Получи документы

Сюжетно-ролевые игры современного дошкольника

Валентина Кололейкина
Сюжетно-ролевые игры современного дошкольника

Значение сюжетно-ролевых игр для развития ребенка трудно переоценить. Исполняя ту или иную роль в игре, дошкольник учится говорить и договариваться, следовать правилам и принимать свои первые самостоятельные решения, переосмысливает все вокруг, формирует собственное мнение о происходящих событиях, отношение к сверстникам и взрослым.

Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. На раннем этапе ребенок учится подражать действиям взрослых (мама кормит ребенка, ребенок кормит куклу). Со временем ребенок осознает, что цепочка действий несколько сложнее, и он начинает воспроизводить ее (сначала приготовить, потом покормить). Знания маленького человека о мире ежедневно расширяются. Все увиденное ребенок начинает воспроизводить в игре.

Публикация «Сюжетно-ролевые игры современного дошкольника» размещена в разделах

С возрастом в игре начинают преобладать сложные многоплановые сюжеты. Дошкольнику уже недостаточно манипуляций с игрушками, ему необходим полноценный партнер, способный брать на себя ту ли иную роль. Найти себе такого партнера дома для ребенка проблематично: родители много работают, братьев и сестер нет, или они значительно отличаются по возрасту. Детский сад может и должен стать тем местом, где ребенок сможет примерять на себя различные социальные роли. Игры детей в дошкольных образовательных учреждениях напрямую зависят от их возрастных особенностей. Так дети младшего возраста охотно играют в бытовые игры, где им нужно подражать различным трудовым действиям взрослых. Обычно это игры в семью, врача, водителя и т. д. Такие игры имеют достаточно простой сюжет. Действия, как правило, однообразны и часто повторяются. Роли не всегда обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельней игра кратковременна. В этом возрасте стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре. На этом этапе дети только учатся самостоятельно выбирать себе роль, выполняют небольшую цепочку последовательных действий. Ребенку младшего дошкольного возраста требуется помощь взрослого как в придумывании сюжета, так и в выстраивании цепочки действий. Иногда возникает необходимость показать, как следует выполнять те или иные трудовые действия. Дети среднего возраста способны не только самостоятельно придумать сюжет и выполнить последовательную цепочку действий, но и отразить в игре отношения взрослых. Они учатся договариваться, командовать и подчинятся, уступать друг другу. Сюжеты становятся сложнее и разнообразнее. На этом этапе взрослый помогает детям разнообразить сюжеты игр. Воспитатель может и сам стать участником игры, взяв на себя наиболее сложную роль, показав при этом, как еще

Можно играть. Впоследствии дети сами с удовольствием будут выбирать эту роль, пользуясь полученным опытом. В старшей и подготовительной группах сюжетно-ролевые игры достигают своего максимального развития. Дети могут играть в одну и ту же игру достаточно продолжительное время. В играх отражаются не только бытовые и трудовые ситуации, но и общественные, и экономические. Именно в этом возрасте дети начинают задумываться над вопросом: кем я хочу стать, когда вырасту? В играх начинают отражаться не только те ситуации, которые дети непосредственно видели, но и те, о которых они узнали из телевидения, рассказов взрослых и т. д. На этом этапе взрослый должен максимально разнообразить игру, подсказывая детям сюжеты, рассказывая им о существующих профессиях.

Хорошим подспорьем в организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста могут стать очные или виртуальные экскурсии. Современные реалии, с которыми предстоит встретиться маленькому человеку, сильно отличаются от тех, которые были, например, всего 20-30-лет назад. Общество предъявляет к подрастающему поколению все новые и новые требования. Наряду с ранней профориентацией, которая иногда начинается раньше, чем малыш сядет за школьную парту, существует запрос на человека, способного легко адаптироваться в современном быстроменяющемся мире. В наши дни уже сложно найти того, кто отработал всю свою жизнь на одном месте, имеет лишь одну запись в трудовой книжке. Люди часто меняют не только место работы, но и профессию. Учитывая это, проигрывание дошкольником максимально возможного количества социальных ролей становится просто жизненно необходимым. Утрата популярности, а иногда и полное исчезновение некоторых профессий, появление новых родов деятельности, расширение социальных контактов людей не могут не сказаться на детских играх. Так, наряду с такими хорошо всем известными играми, как «Больница», «Аптека» и «Магазин», появляются игры «Турагентство», «Банк», «Агентство недвижимости» и другие. Некоторые игры становятся редкими, а то и вовсе бесследно исчезают. Другие сюжетно-ролевые игры претерпевают значительные изменения. Так на смену обычной игры «Парикмахерская» приходит более современная и, вместе с тем, сложнее организованная «Салон красоты». От игры «Больница» отделилась и стала самодостаточной игра «Стоматолог». Производители современных детских товаров предлагают широкий спектр игровых наборов, включающих в себя атрибуты различных профессий. Однако иногда такие наборы являются лишь помехой для хорошей интересной игры, так как они ограничивают ребенка, лишая его возможности придумать самому необходимые элементы. Так, играя в повара с набором «фабрика мороженого», ребенок невольно становится «заложником» игрушки, он готовит различные виды мороженого и ничего больше. В таких случаях непосредственной задачей взрослого становится создание игровой ситуации, вынуждающей дошкольника выйти за предложенные создателями игрушки границы. Можно не просто производить мороженое, но и продавать его, можно развозить мороженое по магазинам, а можно расширить ассортимент и производить не только мороженое, но и другие продукты питания. В игре ребенок проявляет себя, он не только примеряет на себя различные социальные роли, но и прорабатывает сложные или не понятные для себя ситуации. С помощью игры ребенок стремится справиться со своими проблемами. Иногда дошкольнику трудно рассказать взрослому о своих страхах и обидах, но наблюдательный взрослый непременно увидит это в игре. И здесь важно помочь ребенку правильно проиграть ситуацию, сделать ее понятной. Посредством игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и.

Для успешной социализации маленького человека необходимо, чтобы сотрудники дошкольного образовательного учреждения и его родители двигались в одном направлении, были верными союзниками в вопросах воспитания. Без взаимодействия с семьей работа воспитателя получается неполноценной. Поэтому, безусловно, важной является просветительская работа с родителями. Многие родители думают, что игра – это что-то неважное. Они наполняют жизнь малыша всевозможными развивающими занятиями, забывая о том, что главная деятельность ребенка дошкольного возраста – игровая. Еще одна проблема заключается в том, что зачастую родители не столько не хотят, сколько не умеют играть. Поэтому необходимо ненавязчиво объяснить родителям, какую важную роль в жизни ребенка играют сюжетно-ролевые игры. Необходимо проводить консультации, на которых родители смогут ознакомиться с основными, подходящими по возрасту их ребенку играми. Картотеки игр можно размещать и в раздевалках, где родители ежедневно проводят некоторое количество времени, ожидая, пока малыш поест или соберет игрушки. Таким образом, сюжетно-ролевые игры по-прежнему занимают важное место в жизни современного ребенка. Посредством игры дошкольник знакомится со сложным многогранным миром, учится жить в этом мире, познает себя и окружающих. Активно играющий в детстве ребенок вырастет самостоятельным инициативным взрослым.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Сюжетно-ролевые игры»Фотоотчёт «Сюжетно-ролевые игры» Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям.

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет»Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет» Консультация для педагогов «Играйте в сюжетно- ролевые игры с 3- 4 лет» Вот пришли к нам в группу новые малыши. Настроение у всех разные,.

Консультация для родителей «Чему учат сюжетно — ролевые игры?» Как говорил А. С. Макаренко: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок.

Сюжетно — ролевые игры для дошкольников «Спасибо нашим докторам»Сюжетно — ролевые игры для дошкольников «Спасибо нашим докторам» Спасибо нашим докторам. Сюжетно - ролевые игры для дошкольников. Поликлиника. Задачи: Продолжать знакомить детей с профессией и специальностями.

Сюжетно-ролевые игры во второй младшей группеСюжетно-ролевые игры во второй младшей группе Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Многие учёные, педагоги и психологи указывают на то, что без игры невозможно полноценное формирование.

Сюжетно-ролевые игры (продолжение)Сюжетно-ролевые игры (продолжение) В продолжение темы о сюжетно - ролевых играх, 1 часть и 2 часть, приготовленных мной на конкурс, хочу предложить вниманию коллег -маамовцев.

Сюжетно-ролевые игры с детьми дошкольного возраста с ОНРСюжетно-ролевые игры с детьми дошкольного возраста с ОНР Что же такое сюжетно-ролевая игра? Каково ее значение в жизни ребенка? Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве.

Сюжетно-ролевые игры в детском садуСюжетно-ролевые игры в детском саду Игра — самое главное занятие в жизни ребёнка. А игры, которые создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место. Называются.

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группеСюжетно-ролевые игры в подготовительной группе Совместно с родителями своей группы мы изготовили и обновили атрибутами центр сюжетно ролевых игр. Начали с "Дома". "Напекли" пирожных:.

Сюжетно-ролевые игры в средней группеСюжетно-ролевые игры в средней группе Сюжетно-ролевые игры в средней группе. Сюжетно-ролевая игра «Ателье» Тип деятельности: Социализация. Задачи: познакомить с профессиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевые игры современного дошкольника
Опубликовано: 23 августа 2021 в 10:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевые игры современного дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Кололейкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД