МААМ-картинки

Консультация «Воспитание основ толерантности у детей»

Маркова Наталья
Консультация «Воспитание основ толерантности у детей»

Тема: «Воспитание основ толерантности у детей»

Актуальность

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни.

Публикация «Консультация „Воспитание основ толерантности у детей“» размещена в разделах

В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»).

Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания : «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Во ФГОС также нашло отражение

Задачи социально - коммуникативного развития дошкольников:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.

Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы»

В нашей программе стоят такие задачи по воспитанию толерантности…

Содержание «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»

2-3 г.

Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

3-4 г.

Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.

Способствовать формированию внимательного, заботливого отношения с окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика.

Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поспупков.

Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.

4-5 л.

Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика, одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника.

Продолжать формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, обращать внимание на хорошие поступки друг друга.

Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.

5-6 л.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Учить заботится о младших помогать ит, защищать тех, кто слабее.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

6-7л.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.

Воспитывать коллективизм, уважение к старшим.

Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что дети замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

Поэтому, воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.

Под толерантностью исследователи понимают:

- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;

- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.

Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям разных национальностей, культур и традиций, к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Цветок

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем

поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с

людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной,

религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и

поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые

объединены в два взаимосвязанных блока:

1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других

людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.

Принципы воспитания толерантности

1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.

2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.

3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

4. Принцип индивидуализации.

Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.

5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо вести работу по всем направлениям

Направления работы детского сада

Должны быть задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Формы воспитания толерантности

• 1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

• 2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

• 3) русские народные подвижные игры;

• 4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

• 5) изучение народных праздников ближайших областей, стран-соседей;

• 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

• 7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

• 8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

• 9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок;

• 10) создание мини-музеев.

Методы

1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

• - развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется» :

• - гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

• - проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

• - на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

• - воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

В каждом возрасте имеется своя специфика.

2 мл группа

Навыки одевания стали увереннее, движения более ловкими. Дети могут попросить товарища оказать помощь: поправить уголок косынки, застегнуть пуговицу, подержать варежки, шарф. Воспитателю нужно видеть и поведение каждого ребенка, и его отношение к сверстнику, тон и манеру разговора с ним, уметь своевременно вмешаться или, напротив, обождать при возникновении недоразумений и ссор.

Во время навыка самообслуживания можно решить задачи нравственного воспитания, н-р, поддержать и укрепить появляющееся чувство симпатии, воспитывать привычку отзываться на просьбу сверстника.

Доступная мотивировка

Многократный наглядный показ

Постепенно воспитатель сокращает показ способов поведения и дает возможность самостоятельно упражняться в правильных поступках, во взаимоотношениях со сверстниками.

Индивидуальный подход (дополнительный показ)

Положительная оценка, похвала, одобрение.

Поощрение выполнение установленных правил, проявляющих добрые чувства, постепенно вырабатывает у ребенка осознанное поведение, умение ограничить свою активность.

Как можно реже прибегать к замечаниям, порицаниям.

Выяснить причину отрицательных поступков и с помощью родителей добиться ее устранения.

Литературные произведения (А. Барто «Девочка чумазая», Л. Воронкова «Маша-растеряша»

Средняя группа

Имеется опыт общения со сверстниками, опыт выполнения нормативных требований педагога, кот одинаковы для всех детей. Опыт совместных переживаний – общая радость, общие заботы, а иногда огорчения, это опыт совместной трудовой деятельности, требующей от детей умение согласовать действия, оказывать друг другу помощь. Приучаются играть вместе, поддерживать игровой замысел друг друга, пользоваться общими игрушками. Развитие относительной быстроты, ловкости и уверенности движений облегчает многие совместные действия, создает предпосылки для согласованности их.

Относительно большая самостоятельность детей.

Изменить характер педагогического руководства детской деятельности – предоставить некоторым группам детей лишь материал для игр, полагаясь на их умение самостоятельно строить взаимоотношения и развивать содержание игр.

Предоставлять детям возможность активно проявлять себя в разнообразной деятельности – много и содержательно играть, ежедневно трудиться, с интересом участвовать в занятиях.

Именно содержательная деятельность, в которой детям постоянно приходится договариваться, уступать друг другу, согласовывать свои намерения с другими, формирует первый опыт коллективных взаимоотношений, создающих основу морального облика ребенка.

Совместная деятельность, интересная и доступная детям - главное условие, обеспечивающим формирование добрых детских взаимоотношений. Деятельность побуждает к положительным эмоциональным побуждениям, кот служат предпосылкой развития социальных чувств и содействуют образованию первых устойчивых навыков и привычек поведения среди сверстников.

Руководя деятельностью детей, необходимо ставить перед ними определенные задачи, требующие не только индивидуальных, но и согласованных усилий.

Постоянство педагогических требований детского сада и семьи

Постоянное воздействие положительного примера взрослых.

Активная позиция педагога.

Поощрять стремление научиться хорошему, воспитывать отрицательное отношение к плохим поступкам.

Каждому ребенку предоставить возможность выбрать занятие в соответствии с его желаниями, интересами, склонностями, проявлять активность и инициативу.

Особое значение в ср гр имеют подвижные игры. Подбирать такие игры, правила которых нацелены на развитие торможения, что составляет большую трудность. Выполняя правила игры, ребенок приучается согласовывать свои действия с действиями других детей.

Требовательность. Должно заключать указание того, что нужно сделать, предъявляться в доброжелательном тоне и выражать уверенность в том, что ребенок справиться с поставленной перед ним задачей. Старания ребенка непременно надо поощрять.

Примеры игр в средней группе:

Игра «Проведи друга»

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Возраст: 4 – 6 лет.

Ход игры: Дети разбиваются на пары. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения.

Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую «школу доверия». По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого используются разнообразные формы работы с родителями:

• Анкетирование

• Совместные праздники

• Круглые столы

• Конкурс «Моя родословная»

• Конкурсы совместных рисунков

• Выставки

• собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями.

Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности своих детей.

Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности»Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности» «Цветок Толерантности» Сценарий праздника, посвященного Дню толерантности в подготовительной группе Цель: формирование уважительного.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «О дружбе народов в ДОУ, о толерантности»Консультация для родителей «О дружбе народов в ДОУ, о толерантности» Толерантность — это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не.

Консультация для родителей «Воспитание усидчивости у детей» Как научить быть ребенка усидчивым? Этот вопрос волнует многих родителей. Неусидчивый ребенок зачастую много хлопот доставляет своим родителям.

«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей Экологическое воспитание детей – это прежде всего воспитание у детей любви к природе. Экологическое воспитание должно учить детей понимать.

Консультация «Признаки толерантности и их социальное проявление»Консультация «Признаки толерантности и их социальное проявление» Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире,.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Воспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущегоВоспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущего Выступление и презентация на городском методическом объединении 1 слайд Воспитание толерантности у дошкольников, как ключевой компетенции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитание основ толерантности у детей»
Опубликовано: 28 декабря 2021 в 08:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Воспитание основ толерантности у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Маркова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД