды» в рамках проекта «Вода — источник жизни на Земле»Экспериментально-исследовательская деятельность «Свойства воды» в рамках проекта «Вода — источник жизни на Земле» Среднесрочный проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Вода источник жизни на Земле Часть1. «Свойства воды» Вода в жизни.

Экспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУЭкспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУ Организация практических занятий в лаборатории ДОУ План 1. Значение исследовательской деятельности. 2. Формы работы с детьми 3. Методические.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Я — исследователь»Экспериментально-исследовательская деятельность «Я — исследователь» Экспериментально - исследовательская деятельность проект «Мыльные истории» Курицкая Влада, 6 лет Руководитель: Тынянских Галина Ивановна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментально-опытническая (познавательно-исследовательская) деятельность в жизни ребенка-дошкольника
Опубликовано: 25 мая 2021 в 10:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментально-опытническая (познавательно-исследовательская) деятельность в жизни ребенка-дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Витальевна Левина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД