Папки-передвижки

Занятие по поисково-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Извержение вулкана»

Елена Баркина
Занятие по поисково-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Извержение вулкана»

Цель: Познакомить детей старшей группы с природным явлением- вулкан.

Задачи: Создать условия для познавательной, поисково- исследовательской деятельности, при которой дети получат представления о вулканах, опасностях которые они представляют, а также их пользе. Активизировать детей на собственный исследовательский поиск, поощрять за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее знания.

Публикация «Занятие по поисково-исследовательской деятельности в старшей группе на тему „Извержение вулкана“» размещена в разделах

Развивать у детей познавательную активность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, активизировать словарь.

Воспитывать интерес к поисково-исследовательской деятельности, организованность, самостоятельность, доброжелательные отношения между сверстниками.

Материал: макеты вулкана(1-для опыта, 2-для конфет); сода, уксус, пищевой краситель, моющая жидкость, чайная ложка, пипетка, альбомные листы бумаги, краски, умная сова с коробочкой, пемза большая, камешки и пемза на каждого ребенка, салфетки, прозрачные тарелки с водой.

Ход занятия:

-Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. А теперь давайте поприветствуем друг друга, но необычно с помощью жестов. Разделитесь, пожалуйста, на пары.

-Поприветствуем, друг друга носиком (трутся носиками). Спросите, как дела (соединить ладони). Общих друзей встречали (трутся спинами). Нет? Да (мотают головой). Я так рада видеть вас (обнимаются). Молодцы!

-Ребята, у нас сегодня еще один важный гость. А кто это, вы узнаете отгадав загадку (звучит спокойная музыка).

Загадка.

В лесу темно, все спят давно.

Одна птица не спит:

На суку сидит, мышей сторожит. (Сова)

-Правильно. К нам прилетела умная сова и принесла вот эту красивую коробочку. Вам интересно узнать, что в ней находится? Но это непростая коробочка, а с секретом. Чтобы ее открыть, мы должны отгадать еще одну загадку.

Загадка.

Маленький шарик

Под лавкой шарит. (Мышь)

Открываем ее, там лежит пемза. Кто знает, что это такое? Как называется?Для чего она нужна? Может, у кого- нибудь дома есть такой предмет? Чем же пемза отличается от обычного камня?

-Давайте пройдем в лабораторию и сравним пемзу с обычным камнем. Ребята, сейчас мы вместе с вами будем исследовать пемзу. Возьмите ее в руки, потрогайте и скажите, какая она на ощупь (шершавая, легкая, пористая). А камешек (твердый, гладкий, тяжелый, плотный). Как вы думаете, почему пемза легкая, а камешек тяжелый (в пемзе много дырочек). А как вы считаете, эти дырочки пустые или в них что-то есть (в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем камень). Очень хорошо, но следует проверить ваши предположения. В лаборатории у нас все готово к проведению опыта: опустите камушки в воду, они тонут или нет? А теперь кусочки пемзы. Что произошло? Дети делают вывод: Пемза это камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух, не тонет, а плавает на поверхности воды.

-А откуда же умная сова ее взяла? В коробочке есть еще записка, а в ней подсказка, послушайте:

Гора стоит, из нее дым валит,

Потом шум, да гром-

Все валит кругом. (Вулкан)

-Ребята, но пемза совсем не похожа на вулкан. Эта подсказка еще больше нас запутала. А вы бы хотели узнать, откуда взялся этот предмет? Тогда мы постараемся это выяснить, а также узнаем что такое вулкан и как пемза с ним связана? Умная сова знает интересную легенду про вулкан. Послушайте внимательно (запись голоса совы) :

В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест-огонь. Странный это был бог-некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан. (Слайд №1- Бог Гефест)

-Понравилась вам легенда о вулкане? Кто запомнил, почему огненные горы назвали вулканами (в честь бога Вулкана)

-На что похож вулкан (большая гора с крутыми склонами)

-На какое геометрическое тело похож вулкан (конус)

-Давайте заглянем во внутрь вулкана. (Слайд №2- строение вулкана)

-Что вы видите на вершине горы (большая яма)

Правильно, это огромная чаша с крутыми склонами называется кратер, давайте повторим его. (повторяем новое слово)

-А эта дыра, уходящая глубоко в землю- жерло вулкана. (дети повторяют жерло вулкана)

-А на самой глубине вулкана- расплавленное горячее вещество- магма. (повторить строение вулкана)

-Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. (Слайд №3- лава)

-Лава кипит,бурлит, так она и застывает, превратившись вот в такой камень с дырочками. А уже из этого камня на специальных фабриках изготавливают вот такие маленькие предметы- пемзы. Ребята, вы поняли, откуда появилась пемза (из вулканической лавы)

-Вулканы бывают разных видов : действующие, потухшие, уснувшие. (Слайд №4- виды вулканов)

-Как вы думаете, какой это вулкан, действующий, потухший или уснувший (действующий (Слайд №5- действующий вулкан)

-Правильно. Посмотрите, он словно взрывается, выбрасывая магму, пепел, камни вверх и в стороны. А бывает, горячая огненная лава вытекает спокойно. (Слайд №6 -лава вытекает спокойно)

-Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, пепел, камни, дым, строят на склонах горы свои селения. (Слайд №7- потухший вулкан)

-Есть вулканы, которые много лет могут спать, а потом неожиданно просыпаются. Такие вулканы называются спящими или уснувшими. А теперь дети, давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Ветер веет над полями, и качается трава. (дети плавно качают руками над головой)

Облако плывет над нами, словно белая гора. (потягивания -руки вверх)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья - вправо-влево, взад-вперед.

А потом наоборот. (наклоны вправо- влево, вперед-назад)

Мы взбираемся на холм (ходьба на месте)

Там немного отдохнем. (дети садятся)

-Ребята, у нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. как вы думаете, вулканы опасны для жизни человека?Извержение вулкана приносит людям гибель и беды. (Слайд №8 -разрушения после извержения вулкана)

-Извержением вулканов занимаются специальные ученые- вулканологи. Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве, на лице - защитная маска, потому что лава очень горячая, а газы, выходящие из вулкана, могут быть ядовитыми. Наблюдениями и исследованиями за вулканами занимаются в Институте вулканологии. (Слайд №9-вулканологи)

-Дети, там за морем, есть спящий вулкан. Давайте попробуем его разбудить. Для этого мы с вами превратимся в вулканологов. Но, чтобы добраться до него, нужно осторожно пройти по камням. Перед тем как отправиться в путь, нужно надеть защитную маску, потому что лава очень горячая, а газы, выходящие из вулкана, могут быть очень ядовитыми. (все перебираемся по камням к вулкану и встаем вокруг него)

-Вот он наш вулкан. Что имеется на вершине горы (кратер)А что находится внутри вулкана (жерло)

-Прежде чем начнем действовать, необходимо вспомнить технику безопасности.

Техника безопасности:

1. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, ведь среди них могут встретиться и ядовитые.

2. Ложку в рот брать нельзя.

3. Работать под наблюдением взрослых.

4. Беречь руки при работе.

5. Осторожно-горячо!

Совместное экспериментирование "Извержение вулкана".

На столе, на подносе стоит макет вулкана. Дети встают вокруг стола. Вначале воспитатель объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает, как он опасен.

Опыт:

1. Насыпаем 3 ст. л. белого порошка (пищевая сода).

2. Добавляем пищевой краситель.

3. Пять капель моющей жидкости (пипеткой).

Всыпать в сосуд с водой 3 ст. л. соды и тщательно перемешать. Добавить 2 кофейные ложки пищевого красителя, тщательно перемешать. Сюда в сосуд добавить 5 капель моющей жидкости и все тщательно перемешать.

Воспитатель выливает раствор в жерло вулкана и добавляет 2 ст. л. уксуса.

Внимание! Во время последней операции дети должны на шаг отступить назад.

-Ребята, кажется наш вулкан начинает оживать, давайте отойдем подальше от вулкана (дети наблюдают извержение вулкана)

-Что вы наблюдаете? Как он извергается (спокойно) Ну что ребятки, теперь вы увидели, как вулкан извергает лаву?Вам понравилось проводить опыт? А сейчас этой же дорогой мы вернемся к нам в группу. Снимаем с себя маски.

-А теперь предстоит интересная работа - нарисовать свои впечатления о вулканах. прежде чем приступить, давайте вспомним, как можно нарисовать вулкан : Какой вулкан у подножия (широкий) Какие цвета подойдут для лавы? (все оттенки красного)

Дети под спокойную музыку рисуют и свои рисунки показывают сове. Благодарят ее за это интересное и познавательное занятие. Рассказывают сове, что запомнили о вулканах.

-Ребята, такие явления природы, как извержения вулканов ясно показывают нам, что человек вовсе не покоритель и хозяин природы, а лишь скромный обитатель планеты Земля. (под салфеткой находится еще один вулкан с конфетами) Дети, но не все вулканы такие грозные. У меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, а извергает сладости (из кратера вулкана достаю сладости).

Публикации по теме:

Фотоотчёт об экспериментальной деятельности «Извержение вулкана»Фотоотчёт об экспериментальной деятельности «Извержение вулкана» Фотоотчёт об экспериментальной деятельности «Извержение вулкана» Чтобы вызвать у дошкольников интерес к учёбе, чтобы они полюбили физику.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект ООД по поисково-исследовательской деятельности на тему «Природные ископаемые Саратовского края. Мел» Конспект ООД по поисково исследовательской деятельности на тему:"Природные ископаемые Саратовского края (мел)." Тема: Что такое мел? Цель:.

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Как происходит извержение вулкана?» для старших дошкольников Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения. Задачи: Образовательные: Содействовать формированию.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Извержение вулкана» Для детей 3-4 года Подготовила: Шарапова.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» для детей 4–5 лет Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Извержение вулкана» Для детей 4-5 лет Подготовила: Шарапова.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» для детей 5–7 лет Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Извержение вулкана» Для детей 5-7 лет Подготовила: Шарапова.

Опытно-исследовательская деятельность «Извержение вулкана» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад комбинированного вида «Сардана» С. Хатыстыр Алданский район Республика Саха (Якутия).

Открытое занятие в средней группе «Извержение вулкана» Конспект открытого занятия в средней группе Бывают чувства у зверей у рыбок, птичек и людей Влияет без сомнения на всех нас настроение.

Проведение опыта «Извержение вулкана» в старшей группеПроведение опыта «Извержение вулкана» в старшей группе Опыт в подготовительной группе - «Извержение вулкана» В рамках проекта «Что мы знаем о космосе» и чтобы вызвать у дошкольников интерес.

Автор публикации:
Занятие по поисково-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Извержение вулкана»
Опубликовано: 22 октября 2018 в 22:29
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по поисково-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Извержение вулкана»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Баркина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД