Получи документы

Формы и методы экологического воспитания

Татьяна Завалишина
Формы и методы экологического воспитания

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного

возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо

каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные

материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети любят играть. Ни

один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные

впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,

Публикация «Формы и методы экологического воспитания» размещена в разделах

т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит

это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами

обладают экологической культурой и грамотностью.

Экологическое воспитание это непрерывный процесс обучения,

воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных

ориентаций и нравственно этических и эстетических отношений,

обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и

улучшение окружающей среды.

Экологическое образование дошкольников – это ознакомление детей с

природой, в основу которого положен экологический подход, при котором

педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия

экологии.

Уже с раннего детства необходимо объяснять детям, что природу нужно

беречь, любить и заботиться о ней, ведь в природе все взаимосвязано.

Маленькие дети не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу,

поэтому основным содержанием экологического воспитания является

формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным

явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в

дошкольном детстве.

– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное

содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.

Экологические знания – это представления о растениях и животных, их

взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о

взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.

Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с

дошкольного возраста?

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического

воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом

возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

Экологическое воспитание осуществляется в двух направлениях:

• на обучающих занятиях;

• в повседневной жизни.

Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные

на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными,

сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у

дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу,

активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к

деятельности в природе.

Организованные формы работы по эковоспитанию и совместную

деятельность воспитателя и детей.

• экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д.);

• занятия (познавательные, комбинированные, комплексные);

• наблюдения за животными и растениями, явлениями природы,

деятельностью людей в природе;

• наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;

• совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству

территории, работе на клумбах и участке;

• целевые прогулки на природе, походы;

• разработка проектов;

• чтение художественных произведений о природе (стихов, рассказов,

сказок).

• опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории

юного исследователя;

• марафоны, аукционы, акции, уроки доброты;

• деятельность кружков и клубов;

экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций

• игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные,

интеллектуальные)

• различные виды изобразительной деятельности на экологическую

тематику Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес

дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи,

сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической

культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой

деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают

позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать,

должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других

людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную

оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям

антигуманным и безнравственным. Необходимо помнить о том, что зачастую

небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется

отсутствием у них необходимых знаний. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т. д., но и познать свойства этих природных материалов. Воспитание – это искусство формирования личности, которое требует терпения, усилий и постоянной работы. Родители могут сделать многое, чтобы дать возможность своим детям стать успешными и счастливыми людьми. Но важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к его воспитанию должен быть индивидуальным.

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы экологического воспитания
Опубликовано: 6 мая 2023 в 12:00
+46Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы и методы экологического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Завалишина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД