Папки-передвижки

Формирование навыков хозяйственно-бытового труда как средство нравственного воспитания, у детей дошкольного возраста

Ольга Волкова
Формирование навыков хозяйственно-бытового труда как средство нравственного воспитания, у детей дошкольного возраста

Статья на тему: «Формирование навыков хозяйственно-бытового труда, как средство нравственного воспитания, у детей дошкольного возраста».

Выполнила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 99»

Волкова Ольга Евгеньевна.

Труд становиться великим воспитателем,

когда он входит в жизнь наших воспитанников,

дает радость дружбы и товарищества,

развивает пытливость любознательность,

Публикация «Формирование навыков хозяйственно-бытового труда как средство нравственного воспитания, у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

рождает новую красоту в окружающем мире,

побуждает первое гражданское чувство – созидателя

материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В. А. Сухомлинский.

В последнее время трудовое воспитание дошкольников вышло на первый план в системе образования, т. к. труд - это могучий воспитатель.

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Главная цель, которую преследуют взрослые, знакомя детей с трудовой деятельностью – воспитание добросовестного и уважительного отношения к чужому труду, восприятие его как ценности, т. е. развитие нравственных качеств у дошкольников.

В психологической и общественной литературе дается следующее определение нравственности. «Нравственность – один из основных способов регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Исследования психологов, педагогов и ученых показывают, что именно дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей».

Как известно труд в дошкольном возрасте подразделяется на 4 вида:

1. Самообслуживание направленно на уход за собой.

2. Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными.

3. Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки.

4. Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни дома и в детском саду. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает именно хозяйственно - бытовой труд, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате, и на участке.

Хозяйственно-бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. Постоянное выполнение подобных дел; особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, воспитателю, няне маме., пособствует формированию таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем начал умений и навыков дошкольника работать сообща в коллективе

Цель трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду.

Задачи:

Формирование предпосылок трудовой деятельности.

Формирование компонентов деятельности.

Воспитание положительного отношения к труду.

Воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам труда.

Воспитание личностных черт.

Воспитание трудолюбия.

Воспитание положительных взаимоотношений между детьми.

Формирование навыков хозяйственно-бытового труда, как средства нравственного воспитания, осуществляется во всех видах детской деятельности и всех режимных моментах:

-Во время утреннего приема детей (контроль и самоконтроль за одеванием-раздеванием, аккуратное размещение одежды и обуви в шкафчике)

-Умывание (правильное применение мыла, полотенца, расчески, умение аккуратно и правильно размещать их)

-Прием пищи (использование столовых приборов, предметов мебели, дежурство и т. д.)

-На занятиях и в самостоятельной деятельности (дежурство на занятиях, правильное и аккуратное размещение и использование атрибутов, наглядно-демонстрационного материала, материалов для продуктивной деятельности, уборка рабочего места и т. д.)

-На прогулке (использование хозяйственного инвентаря, обучающего и спортивного оборудования, выполнение посильных трудовых поручений, оказание помощи воспитателю и младшим дошкольникам и т. д.)

-А так же подготовка кроватки ко сну, заправление кроватки после сна и т. д.

За основу формирования навыков хозяйственно-бытового труда, как средства нравственного воспитания используем различные методы и приемы, а так же технологию Р. С. Буре «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду» и другие современные технологии.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что трудовое воспитание необходимый и важный компонент в системе образования ДОУ, т. к. с помощью него решаются многие проблемы и задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 136 c.

2. Буре Р. Дошкольник и труд / Роза Буре. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 2004 c.

3. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. - Москва: Высшая школа, 2009. - 719 c.

4. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет / Л. В. Куцакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 128 c.

5. Лабутина Н. В. Трудовое воспитание дошкольников : методическое пособие для педагога детского сада. / Н. В. Лабутина, А. А. Иванова, Н. П. Гусева. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 2481 c.

6. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. - М. : Просвещение, 1987. - 222 c.

7. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М. : Просвещение, 1987. - 224 c.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Конспект хозяйственно-бытового труда. Организация коллективной трудовой деятельности в средней группе «Ремонт книг»Конспект хозяйственно-бытового труда. Организация коллективной трудовой деятельности в средней группе «Ремонт книг» Конспект хозяйственно-бытового труда. Организация коллективной трудовой деятельности в средней группе "Ремонт книг". Тема: Организация.

Конспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группеКонспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группе «Наведём порядок в группе!» Цель: Формирование у детей желание поддерживать чистоту и порядок в группе. Задачи: 1. Учить детей участвовать.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков хозяйственно-бытового труда как средство нравственного воспитания, у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 августа 2023 в 19:44
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков хозяйственно-бытового труда как средство нравственного воспитания, у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД