Лучший педагог года

Экологическое воспитание дошкольников

Марина Крутых
Экологическое воспитание дошкольников

Природа – это среда, из которой, как цветы выросли все наши человеческие таланты.

М. Пришвин

Сегодня как никогда актуальна тема экологического воспитания дошкольников, так как в современном мире мы находимся на пороге экологической катастрофы, и даже привычный уклад жизни, наше будущее находится под угрозой. Поэтому, несомненно, экологическое воспитание и образование являются актуальными проблемами человечества. Развивать экологическую культуру, разумное отношение к природе нужно с самого раннего возраста. Это важная составляющая и нравственного, и патриотического воспитания дошкольников.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Экологическое воспитание – это систематическое и целенаправленное формирование эмоционально-нравственного, гуманного отношения к природе, общепринятых этических норм поведения в окружающей среде.

Экологическое воспитание тесно связано с экологической культурой. Экологическая культура – это знание основных законов природы, принятие необходимости считаться с ними и руководствоваться ими в своей жизнедеятельности и быту, а также стремление к осознанному природопользованию.

Главенствующую роль в воспитании экологической культуры играет просветительская, образовательная, трудовая деятельность, привитие нравственных норм, ценностей и культурных традиций.

В процессе экологического воспитания в ДОУ используются как традиционные методы (тематические беседы, экскурсии, игр, так и инновационные (экологические проекты, опросы, экспериментирование, экологические викторины и акции).

При реализации экологического воспитания важную роль играет экологическая среда, наполняемость ее (организация природных уголков в ДОУ, предметные детские энциклопедии, тематические настольные игры, дидактические материалы, уголки экспериментирования с природными материалами, мини-музеи и коллекции природных материалов).

Методы экологического воспитания : наглядные, практические, словесные (просветительские). Все три метода тесно связаны друг с другом, и привитие экологической культуры требует одновременного применения всех трех методов. Это и беседы, и экологические уроки, включающие в себя демонстрацию наглядных материалов, картинок, плакатов, иллюстраций, гербариев, природных материалов, использование ролевых, дидактических, подвижных игр на занятиях, во время тематической беседы, а также театрализованная деятельность, викторины, различные спортивные мероприятия. Последующее закрепление полученных знаний и навыков на практике: организация выставок, мини-музеев, трудовая деятельность, организация мини-огородов, ботанических уголков с последующим наблюдением, ведение дневников природы, организация экологической тропы, проведение экскурсий старшими дошкольниками для младших.

При воспитании экологической культуры не стоит забывать и о традициях своего народа, накопленном опыте поколений. Сюда входит знакомство с приметами о природе родного края, заучивание пословиц и поговорок о природе, природных явлениях, изучение закличек, приговорок, сказок, использование русских народных игр. Всего того, чем богато устное народное творчество.

Еще одна составляющая экологического воспитания – это знакомство с литературными произведениями о природе классиков и современных авторов. Сюда входят и стихотворения, и рассказы, сказки, былины, описывающие красоту родной природы.

Кроме того, не стоит забывать и о таком современном направлении экологического воспитания, как вторичное использование сырья, создание поделок из бросового материала. Использование бросового материала развивает у дошкольников бережливость, уважение к труду взрослых, расширяет границы собственной фантазии, служит прекрасной возможностью для самореализации, самовыражения, чувства гордости за проделанную работу, а следовательно способствует повышению самооценки.

Воспитание экологической культуры дошкольников невозможно без привлечения родителей и других членов семьи дошкольника. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на культурно-нравственное воспитание ребенка. Сюда же относится и экологическое воспитание. Сотрудничеству взрослого и ребенка способствует их совместная деятельность, в результате чего происходит эмоциональное, психологическое сближение.

Знакомясь в раннем возрасте с нормами и правилами поведения в окружающей среде дошкольники учатся бережному, разумному природопользованию. А это в свою очередь способствует накоплению знаний об окружающем мире, о нашей планете.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Труд в природе и экологическое воспитание дошкольниковТруд в природе и экологическое воспитание дошкольников Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. А.

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группыЭкологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группы Экологическое воспитание детей старшей группы в ДОУ[/b] Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 5 ноября 2023 в 15:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Крутых на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД