Лучший педагог года

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Весна в степи»

Эсмира Михралиева
Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Весна в степи»

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Весна в степи»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.

Интеграция ОО: речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Вид деятельности детей: познавательно-исследовательская, двигательная, речевая.

Программное содержание

Публикация «Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме „Весна в степи“» размещена в разделах

Цель: познакомить детей с особенностями природных условий степи; обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, учить самостоятельно, находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных; закрепить знания детей о природных особенностях весенних месяцев; Создать условия для развития связной речи у детей: развивать способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы, познакомить с новыми словами (новые слова выделены в тексте жирным шрифтом).

Материалы и оборудование: картинки с тундрой, тайгой, Арктикой, смешанным лесом и степью; макет парохода; календарь природы ; аудиозапись отплывающего парохода, ручейка, пения птиц; два небольших куска ткани, одинакового размера, цветок с 12 лепестками

Предварительная работа: перед началом НОД куски ткани намочить, отжать и положить на батарею, причем один – в расправленном виде, другой – туго свернутый.

Планируемый результат: дети знакомы с особенностями природных условий степи; умеют обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, самостоятельно, находять их; устанавливают связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных; знают о природных особенностях весенних месяцев; умеют наблюдать, строить предположения, предлагают способы их проверки, делают выводы, знают новые слова.

Структура занятия

1. Вводная часть Вводная беседа о том, на каком транспорте довелось путешествовать 2 мин

2. Основная часть Рассказ педагога о природе степей.

Физкультминутка.

Задание 1 «В каком месяце Таня и Ваня Отмечали погоду?»

Задание 2 «Чем питаются птицы»

Задание 3 «Чем питаются эти животные?»

20 мин

3. Заключительная часть Подведение итогов «путешествия». Вопросы педагога к детям 3 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1. Вводная часть

-В прошлый раз мы побывали с вами на ярмарке, отдохнули, повеселились. Пора продолжать путешествие.

-Вспомните, на каких видах транспорта мы уже перемещались с места на место? (На самолете, на поезде, даже на ковре – самолете)

-Отгадав мою загадку, вы узнаете, на чем сегодня мы отправимся в путешествие:

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?.

(Пароход)

-Вы уже знаете, что, где бы человек ни находился, он должен соблюдать определенные правила. Для чего? (Чтобы уберечь себя от опасности, чтобы не мешать другим людям работать и отдыхать)

-Как вы думаете, какое самое главное правило надо соблюдать на корабле? (Не перегибаться через борт)

Итак, в путь! А путь нам предстоит долгий и интересный. (Садимся в пароход и «плывем». Аудиозапись звуков отплывающего парохода и плеска волн).

2. Основная часть

Воспитатель показывает картинки и спрашивает:

- Ребята, где мы с вами уже были? Дети отбирают картинки с тайгой, смешанным лесом, тундрой, Арктикой. Остаётся природа степных районов России.

- Это степи. Здесь нет деревьев, одна трава. Чтобы понять, почему нет деревьев в степи, рассмотрим кусочки ткани. Какой из них высох? Тот, что был расправлен. Другой свёрнутый, остался сырым. Попробуйте сравнить листья деревьев и траву с нашей тканью.

На что похожи листья? (На расправленную ткань)

-В жару листья очень быстро высыхают. А трава и цветы с их узкими и мелкими листьями способны экономить воду.

-Весна – чудесное время. Вся степь зеленеет. Как вы думаете почему? (Земля еще пропитана талой водой)

-Но летом стоит такая жара, что вода очень быстро испаряется и растения не успевают вдоволь напиться.

-Где же они берут воду летом? У степных растений очень длинные и густые корни, которые берут влагу из земли.

-Как вы думаете, какие животные живут в этих местах? (Травоядные)

-Раньше их было очень много: дикие лошади, бизоны, сайгаки.

-Но люди все больше места в степях занимали под поля, сады, пастбища. Негде стало жить крупным травоядным животным. Дикие лошади вымерли. Сайгаков осталось очень мало, их даже занесли в Красную книгу.

-Сейчас в степи много грызунов. Это тушканчики, суслики, сурки, хомяки.

-Их норы находятся глубоко под землей, там не так жарко. А еду они себе находят на поверхности.

Физкультминутка «Хомка – Хомячок»

(выполняется 2 – 3 раза, дети выполняют движения в соответствии со словами)

Хомка – хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щеки моет, шейку трет.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

Работа с пособием.

Задание «В каком месяце Таня и Ваня Отмечали погоду?»

Да, в степи сейчас весна. А какое время года у нас? Как узнали мы, что весна пришла? (Дети перечисляют известные им признаки наступления весны)

-Правильно, пришла весна. А какой цвет у весны, как вы думаете? (Зеленый) Приклеим на наш цветок «весенние» лепестки.

-Сколько их? (Три) Все верно, а какой первый месяц весны?

Первый месяц весны – март. Март открывает весну. В народе март прозвали зимобором.

-За что, как вы думаете? (В марте зима с весной борется)

-Еще называют его капельником. Почему? (В марте появляются сосульки на крышах и когда солнце греет они тают)

-В марте прилетают первые перелетные птицы. «Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг» - что это за птица? (Грач) В народе говорят: «Грачи на дворе – весна на горе», «Грач зиму расклевал». Какой следующий месяц идет за мартом? (За мартом апрель идет)

-В апреле весна вволю разгулялась. Не случайно прозвали этот месяц снегогоном.

-О чем говорит нам это название? (К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега)

-Апрель – месяц говорливой воды. Послушайте, что это значит. (Звучит аудиозапись ручейка).

-Апрельские ручьи землю будят. Что это значит? (Теплые весенние воды смыли зимнюю грязь, согрели землю)

-Там, где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. Какие? Подснежники.

-Какие весенние цветы вы еще знаете? (Мать – и – мачеха. Обсудить почему именно так назван цветок.)

-В апреле возвращаются перелетные птицы из теплых стран. А каких перелетных птиц знаете вы? (Кукушка, соловей, журавли и т. д.)

-Ребята, а кто это?

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет.

(Скворец)

-Правильно, это скворец. Где же живет скворец, когда прилетит? (В скворечнике)

-Прилетел скворец и сразу начинает искать место для гнезда – дупло или скворечник. Если скворчихе место не понравится, птицы ищут другое. Выбрав жилище, они убирают из него старую подстилку и мусор. После этого устилают дно скворечника сухой травой и пухом.

-А какой последний месяц весны? (Май)

-Правильно. Май – месяц зелени и цветов. Называют его травень, цветень. Почему, как вы думаете? «Май леса наряжает, лето в гости ожидает».

-Цветут черемуха, вишни, яблони. Называют май и песенник. Почему? (Все перелетные птицы вернулись из теплых стран и уже успели свить себе гнезда)

-Самым красивым певцом леса – считают соловья. (Аудиозапись пения птиц)

-Звонок, весел май, но и неустойчив, крайне редко обходится без холодов. В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.

- Ребята, у весны три долга, три завета:

1. Тьму зимнюю одолеть – март с нею справляется.

2. Снег согнать, землю разбудить – забота апреля.

3. Маю достается долг зелень привести – май лес наряжает, лето в гости ожидает.

-Путешествие наше подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад, где мы с вами дождемся прихода весны и проверим все приметы. Занимайте свои места на палубе – наш пароход готов отплыть. (Звучит аудиозапись отплывающего парохода)

Работа с пособием на применение полученных знаний.

Задание «Расскажи, чем питаются птицы. Обведи…»

Какие птицы изображены на рисунке? Расскажите, чем питаются эти птицы? Обведите перелётных. Почему они улетают на зиму в тёплые края?

Задание «Чем питаются эти животные?»

Покажите стрелками кто, чем питается.

3. Заключительная часть.

Подведение итога занятия.

Какие новые слова вы сегодня узнали?

-О каких животных вы узнали во время нашего путешествия?

-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Если да, то поднимите зеленую карточку, если нет – красную, если вы хотели бы что – то изменить в нашем путешествие – желтую.

-А что тебе понравилось, Маша (Кристина, Алеша и т. д.? (Выслушать ответы всех детей)

Публикации по теме:

Конспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группыКонспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группы Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства. Задачи:.

Конспект интегрированного занятия по познанию «Улитка» для детей старшей группыКонспект интегрированного занятия по познанию «Улитка» для детей старшей группы Программное содержание: -расширить и уточнить знания детей об улитке. -активизировать словарь детей. -развивать память, моторику рук. -воспитывать.

Конспект интегрированного занятия по познанию «Удивительный мир часов» в старшей группеКонспект интегрированного занятия по познанию «Удивительный мир часов» в старшей группе Цель: познакомить детей с многообразием видов часов и их основными функциями. Задачи: - развивать активность, любознательность, познавательный.

Конспект интегрированного занятия по познанию окружающего мира в старшей группе «Спасение сказочной планеты» Программное содержание: расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; учить применять свои знания о растительном и животном мире.

Конспект НОД по познанию. Итоговое занятие по теме «Зима» Конспект НОД по познанию. Итоговое занятие по теме «Зима»Задачи • Закрепить представления детей о зиме; • Развивать умение устанавливать.

Конспект НОД по познанию «К нам пришла весна» в старшей группе Программные задачи: Обучающие - расширять знания детей о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы и т. д);.

Конспект ООД во второй младшей группе по познанию на тему: «Весна».Конспект ООД во второй младшей группе по познанию на тему: «Весна». Конспект ООД во второй младшей группе по познанию на тему: «Весна». Цель: расширить и закрепить представление детей о весне, об изменениях,.

Конспект занятия по познанию «Весна пришла» для старшей группыКонспект занятия по познанию «Весна пришла» для старшей группы Цель: развивать умение детей узнавать и называть время года, выделять признаки весны. Задачи: Расширять представления детей, о том какие.

Конспект занятия по познанию окружающего мира «Подснежники» для старшей группыКонспект занятия по познанию окружающего мира «Подснежники» для старшей группы Цель: изготовить объёмную аппликацию "Подснежники" с использованием нетрадиционного материала - ватных дисков. Задачи: - развивать художественный.

Конспект занятия по познанию в старшей группе «Пустыня» Конспект занятия по познанию в старшей группе «Пустыня» Цель: знакомство детей с природной зоной «пустыня». Задачи: - закрепить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Весна в степи»
Опубликовано: 24 апреля 2023 в 20:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Весна в степи»» (включая файлы) размещена пользователем Эсмира Михралиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД