Лучший педагог года

Экологическое воспитание детей в ДОУ

Светлана Логачева
Экологическое воспитание детей в ДОУ

Логачева Светлана Ивановна, воспитатель

МБДОУ «Ермаковский детский сад № 3 комбинированного вида»

с. Ермаковское, Красноярский край

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ

Экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность. [1]

Публикация «Экологическое воспитание детей в ДОУ» размещена в разделах

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.

Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение. [2]

Задачи экологического воспитания :

- Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

- Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.

- Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.

- Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

- Развивать связную речь детей : обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.

В ДОУ проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. В методическом кабинете имеется: природоведческая литература, разнообразные пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

В последнее время все шире используются компьютерные информационные технологии, которые дают большие возможности наглядно показать детям красоту и многообразии родной природы, динамику природных явлений, и их смену, «побывать» в разных, самых удивительных уголках нашей планеты.

Детям следует давать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. В работе с детьми они могут быть самыми разнообразными: беседы, наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность, практическая деятельность по уходу за растениями уголка природы, чтение художественной литературы, статей экологической направленности с последующим обсуждением содержания, экологическое моделирование, проведение конкурсов, выставок поделок из природного материала, праздников и многое другие. [4]

В нашем ДОУ содержание основ экологического воспитания дошкольников включает в себя два блока:

1 блок – работа с детьми. В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада есть клумбы с цветущими растениями и у воспитанников есть возможность ухаживать за цветами: рыхлить землю, поливать, убирать сорняки.

Широко используются для экологического воспитания детей прогулки, на которых педагоги знакомят с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей, организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используем опыты эксперименты. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, где дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.).

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В образовательной деятельности используется художественная литература: произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводятся беседы, задаются вопросы с целью донести до детей смысл произведения.

Циклы наблюдений за объектами уголка природы и участка детского сада – еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года: за цветущими растениями, за птицами, за ростом овощей на огороде, за насекомыми. Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой и состоянием живой природы.

В младших и средних группах педагоги помогают детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.

2 блок – работа с родителями, так как только совместными усилиями, сотрудничая с семьей, может решиться главная задача – воспитание экологически грамотного человека.

В нашем дошкольном учреждении дети и родители вовлечены в различные экологические мероприятия. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Совместно мы провели акции «Елочка – зеленая иголочка!», «Поможем птицам зимой!», «Смастерим скворечник», «Не загрязняй природу!» и т. д. Для детей и родителей организуются тематические выставки рисунков по Охране природы. Проведение таких конкурсов мотивируют родителей к воспитанию ребенка в детском саду. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.

Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств. [3]

Таким образом, основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию являются : организованная образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность ребенка, экскурсии и наблюдении, изобразительная деятельность, игра. Поэтому у наших воспитанников на этапе завершения дошкольного образования: сформированы первоначальные основы экологической культуры и правильное отношение к объектам и явлениям природы, дети способны анализировать, делать выводы и есть желание общаться с природой и способность отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Библиографический список

1. Антонова Н. А. Особенности экологического воспитания дошкольников // Молодой ученый. - 2018. - №47. - С. 334-336.

2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : Сфера, 2010.

3. Мисякова Л. В. Экологическое воспитание дошкольника [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. - С. 67-69.

4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-синтез, 2006.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей Экологическое воспитание детей – это прежде всего воспитание у детей любви к природе. Экологическое воспитание должно учить детей понимать.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Экология - это наука, что произошла она от слова ''ойкас'' - дом, жилище,.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей в ДОУ
Опубликовано: 12 апреля 2020 в 07:53
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Логачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД