Лучший педагог года

Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Чеботарева Нина
Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Мастер - класс для педагогов дошкольного образования.

Тема: «Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ».

Уважаемые коллеги, сегодня мне бы хотелось познакомить вас (или напом-нить) с современной здоровьесберегающей технологией – кенизиология и по-мочь усвоить применение кенизиологических упражнений в развитии интел-лектуальных способностей детей с ОВЗ. Хотя безусловно данная технология будет полезна и нормативным детям и даже педагогам.

Публикация «Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Перед нами, перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача всесто-роннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными речевыми, психологическими нарушениями, трудностями в адап-тации. Но мы сегодня не будем анализировать причины, которые приводят к трудностям в обучении, а поговорим о некоторых способах их преодоления

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а определенной подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, воз-можно какого-то творческого подхода к решению возникающих проблем. Именно поэтому я решила вспомнить о такой технологии, науки, как кенизио-логия.

Что же такое кинезиалогия?

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Т. Е. это своеобразная гимнастика для мозга. Мы все с детьми занимаемся ежедневно гимнастикой для тела на занятиях по физкультуре, утром перед своими занятиями, занима-емся артикуляционной гимнастикой, так почему бы нам еще не включить в сою образовательную деятельность гимнастику для мозга.

Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушариев. Обыч-но у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.

Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся тестом Павлова.

Попрошу выйти 4 человека, которые желают определить свое доминирующее полушарие.

Необходимо разложить карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Существует два варианта выполнения данного теста.

- Если Вы разложили карточки по 1 варианту (1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца». 2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать». 3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя»,то у вас преобладает логиче-ское мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту (1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя». 2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья». 3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть», то у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое т. е. осуществлять межполушарное взаимодействие.

Очень часто дошкольники сталкиваются со сложностями усвоения учебной программы. Нередко причинами неудач могут оказаться вовсе не лень, отсутствие мотивации или ответственности. Истоки возможны более глубокие, связанные со сложными процессами, протекающими в структу-рах головного мозга. Речь идет о возможности передачи информации из одного полушария в другое - межполушарном взаимодействии.

Но в этом ли причина? Ответить на этот вопрос поможет несложный тест.

Ребенок держит ведущую руку на пояснице. Педагог касается твердый предметом (кисточкой, карандашом, тыльной стороной ручки и т. п.) в хаотичном порядке фаланг пальцев руки, не задействуя при этом большой палец. Испытуемый должен показать большим пальцем свободной руки, какая фаланга какого пальца была задета.

Интерпретация результатов: более 30% неправильных ответов - слож-ности межполушарного взаимодействия присутствуют. Значит, кенизиоло-гические упражнения, о которых я расскажу позже, для такого ребенка будут наиболее эффективны. Но безусловно, что для детей, которые пока-жут положительные результаты данного теста (дадут менее 30% непра-вильных ответов, эти упражнения будут тоже полезны, не навредят, а бу-дут способствовать дальнейшему интеллектуальному развитию и облег-чать процесс обучения.

Кенизиологические упражнения, игры могут использоваться на заняти-ях как подгрупповых, так и на индивидуальных. Их могут применять специалисты, воспитатели, музыкальные работники, инструкторы по фи-зической культуре в виде физкультминуток, пальчиковых игр, элементов самомассажа в процессе НОД.

Прежде чем перейти к непосредственному описанию этих упражне-ний, я хотела бы остановиться на некоторых условиях их эффективного использования.

Кинезиологические упражнения должны проводиться в доброжела-тельной обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребёнка.

Необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учеб-ных действий может прерываться кинезиологическими упражнениями, то-гда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда дошкольникам предстоит умственная нагрузка, требующая раскры-тия интеллектуального потенциала и элементов творчества, кинезиологи-ческие упражнения рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия, должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, зна-ками, с выполнением каких либо точных действий (занятие по развитию математических представлений) следовательно, с работой левого полуша-рия и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специ-альных упражнений.

Описание кинезиологических методов и упражнений.

Теперь мне бы хотелось перейти к непосредственному описанию некото-рых кинезиологических упражнений. Их достаточно много, и не все про-сты в использовании. Я постараюсь остановиться на упражнениях, кото-рые несложно объяснить детям и которые легко осуществить на практике. И если вы не против, то давайте некоторые из упражнений вместе прора-батывать.

Кинезиологические методы включают в себя :

1. Упражнения по развитию мелкой моторики рук необходимы де-тям, чтобы стимулировать речевые зоны головного мозга.

2. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (некотролируемая мышечная вя-лость).

3. Дыхательные упражнения развивают самоконтроль и произволь-ность.

4. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, укрепить глазные мышцы. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушар-ное взаимодействие

5. Телесные упражнения снимаются непроизвольные, непреднамерен-ные движения и мышечные зажимы.

6. Массаж и самомассаж о благотворно воздействует на биологические активные точки

7. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Еще раз повторюсь, что основная цель кинезиологических упраж-нений заключаются в установлении и укреплении связей между полу-шариями головного мозга, они "учат" их работать одновременно. Па-раллельно развивается мелкая моторика, графомоторные навыки, речь и все основные познавательные психические процессы (внимание, мышление, память).

Эти упражнения можно использовать для подготовки к тому или дру-гому виду деятельности. Их можно использовать как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями в качестве организующего звена, которое настраивает детский организм на плодотворную работу.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

1. Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

2. «Ладушки-оладушки» : правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы иг-рали в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»

3. «Здравствуй» - пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

4. «Зайчик – кольцо». Упражнение основано на переходе из оной пози-ции в другую: а) пальцы— в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указатель-ный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в сто-роны.

5. «Дом-ежик-замок»

Растяжки.

1. “Снеговик”

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко присажива-ется и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое об-лачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. “Дерево”

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, об-хватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, за-тем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

3. “Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они бол-тались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпич-ная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости стано-вятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите сол-дата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

Дыхательные упражнения.

1. «Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сде-лайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

2. «Ныряльщик”

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчи-тать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

3. “Дыхание”

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И. п. - о. с.

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 — плавный выдох через нос.

Телесные упражнения

1. «Ухо – нос» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, по-меняйте положение рук «с точностью до наоборот».

2. “Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. За-тем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

3. Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотро-нуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

4. «Винни – пух». Одна рука гладит себя по животу по часовой стрелке, а другой горизонтально поднимать и опускать над головой, слегка задевая голову. Затем меняем руки.

Глазодвигательные упражнения

1. “Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в возду-хе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачи-вая головы.

2. “Глаз – путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игру-шек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный педагогам.

3. “Глазки”

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

4. “Глазки”

Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответству-ющего глаза и держать 1-2 секунда.

Кинезиологические упражнения «оживляют» и оптимизируют образо-вательный процесс, снижают утомляемость детей.

При использовании кинезиологических методов повышается стрессоустойчивость организма, работоспособность. Улучшается мыс-лительная деятельность. Повышается уровень развития памяти, вни-мания, речи, пространственных представлений, зрительно-моторной координации, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. В результате повышается и уровень эмоцио-нального благополучия ребенка.

Методы кинезиологии положительно влияют как на здоровых де-тей, так и на детей с нарушениями в развитии.

Занятия с применением кинезиологических упражнений хорошо помогают в предшкольной подготовке с детьми подготовительной группы.

Методы кинезиологии совершенствуют механизмы адаптации детско-го организма к внешней среде, способствуют развитию у детей таких качеств как ловкость, гибкость, выносливость. Постепенно приучают ребенка выдерживать нагрузки, проявлять волю.

Так, при наименьших затратах достигается положительная дина-мика в развитии интеллектуальных способностей детей через движе-ние.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет Добрый день, коллеги и гости сайта. Представляю Вашему вниманию фотоотчет презентации своего опыта работы по теме: «Использование нетрадиционного.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 19 февраля 2020 в 18:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Чеботарева Нина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД