Получи документы

Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Валентина Юрьевна Бутусова
Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности»

В. Ю. Бутусова, воспитатель

МБДОУ детский сад «Снежинка» п. Нижнесортымский, Сургутский район

Аннотация. В статье раскрывается вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности. Представлен комплекс заданий и упражнений игрового характера, дидактических игр, используемый в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Публикация «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности» размещена в разделах

Ключевые слова: связная речь дошкольника, смысловое развернутое высказывание, текст, высказывание, диалогическая и монологическая формы речи, разговорная лексика и фразеология, краткость, недоговоренность, обрывистость, простые, сложные бессоюз-ные предложения, кратковременное предварительное обдумывание, литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтак-сическая оформленность, сообщение, дополнение, уточнение, ситуативная и контекстная формы связной речи, пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения, образность, выразительность речи, художественно-речевой опыт детей, средства игровой деятельности, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, игры на развитие мелкой моторики, задания, упражнения игрового характера.

Своевременное овладение ребенком речью – одно из важных направлений в педагогической работе дошкольной образовательной организации. Необходимо создавать условия для формирования у дошкольников коммуникативных умений и навыков, выражения своих мыслей. Развитие связной речи включает : освоение звуковой стороны языка, лексико-грамматического строя речи и происходит в тесной взаимосвязи всех сторон речи.

Проблема развития связной речи нашла отражение в исследованиях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева. Они указывают на сложную организацию связной речи и необходимость специального речевого воспитания.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной, О. И. Соловьевой и др. Исследователи раскрывают содержание понятия «связная речь, как смыслового развернутого высказывания, обеспечивающющего общение и взаимопонимание.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования[2].

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Диалог протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени. Монолог не рассчитан на немедленную реакцию слушателей. Имеет более сложное строение, выражает мысли одного человека. Поэтому высказывание развернуто, т. е. содержит полную формулировку сообщаемой информации. Для монолога характерны: внутренняя подготовка, предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые и определенные речевые средства : жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, выразительно, но они занимают подчиненное место. Монологу присущи следующие особенности: литературная лексика; развернутость высказывания, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов). Связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Данные формы речи отличаются мотивами. Монолог стимулируется внутренними мотивами. Содержание и языковые средства используемые в монологе выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами, например: ситуацией, в которой происходит диалог, реплики собеседника.

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев).

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог в свою очередь может приобретать диалогические свойства. Взаимосвязь диалогической и монологической речи важно учитывать в методике обучения детей русскому языку, в частности в развитии связной речи. Навыки и умения необходимые в диалоге являются основой овладения монологической речью. В ходе обучения диалогу создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает связ-ность диалога : последовательность реплик, логико-смысловая связь отдельных выс-казываний между собой. В дошкольном возрасте формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию данных форм речи проходит параллельно.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его фонетическим, лексико-грамматическим строем[2]. В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания ребенка. Он учится мыслить общаясь с ровесниками и взрослыми и совершенствует свою речь в процессе мыслительной деятельности.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать взаимосвязь с окружающим миром, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание дошкольников. Пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Следует отметить, что развитие связной речи дошкольников происходит постепенно, вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающим миром. Так, например: для детей старшего дошкольного возраста характерны следующие особенности развития связной речи :

- активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе; характер диа-лога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности;

- пересказывают сказки и короткие рассказы.

- не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей;

- их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики;

- предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально ( например: словами еще, потом).

В этом возрасте совершенствуется монологическая речь. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой и без на наглядный материал. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части дошкольников эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в их языковом оформлении.

Огромная роль в развитии связной речи ребенка принадлежит игре – ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в ней реализуются потребность общения и познания ребенком окружающего мира.

В игре развивается воображение, фантазия, создаётся основа для формирования инициативной, пытливой личности. Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее участниками, что обусловливает ее значение для речевого развития детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и самостоятельную речевую активность. «Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора, элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации» [1. С. 24-25].

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, значению в воспитании и обучении. Рассмотрим подробнее игры, направленные на развитие связной речи ребенка-дошкольника. Например:

Сюжетно-ролевая игра. Цель: расширить словарный запас, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений.

Центральным моментом сюжетно-ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека, старается действовать как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим отождествляет себя с ним. Игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых. Принято различать сюжет и содержание игры.

Сюжет игры – область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, магазин и пр.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка. Они изменяются в зависимости от конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребёнка, знакомством с окружающим миром.

Содержание игры – воспроизведение ребёнком важных моментов в человеческих отношениях в которых живёт ребёнок. Они определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр.

Игры на развитие мелкой моторики. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В научных трудах: Т. Н. Андриевской, Л. Вантаковой-Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой, Т. А. Ткаченко доказано, что целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные нарушения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук взаимосвязаны с речевой функцией. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Поэтому развитие мелкой моторики рук является стимулирующей в развитии речевой функции, познавательной деятельности[4]. Простые движения рук способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. В коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше идет развитие мелкой моторики, раньше и лучше развивается его речь. Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например:

Пальчиковый театр – увлекательная дидактическая игра, которая:

– стимулирует развитие мелкой моторики;

знакомит ребенка со следующими понятиями: форма, цвет, размер;

развивает воображение, память, мышление, внимание;

– помогает совершенствовать словарный запас и активизирует речевые функции;

Например: Игры – шнуровки, содействуют развитию :

– сенсомоторной координации;

– пространственного ориентирования, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

– творческих способностей.

Игры с крупой и семенами. Крупа – универсальный материал. Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на «доске» линии, а ребенок повторяет. Затем можно нарисовать простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги, домик, солнышко.

Мешочки с крупой – упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук. Упражнения направлены на развитие : мелкой моторики, внимания, памяти. Например: игра «Волшебный мешочек». Для игры понадобятся несколько одинаковых по размеру небольших тряпочных мешочков. Положите в каждый мешочек какую-нибудь мелкую игрушку или предмет. Назовите ребенку предмет, который ему нужно найти. Предложите по очереди ощупать все мешочки и определить в котором из них находится нужный предмет, не открывая мешочки.

Упражнения с бусинами. Отлично развивает мелкую моторику разнообразное нанизывание. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, листьев деревьев, ягод рябины и др. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка.

Дидактические игры. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, правила, действия[3].

Для развития связной речи детей используют следующие виды дидактических игр:

– игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и др.);

– настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);

– словесные игры.

Приведем примеры дидактических игр, направленных на развитие связной речи дошкольников.

Игра «Отвечай быстро». Цель: упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

Список литературы и источников

1. Баранова Г. А. Подготовка учителя к применению современных педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 1. С. 24-25.

2. Минеева Ю. В., Салихова З., Левшина Н. И. Инновационные формы работы по речевому развитию у дошкольников// Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.

3. Нищева Н. В. Развивающие сказки : Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002. 47 с.

4. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятия / под ред. Ушаковой О. С. М. : ТЦ Сфера. 2015.176 с.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности (выступление на методическом объединении) Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Слайд №2. Известно,.

Развитие связной речи детей посредством театрально-игровой деятельности Цель исследования – изучить возможности развития связной речи у детей дошкольного возраста в ходе театрально-игровой деятельности. Актуальность.

Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» Игра – приветствие: «Назови ласково друга по имени» - представиться гостям, называя друг друга по имени ласково Ритуал: Собрались все дети.

План по самообразованию «Развитие речи в игровой деятельности у детей дошкольного возраста» Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие речи в игровой деятельности у детей дошкольного возраста» Цель: изучить.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Развитие связной речи детей средствами современных образовательных технологий Л. Н. Толстой писал: «Из всех … знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно,.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования Воспитатель МБДОУ Детский сад № 40 Новаторова А. А. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования.».

Развитие связной речи у детей с ОНР средствами театрализованной игры Уровень речевого развития многих современных дошкольников, как показывает сегодняшняя реальность, не соответствует возрастной норме и вызывает.

Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 14» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ.

Семинар-практикум «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности» Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей, познакомить с играми математического содержания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Опубликовано: 17 апреля 2019 в 14:22
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Юрьевна Бутусова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД