Папки-передвижки

Роль семьи в формировании нравственного воспитания ребёнка

Билера Инна Александровна
Роль семьи в формировании нравственного воспитания ребёнка

Семья играет ключевую роль в становлении личности человека. Нравственное воспитание детей происходит на протяжении всей их жизни, причем окружающая среда, в которой ребенок вырастает, имеет решающее значение для формирования его нравственности. Значимость семьи как центра воспитания обусловлена тем, что именно здесь ребенок проводит значительную часть своего времени, а то, что он усваивает на этом этапе, остается с ним на протяжении всей последующей жизни.

Публикация «Роль семьи в формировании нравственного воспитания ребёнка» размещена в разделах

Ни один из институтов воспитания не сравнится семье по продолжительности воздействия на личность. Именно в семье закладываются основы личности ребёнка, поэтому к моменту поступления в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Важность семьи в нравственном воспитании дошкольников не может быть переоценена. Способы поведения, утвержденные в семейной обстановке, быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им как основополагающие нормы поведения.

Родители играют ключевую роль в воспитании и обучении своих детей, так как они являются первыми учителями и воспитателями. Семья представляет собой небольшое сообщество, основанное на принципах взаимопомощи и сотрудничества, где дети учатся жить среди других людей, проявлять любовь и заботу к окружающим, а также уделять внимание и доброе отношение к окружающим. Важную роль в формировании личности детей играет общий образ жизни в семье : взаимное уважение между родителями, правильные отношения внутри семьи, организация семейных мероприятий, доброжелательная атмосфера и взаимопонимание.

Патриотизм, трудолюбие, соблюдение общественного порядка и уважение семейных традиций - вот ценности, которые формируют основу нашего общества. Жизнь в семье должна быть спланирована таким образом, чтобы не только удовлетворять материальные потребности, но и развивать духовную составляющую, обогащая нас как личностей.

Воспитание ребенка - это искусство, требующее постоянного вклада сердца, разума и воли родителей. Основой этого процесса является взаимная любовь между родителями и детьми. Это не просто слепое чувство, оправдывающее все поступки ребенка, а глубокое уважение и принятие личности маленького человека. Дети приносят огромное счастье и радость родителям. Чтобы в будущем гордиться успехами своего ребенка, необходимо.

Быть терпеливым и спокойным, поддерживать в себе все лучшее, что заложено природой, и помогать себе становиться лучше, избавляясь от эгоизма, грубости и несобранности, - вот настоящая родительская забота. Любить своего ребенка означает не просто жить его жизнью, ведь у каждого есть свой собственный путь. Важно понимать, что ценит и стремится к ребенок, поддерживать и вдохновлять его в трудные моменты, даже если благодарности не ожидается – родительская любовь бескорыстна. Не стоит реагировать на проявления ребенка черствости и несправедливости эмоционально, а лучше сохранять спокойствие и поддерживать его.

Просьба не винить его.

Важно обсуждать все отрицательные эмоции спокойно, без навязчивых воспоминаний о прошлых обид, ведь это помогает решать конфликты. Например, можно сказать: "Я люблю тебя и мне больно, когда ты грубишь, потому что я знаю, что мой ребенок не испытывает удовольствия, оскорбляя других. Давай договоримся: в следующий раз, когда тебе захочется что-то, ты предоставишь мне три веские причины, почему мы с папой должны исполнить твое желание, а не будешь кричать и ругаться. Мы обещаем поступать так же.

"Если нам не удастся помочь тебе, вместе мы найдем способ разобраться с ситуацией, хорошо?" Говоря таким образом, вы передаете ребенку важное сообщение: ты для нас важен, мы тебя слышим и готовы помочь, если это необходимо. По мнению психологов, в 90% случаев человек поведет себя в семье так же, как вели себя с ним его родители. Поэтому каждый день приходится искать подход к ребенку, размышлять над решением различных ситуаций, которые создает жизнь, но не всегда удается найти идеальное решение.

В настоящее время каждому родителю необходимо осознавать, что одной из ключевых социальных задач является всеобъемлющее воспитание и подготовка ребенка к жизни в обществе. Эта задача решается не только детским садом, но прежде всего семьей. Именно в семье ребенок получает свой первый опыт взаимодействия с обществом. Если у родителей разнообразные интересы, активное отношение к событиям в стране и мире, то и ребенок, разделяя их настроение, вовлекаясь в их дела и заботы, усваивает соответствующие нравственные ценности. Семейное воспитание оказывает значительное влияние на формирование личности и мировоззрения ребенка.

Микроклимат, в котором формируется личность человека, играет важную роль в его развитии. Семья является своего рода "школой чувств" для ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе разнообразие проявлений чувств, близких ему людей, ребенок приобретает нравственный и эмоциональный опыт. Если обстановка в семье спокойная, то и ребенок чувствует себя спокойно, ему присуще чувство защищенности и эмоциональной устойчивости.

Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко

впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение

взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает в

семье : положительные или отрицательные; какие проявления взрослых

он наблюдает: сердечность, заботу, нежность, приветливые лица,

спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть,

мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый

кирпичик в будущем здании личности. Основной задачей нравственного

воспитания является развитие и воспитание у ребенка моральных

чувств, позитивных навыков и привычек поведения.

Дошкольный возраст, как раз подходит для развития чувств.

Положительное влияние на развитие чувств оказывает просмотр

мультфильмов, чтение поучительных стихов, сказок и рассказов, где

главная роль отводится победе добра над злом. Под впечатлением от

мультфильма или сказки малыш начинает анализировать поведение

героев; так ребенок учится разбираться и в своем поведении, он

начинает размышлять над своими поступками. Родители должны

прививать малышу определенные навыки и привычки. Научите ребенка

дисциплине, самостоятельности. Приучите к полезным навыкам, к

примеру, вежливости, чистоте, аккуратности, послушанию. Социальнонравственным воспитанием ребенка займутся воспитатели, они научат

малыша правильно излагать мысли, общаться со взрослыми, приучат,

говорить правду, играть вместе со всеми детками, выработают привычку

к труду и взаимопомощи. Социально-нравственное воспитание детей

должно проходить следующим образом:

• Читая ребятам сказку, родители должны добиться дискуссии; пусть

дети подумают, кто прав и кто виноват в сложившийся ситуации;

• Четко, кратко и ясно объяснять правила поведения, аргументируя,

почему себя нужно так вести.

• Чаще играть с детьми в игры, которые учат сотрудничеству и

взаимопомощи. Помнить, что социально-нравственное воспитание детей

препятствует развитию вредных привычек.

Таким образом, особенностями нравственного развития детей в

дошкольном возрасте являются: формирование первых моральных

суждений и оценок; первоначальное понимание общественного смысла

нравственной нормы; возрастание действенности нравственных

представлений; возникновение сознательной нравственности, то есть

поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Будет ли ребенок развиваться в соответствии с воспитательными

целями и представлениями родителей - в основном зависит от личности

родителей, от свойств их характеров, от их стремления осмысленно

организовывать жизнь в семье. Каким быть ребенку - это, в первую

очередь, решают сами родители, правда, не одни, а в тесном

сотрудничестве с другими воспитательными силами в обществе. И тот,

кто хочет воспитывать, должен знать, для чего и как он должен это

делать - ведь только тогда наши желания творят чудеса, когда они

оборачиваются поступками. Прекрасный образ, в котором родители

воплощают мечты о будущем своих детей, образ человека

безукоризненной нравственности и образованности, может быть

воплощен в жизнь только целенаправленной воспитательной работой

самих родителей. Те моральные чувства, представления и навыки,

которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт,

который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного

развития. Дошкольный возраст является чрезвычайно важным в

нравственном становлении личности ребенка. Комплексное

использование методов и средств нравственного воспитания поможет

успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого

ребенка.

Семья – это колыбель, из которой юный человек выходит в большой

мир. Все, что даст ему семейное воспитание, он реализует в

собственной жизни. Важно, чтобы личность маленького человека

развивалась в окружении любящих и уважающих его людей. Как раз в

этом и заключается главная роль семьи в воспитании ребенка. От того,

как его воспитают близкие, во многом будет зависеть то, как его встретят

другие люди, насколько быстро он сможет приспособиться к новым

обстоятельствам. И хотя дошкольные учреждения и школа вносят свою

лепту в становление юных граждан, все же роль семьи в воспитании

ребенка была и ведущей.

Публикации по теме:

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в формировании нравственного воспитания ребёнка
Опубликовано: 21 мая 2024 в 16:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль семьи в формировании нравственного воспитания ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Билера Инна Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД