Получи документы

Экскурсия по экологической тропинке

Галина Бенда
Экскурсия по экологической тропинке

Экскурсия по экологической тропинке

ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ ВОСПИТЫВАЕМ С ДЕТСТВА

Природа - источник не только нравственного, эстетического и умственного развития детей, но и источник сохранения детского здоровья. Современные дети страдают от недостатка общения с природой. «Каменные джунгли» мегаполисов препятствуют открытому общению с природным миром. Но сейчас эта проблема проявляется не только городах, но и сельской местности. Родителям проще усадить ребенка перед компьютером или телевизором, чем организовать прогулку на свежем воздухе, которая потребует от них процесса общения, внимания, двигательной активности. В результате у детей возникают проблемы, которые знакомы и педагогам, и родителям: слабый иммунитет, сверхвозбудимость, повышенная утомляемость, резкие перемены настроения.

Публикация «Экскурсия по экологической тропинке» размещена в разделах

С целью приобщения к миру природы и воспитания экологической культуры мы решили создать экологическую тропинку - маршрут по территории детского сада, пролегающий по интересным для детей природным объектам. Сначала это были фруктовый сад, каштановая и липовая аллеи, цветник. Затем добавили цветочную поляну, уголок нетронутого леса, модель поля, грядку с лекарственными растениями, мини-прудик и небольшой огород. По мере реализации этих планов был составлен паспорт экологической тропинки : описание всех объектов с природоведческой точки зрения и карта-схема.

У экологической тропинки, на которой мы проводим экскурсии, наблюдения, игры, появился «хозяин» - сказочный герой Старичок-Лесовичок. Тропинка - прекрасная возможность организовать практическую деятельность детей: посеять зерновые, посадить овощи,зелень и цветы, ухаживать за ними, создать грядку лекарственных растений, посадить деревья.

К участию в этой деятельности нужно привлечь родителей. Например, для грядки лекарственных растений родители принесут шалфей, мелиссу, мяту, зверобой, чистотел, душицу, любисток и другие лекарственные растения, а дети вместе с воспитателями их посадят и будут ухаживать за ними. Чтобы создать мини-поле, папам нужно «поднимать целину». И тогда можно наблюдать, как зреют колосья пшеницы и ржи, как «растет» пшенная каша и овес. А самое красивое растение поля - лен.

Грядки нужно готовить небольшие. Можно сделать их в форме лучиков полусолнца, которые расширяются от центра. Их ограждают вкопанной в землю барьерной лентой. Она не дает посторонним растениям оказаться в огороде. С конца февраля дети в старшей группе высаживают в ящики с землей рассаду цветов, помидоров, капусты, перца, позже - огурцов, кабачков, тыквы. Весь зимний период выращивается зеленый лук, укроп, петрушка. В мае начинаются посевные работы. В сентябре все радуются урожаю. А особенно нравится детям игра «Отгадай загадку и найди ее на грядке!».

Очень хочется сделать хвойный лесок (ель, сосна,, можжевельники, туя). Он красив в любое время года, но особенно привлекателен зимой! Когда все вокруг покрыто снегом, зеленые макушки радуют глаз:

Почему не спится елкам

С наступленьем осени?

Почему они иголки

На зиму не сбросили?

Им зимою не до сна –

Вдруг заблудится весна!

Снег кружится над землей,

Тропки занесенные.

Вот и светятся зимой

Огоньки зеленые.

(В. Орлов)

Уголок «нетронутого леса» представляет собой различные лиственные деревья и кустарники. На этом участке не косится трава, не вытаптываются тропинки. Фруктовый сад у нас небольшой молод, как наш детский сад. Но деревья радуют нас своими плодами.

Наблюдение за осенними и весенними деревьями проводится в уголке сада, где находится дом хозяина экологической тропинки - Старичка-Лесовичка. Обычно он предлагает интересные вопросы и задания, прячет их по ходу тропинки в конвертах или вручает карту, где отмечены те точки маршрута, где необходимо побывать. Задания Лесовичок дает самые разнообразные: собрать урожай, придумать ласковые слова нарядным деревьям, решить «шишечную загадку» (найти шишке дерево, к зиме укрыть опилками лекарственные растения, представить себя объектами живой и неживой природы и многое другое.

Наши воспитанники не сторонние наблюдатели на всех проводимых нами мероприятиях, а активные их участники. Выполняя различные задания, играя, наблюдая, они узнают немало нового, учатся ориентироваться на местности, проявлять смекалку. А главное, дети стали проявляют интерес к природе, чувствуют ее красоту, проявляют гуманность и чуткость ко всему живому.

Экскурсия по экологической тропинке

«Золотая осень»

Подготовительная к школе группа

Цель. Закреплять и обобщать знания об осенних изменениях в природе, их причинах; обогащать знания о растениях, об особенностях их жизни в осенний период; побуждать к самостоятельному исследованию природы; воспитывать положительное отношение к прогулкам, любознательность; развивать эстетическое восприятие природы; обогащать сенсорный опыт.

Материал. Лукошко для сбора семян льна, емкость с опилками, детские лопатки; еловые, сосновые, кедровые шишки на ленточках, повязка на глаза, карта и конверты с заданиями, орешки от белочки в подарок.

Продолжительность. 30-45 минут.

Ход экскурсии

Дети подходят к домику Лесовичка, здороваются с ним. Лесовичок предлагает отправиться в увлекательное путешествие по экологической тропинке с картой. Он приготовил задания и надеется, что дети с ними справятся. Дети рассматривают карту, отправляются в путь. На каждой точке маршрута развешаны конверты с заданиями.

Березовая роща

Педагог. Посмотрите, как красивы березы осенью! Как удивительны их золотые одежды! Давайте полюбуемся ими! Лесовичок спрятал здесь задание для нас. Нужно его отыскать! (Конверт с заданием спрятан на одной из веточек берез.) В конверте - стихи.

За осенними тучами где-то

Журавлиный затих разговор.

На дорожки, где бегало лето,

Разноцветный улегся ковер.

Воробей загрустил за окошком,

Непривычно притихли дома.

По осенним ковровым дорожкам

Незаметно приходит зима.

(В. Орлов)

Педагог. Расскажите, как изменяется погода осенью. Почему жизнь животных и растений в это время года становится другой? (Ответы.)

Осенью гораздо меньше тепла и света, ночь длиннее, день короче. Это важные условия жизни для всего живого, поэтому все приспосабливаются: животные впадают в спячку, меняют шубку «а более теплую, делают припасы на всю зиму, птицы улетают в теплые края, растения впадают в глубокий сон.

Игра «Похлопаем-потопаем» Педагог. Если это правда - хлопайте, если нет - топайте. Будьте внимательны!

Осенью деревья сбрасывают листья.

Осенью перелетные птицы улетают в теплые края.

Осенью с каждым днем становится все теплее.

Осенью можно любоваться листопадом.

Осенью день становится длиннее, а ночь короче.

Июнь, июль и август - осенние месяцы.

Сентябрь, октябрь и ноябрь - месяцы осени.

Фруктовый сад

Педагог. Посмотрите, как осень раскрасила наши фруктовые деревья! Какого цвета листья груши? сливы? яблони? вишенки? (Ответы.)Теперь нужно найти задание от Лесовичка во фруктовом саду. Вот оно! «Изобразите, как живут деревья».

Дети вместе с педагогом «превращаются» в деревья: закрывают глаза, поднимают руки (веточки, слегка качаются на ветру.

Педагог. Деревья тянутся веточками к солнцу, держатся корнями глубоко в земле. От холода соки в дереве движутся медленно, так же медленно деревья дышат, они готовятся к долгому сну до самой весны. С веточек отрываются листочки, падают вниз и укрывают корни, чтобы дереву было тепло.

Уголок нетронутого леса

Педагог. Наш лесок осень тоже не обошла стороной! Как красиво она раскрасила своей кистью все деревья, кустарники и травы!

Дети в листве возле кустарников находят конверт с заданием: «Покажите, знаете ли вы деревья, кустарники и травы. Если прозвучит название дерева - вставайте на носочки, руки вытягивайте вверх. Если название кустарника - руки в стороны, присесть на корточки. Если травянистого растения - присесть и руки опустить вниз».

Педагог (называет растения). Береза, шиповник, одуванчик, дуб, ель, сирень, гвоздика, снежноягодник, полынь. (Дети выполняют задания Лесовичка.) Что появляется у всех растений осенью? Попробуем найти в уголке нетронутого леса семена растений.

Грядка лекарственных растений

Педагог. Интересно, какое задание ждет нас здесь? Давайте поищем конверт!

Задание в конверте:

Когда мы входим в лес,

Где все нам сердцу мило,

Где чистым воздухом

Приятно так дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила для всех,

Умеющих их тайну разгадать.

Растения на этой грядке особенные, они дарят здоровье. Называются лекарственными. Это мята, зверобой, душица, чистотел, любисток, подорожник, мать-и-мачеха и др. Сейчас они тоже готовятся к зиме, но, если вы понюхаете листочек мяты, он подарит вам приятный аромат! (Выполняют.) Чтобы растения не замерзли, помогите им: присыпьте у корня опилками, они согреют их холодной зимой.

Красная рябина

Педагог. Задание в конверте: «Отгадайте загадку! Весною зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы». (Рябина.)

Красивы у рябины красные сережки! Немало стихов русские поэты посвятили рябине! Я прочту вам стихотворение Роберта Рождественского:

Я знал тебя, моя рябина.

Ты на околице села

Над серой крышею овина

Под небом северным росла.

Тебя трепала непогода,

А ты - всем горестям назло –

Росла и крепла год от года,

Глядясь в озерное стекло.

Скажите рябинкам ласковые слова, им будет очень приятно!

Игра «Узнай свое дерево»

Ребенку завязывают глаза, подводят к одной из рябинок, чтобы он потрогал ствол, познакомился с деревом на ощупь. Затем развязывают глаза, и ребенок должен сказать, к какому дереву он подходил.

Хвойный лесок

Педагог. Дети, в хвойном лесочке деревья и не думают желтеть! Как вы думаете почему? (Ответы.) Деревья эти вечнозеленые, их называют хвойными, потому что листочки у них - это хвоя, которая выглядит как иголки. Лишь лиственница не спорит с осенью - сбрасывает свою хвою, чтобы по весне у нее появилась новая. А вот и задание Лесовичка: «Отгадайте мою шишечную загадку! В конверте с заданиями шишки разных хвойных деревьев на ленточках.

Дети вместе с педагогом определяют, какому дереву принадлежит шишка (сосна, ель, лиственница, кедр, вешают шишку на него.

Педагог показывает карту, вместе с детьми вспоминает задания Старичка- Лесовичка, спрашивает, что им понравилось на экскурсии больше всего. Затем раздает орешки, которые для них приготовила белочка

Публикации по теме:

План работы на экологичекой тропинке «Все времена года на экологической тропинке» (старшая группа)План работы на экологичекой тропинке «Все времена года на экологической тропинке» (старшая группа) Место проведения прогулок и экскурсий:экологическая тропинка на территории детского сада. Видовые точки тропинки: «Липа», «Берёзки», «Лужок»,.

Проект «Новинки на экологической тропинке» Проблема: Наш детский сад находится в районе крайнего севера, и поэтому длительность зимы увеличивается. Объекты на экологической тропинке,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экскурсия по экологической тропинке
Опубликовано: 14 мая 2015 в 11:17
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экскурсия по экологической тропинке» (включая файлы) размещена пользователем Галина Бенда на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД