МААМ-картинки

Значение сюжетно-ролевых игр для развития дошкольника

Попова Виктория
Значение сюжетно-ролевых игр для развития дошкольника

Вся жизнь дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности. Через многообразие детских игр авторы образовательных программ, педагоги, психологи рекомендуют воспитывать, развивать и обучать ребенка-дошкольника.

Публикация «Значение сюжетно-ролевых игр для развития дошкольника» размещена в разделах

Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Среди всех игр особое, ведущее место занимает сюжетно - ролевая игра. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими, игровых воображаемых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом, он не просто называет себя именем соответствующего взрослого «Я - строитель», «Я - врач». Ребенок действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку». Ребёнок может забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы, работе воспитателя, врача, шофёра и т д. В играх воспитывается уважение ко всякому труду, подчеркивается значимость и польза его, для общества, утверждается стремление самим принимать в нём участие.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Сюжетно-ролевая игра имеет особое значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых. Практика действий, в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Какие условия необходимы для того, что бы дети имели возможность проявить творчество в сюжетных играх, что бы эти игры были привлекательны?

Во-первых, необходимо, что бы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры.

Во-вторых, педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка.

В-третьих, предметно – игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.

Известный исследователь детских игр Е. О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра – это сама детская жизнь, инстинктивная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха («Декларация прав ребенка на игру»)

Ролевая игра представляет собой сложное образование, которое заключает в себе как элементы развития ролевого поведения, так и элементы взаимного согласования действий. Играя со сверстниками, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Игра – это ни в коем случае не упражнение в какой-то частной функции. Это форма жизни дошкольника, главное средство его развития и формирования специфических человеческих способностей…» Д. Б. Эльконин

В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогами дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.

В каждом возрасте существует ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают психические новообразования.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка : чувствовать-познавать-творить гармонично, вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано.

Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий:

Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание, игры, а вовлечение в нее.

Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).

Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т. е. создание предметно-игровой среды.

При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы, как девочек, так и мальчиков); осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами.

Существуют разные виды игр – подвижные, дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые.

Психологи по праву считают, что сюжетно-ролевая игра – это высшая форма развития детской игры. Ребёнок растёт и развивается, вместе с ним развивается игра – от простейших обыденных сюжетов переходит к более сложным, отражающим все сферы деятельности человека.

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребёнка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать своё поведение, импульсивность, договариваться с партнёрами, способствуя формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других.

Играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребёнок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линию её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т. д.

Каждый ребёнок свободен в выборе средств воплощения образа.

Главным структурным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет. Без него нет самой игры. На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются.

Сюжеты делятся :

Социально-бытовые (семья, детский сад)

Производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, автомобиль и т. п.).

Общественные (празднование Дня города, школа)

Ещё один структурный компонент сюжетно-ролевой игры – это содержание.

Содержание игры – это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между людьми в их бытовой, общественной деятельности (Д. Б. Эльконин).

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль — средство реализации сюжета и один из главных компонентов сюжетно-ролевой игры.

Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни. Подчинение ребенка этим правилам является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры.

В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества.

Советы и предложения воспитателя поддерживают интерес детей к игре, помогают довести ее до конца. Это важно для воспитания у дошкольников настойчивости, целенаправленности.

Руководя сюжетно-ролевой игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приёмов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребёнка, не придумывать за него игру. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

Методы руководства детской игрой условно можно разделить на традиционные (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая) и новые (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, Е. В. Зворыгина, С. Л. Новосёлова)

Д. В. Менджерицкая утверждала, что у воспитателя есть право вмешиваться в игру, если это требуется для того, чтобы дать ей нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием. Она считала, что основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитание детей в игре – влияние на её содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей.

А Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова считают, что для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. Они предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача осуществляется в совместной игре взрослого и детей.

Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Наблюдая за игрой малышей во второй младшей группе, мы увидели, что дети не только мало играют, но и не умеют играть. А это значит, что у ребёнка не развивается активность, воображение, творчество, важные коммуникативные навыки и поставили себе цель – научить детей играть в сюжетно-ролевые игры. И через игру расширить знания детей о труде взрослых. Для первого знакомства с этой темой мы выбрали профессию врача.

Исходя из этих целей, мы разработали проект «Знакомство с профессиями врача и медсестры».

Участники проекта: воспитатель, медицинский работник, дети и родители второй младшей группы.

Тип проекта: краткосрочный; познавательно-исследовательский; творческо-информационный.

Проблема: Каждая профессия своеобразна. У детей младшего дошкольного возраста нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых. Дети нечётко представляют особенности работы врача, какие предметы необходимы ему в работе, не умеют развёртывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог.

Актуальность проекта заключается в том, что через знакомство с профессиями врача и медицинской сестры дошкольники обогащают знания и представления о труде взрослых, расширяют свой словарный запас, а также узнают о важности и значимости данной профессии.

Цель – формирование целостного представления дошкольников о профессии врача и медицинской сестры с помощью разных видов детской деятельности.

Задачи:

Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.

Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.

Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.

Обогащать представление детей о профессии врача и медицинской сестры;

Продолжать накапливать и расширять словарный запас детей;

Развивать умение воспроизводить в игре различные действия, которые дети наблюдают в жизни, используя предметы-заместители;

Развивать творческие способности детей через продуктивную деятельность;

Развивать активность и любознательность.

Планируемый результат:

Получение знаний о профессии врача и медсестры;

Расширение словарного запаса детей;

Умение воспроизводить в игре различные действия, которые дети наблюдают в жизни;

Развитие коммуникативных навыков;

Развитие творческих способностей у детей.

Развитие таких качеств как : любознательность, активность.

Этапы проекта:

1. Организационно- подготовительный этап

сбор материала, необходимого для реализации проекта;

разработка конспектов бесед, игровых ситуаций;

обновление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

изготовление дидактических игр и пособий;

подборка художественной литературы;

пополнение развивающей среды;

подготовка альбома с сюжетными картинками по теме «Работа врача и медсестры».

2. Практический (основной) этап

Беседы «Кто на помощь к нам придет?», «Как нужно вести себя в кабинете у врача?», «Зачем нам нужна прививка?»

Чтение художественной литературы К. Чуковский «Айболит», В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок», Е. Благинина «Больной зайка».

Обсуждение сюжетов, поступков героев.

Экскурсия в медицинский кабинет.

Игровые ситуации «Кукла Катя заболела», «Чтоб кусался зубок».

Дидактические игры «Полезное — вредное».

НОД «Что лежит в мешочке?»

Рассматривание картинок по теме «Работа врача и медсестры».

Изготовление плаката «Что в чемодане у врача?»

НОД (рисование) «Лучок»

НОД (лепка) «Овощи и фрукты»

НОД (аппликация) «Скорая помощь»

Настольные игры: «Профессии», «Лото профессии».

Помощь родителей в пополнении игровой зоны «больница» — пошив халата врача и медсестры.

Оформление папок-передвижек для родителей на темы: «Здоровый образ жизни», «Сюжетно-ролевая игра», «Ролевые игры детей с 2 до 4 лет», «Игры с куклами».Помните, как в нашем детстве все мальчишки играли в «войнушку», а девочки в «дочки-матери», ну еще, конечно в «магазин» и «варили супчики» из одуванчиков… А во что сейчас играют современные дети?

Работая с детьми, я много наблюдаю и включаюсь в игру детей. Игра не просто развлечение для детей, игра – неотъемлемая слагаемая настоящего детства, в игре, как в зеркале отражаются важные моменты развития детской психики. И если говорить об играх в целом – то, это культурное явление: меняется общество – меняются и игры. Из практического опыта могу сказать, что игровая активность современных детей претерпевает серьезные перемены и, увы, эти перемены не в лучшую сторону.

Игры детей сейчас шаблонны, в них часто проигрываются разрушительные сценарии, дети «залипают» на мультяшных персонажей, с трудом принимают правила игры, установленные не ими. Стирается грань между вымыслом и реальностью: дети разучились играть «понарошку»!

В детских садах спонтанные игры часто превращаются в стихийное бедствие, дети конфликтуют из-за игрушек, воспитателю приходится их постоянно ограничивать и организовывать.

Это лишь наиболее общие проблемы, связанные с детскими играми. И одно из решений этих проблем – создание пространства, где дети могут играть свободно и творчески.

Сюжетно-ролевая игра – это живая лаборатория по приобретению социального опыта. Только вдумайтесь: участнику необходимо определиться с ролью, придумать атрибуты и представить себя в воображаемой ситуации, а затем создать пространство для игры – например, соорудить пиратский корабль из стульев и покрывал. При этом важно поддерживать дружеские отношения с другими участниками, договариваться о правилах, следить за сюжетом. При такой игровой деятельности задействуются все сферы психики: и творческая, и коммуникативная, и интеллектуальная. Однако, несмотря на эту сложность, детям нравится такое спонтанное и свободное взаимодействие.

В ЧЕМ СЕКРЕТ ВСЕ НАРАСТАЮЩЕЙ ПОПУЛЯРНОСТИ ИГРОВЫХ ВСТРЕЧ?

На мой взгляд, эта тенденция связана с ростом осознанности родителей. Ведь современные родители, которые заботятся о гармоничном развитии собственных детей, уже не спрашивают: зачем, вообще, играть с детьми? Они задаются вопросами: «Как играть с ребенком? И где выкроить время для дорогой кровиночки, чтобы погрузиться в совместный творческий процесс?».

Но современные реалии и ритм большого города, где все торопятся, а родители очень заняты работой, чтобы достойно обеспечить свою семью, диктуют свои условия: проще заплатить специалисту, чем сделать самому; проще запланировать кружки и развивающие занятия, чем позаниматься с ребенком дома. Это действительно так – я и сама часто руководствуюсь этими соображениями. И если быть совсем откровенными: бурная детская активность не всегда уместна в городских квартирах, а единственные детки в семье и вовсе не имеют компаньонов для совместных игр.

Дети часто просят родителей: «Поиграй, со мной!» На что большинство занятых родителей реагируют либо отказом, либо предлагают альтернативу в виде мультфильмов или компьютерных игр. А это, впоследствии, прорастает отсутствием близких доверительных отношений между родителями и детьми, обостренными проблемами подросткового периода с бунтарством и вызывающим поведением.

3. Заключительный этап

Организация сюжетно-ролевой игры «Больница»

Выставка детских работ

Презентация «Знакомство с профессиями врача и медсестры»

Наблюдая за дошкольниками в деятельности, заметили, что дети в конце проекта стали чаще использовать для игр сюжетно-ролевую игру «Больница» с большим интересом и успехом играть в неё.

У детей сформировались основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).

Анализируя результаты проекта, мы поняли, что использование сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребёнка, формирования его положительных личностных качеств, очень актуальна.

Публикации по теме:

Развивающая ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно-ролевых игрРазвивающая ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно-ролевых игр Содержание Актуальность Методологическая основа Принципы отбора и структурирования содержания Цели и задачи Содержание методического комплекта.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте» Вся жизнь ребенка дошкольного возраста пронизана игрой. Только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Сюжетно-ролевые игры имеют.

Мастер-класс по изготовлению игрушки для развития мелкой моторики «Торт «Розочка» для сюжетно-ролевых игрМастер-класс по изготовлению игрушки для развития мелкой моторики «Торт «Розочка» для сюжетно-ролевых игр Создание игрушек – это всегда творчество, изобретение нового. Оригинальность игрушки, уникальность и неповторимость – её несомненное достоинство,.

Мастер-класс для педагогов «Эти строки посвящаю Родине своей. Значение поэзии в развитии дошкольника» Цель мастер-класса: Обратить внимание педагогов на значение поэзии в развитии дошкольника. Материалы и оборудование: материал для разучивания.

Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника» Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение сюжетно-ролевых игр для развития дошкольника
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 14:06
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение сюжетно-ролевых игр для развития дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Попова Виктория в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД