Лучший педагог года

Консультация «Элементы арт-терапии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ»

Татьяна Пьянкова
Консультация «Элементы арт-терапии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ»

Современное дошкольное образование развивается в инновационных условиях. Значительно повышаются требования общества к его качеству. Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют педагогов на поиск и создание новых моделей, программ и технологий. Однако очень важно, чтобы в погоне за инновациями в деятельности педагога не был потерян основой ориентир, определяющий направленность всех его профессиональных усилий, – личность ребенка.

Публикация «Консультация „Элементы арт-терапии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах

Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Они могут быть повышено агрессивны, или, наоборот, замкнуты и подавлены. В общении со сверстниками часто боятся быть несостоятельными. Они либо вообще стараются избегать общения, либо зачастую вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми проявляют избирательность. Поиски методов и средств, способствующих успешной социализации ребенка в обществе, привели здоровьесберегающему методу педагогической арт-терапии. В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку, танец, театр арт-терапия дает выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Задачи:

• помочь каждому ребенку разобраться с основными проблемами общения;

• научить узнавать и распознавать своё внутренне эмоциональное состояние и состояние взрослых и сверстников;

• воспитывать эмпатию и толерантность;

• обогатить словарь за счет слов обозначающих различные эмоциональные состояния;

• способствовать самовыражению через рисунок, движение, слово и др. ;

• научить способам снижения мышечного и эмоционального напряжения;

• учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

• формировать способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Направления работы:

-развивающая предметно-пространственная среда (уголок релаксации, терапевтические игрушки, дидактические игры и пособия и др.);

-атмосфера психологического комфорта в группе (ритуал приветствия и прощания, традиции группы и др.);

-проживание эмоций в творческой деятельности (элементы арт-терапии : сказкотерапия, музыкотерпия, изотерапия, игротерапия, пескотерапия и др.);

-навыки саморегуляции эмоционального состояния (игра, психогимнастика, релаксация, моделирование ситуаций, прослушивание музыкальных произведений и др.);

-невербальные средства общения (этюды, упражнения, тренинги, театр, музыкальные игры и др.);

-сотрудничество с родителями (занимательное дело, тренинги (родитель+ воспитатель+ ребенок, День Добрых Дел, выставки совместного творчества и др., со специалистам детского сада (обсуждение результатов педагогической диагностики, совместное планирование деятельности и т. п.)

Для эффективной работы необходимо опираться на принципы:

- принцип единства коррекции и развития;

-принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития;

- принцип комплексности психолого-педагогического воздействия;

- принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода;

-принцип оптимистического подхода;

-принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком (семья, детский сад).

Элементы арт-терапии применяются в режимных моментах, непрерывной непосредственно образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Исходя из трехлетнего опыта и наблюдений, можно сделать вывод о том, что применение элементов арт-терапии в педагогической деятельности является эффективным средством социально-коммуникативного развития дошкольника. И как результат работы — гармонизация личности ребёнка с речевыми нарушениями через развитие способностей самовыражения и самопознания посредством соприкосновения с искусством.

Литература:

1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб. : Речь, 2006. С. 160, илл.

2. Лебедева. Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий. - СПб. : Речь, 2003. С. 256.

3. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб. : Питер, 2000. С. 444

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста «Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста» Игра – это огромное светлое окно, через.

«Элементы арт-терапии для малышей». Часть 2 (нитки)«Элементы арт-терапии для малышей». Часть 2 (нитки) Мне очень нравится работать с шерстяными нитками - они мягкие, яркие, большой выбор цветов и оттенков. Для выкладывания картинок нитки мелко.

«Элементы арт-терапии для малышей». Часть 2 (песок)«Элементы арт-терапии для малышей». Часть 2 (песок) Работу с нитками и крупами я провожу не первый год. А в этом году решила попробовать рисовать картинки песком. Поскольку все картинки можно.

«Элементы арт-терапии для малышей». Часть 1 (крупы)«Элементы арт-терапии для малышей». Часть 1 (крупы) В период адаптации малыш находится в состоянии стресса. Чем тяжелее проходит адаптация, тем более сильное напряжение испытывает его организм.

Игровые технологии как средство познавательного и коммуникативного развития дошкольников 1 слайд Игровые технологии в ДОУ как средство познавательного и коммуникативного развития дошкольников. «Игра порождает радость, свободу,.

Из опыта работы «Валеологическая культура как средство социально-личностного развития старших дошкольников»Из опыта работы «Валеологическая культура как средство социально-личностного развития старших дошкольников» Одной из приоритетных задач развития общества является обеспечение здоровья людей и в первую очередь подрастающего поколения. Проблема.

ОД по интеграции игровой деятельности и социально-коммуникативного развития «Знакомим Филю с правилами дорожного движения» Конспект открытого ОД по интеграции игровой деятельности и социально-коммуникативного развития «Знакомим Филю с правилами дорожного движения».

Организация уголка безопасности как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольников .

Экскурсионная деятельность в ДОУ, или Практика социально-коммуникативного развития дошкольниковЭкскурсионная деятельность в ДОУ, или Практика социально-коммуникативного развития дошкольников Во многих семьях не принято посещать музеи, театры, в семьях не обсуждают произведения искусства, самым доступным для детей искусством стали.

Здоровье на ладошке (элементы Су-Джок терапии в работе с дошкольниками) «Что простуда есть на свете, Знают взрослые и дети. Если заболел, дружок, Применяй методику Су-джок!» В современных условиях наблюдается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Элементы арт-терапии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ»
Опубликовано: 2 сентября 2015 в 23:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Элементы арт-терапии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пьянкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД