Получи документы

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края

Кристина Андреевна Смелянцева
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края

Краеведческое образование в последнее время стало неотъемлемой частью воспитательно - образовательного процесса современного детского сада. Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Именно поэтому в настоящее время повышается интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. За последние десятилетия мир очень сильно изменился. Большинство изменений носит экологический характер. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно в раннем дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе.

Публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края» размещена в разделах

В рамках празднования 300-летия Кузбасса нашим дошкольным учреждением был разработан проект «Карусель истории», который подразделяется на ряд моно – проектов: «Кузбасские сказки – детям»; «Рукотворный мир Сибирского края», «Кузбасс – шахтерский край»; «Знаменитые люди Кузбасса», «История спорта Кузбасса», «Поколение Кузбасса: вчера, сегодня, завтра», целью которого воспитание у детей дошкольного возраста патриотизма посредством формирования представлений об исторически значимых, архитектурных объектах, достопримечательностях Кузбасса, его знаменитых земляках, основных сведений по истории края, растительному и животному миру. Чреда сменяющихся по кругу событий, мероприятий, представляющих интерес, вызывающих положительные эмоции от происходящего – именно это является эффектом и результатом нашего проекта.

Нами был разработан и внедрен проект «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края». Актуальность его заключается в необходимости воспитания любви к природе с раннего возраста, посредством демонстрации личного положительного примера отношения к природе. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, ведь ребёнок по своей натуре любознателен - исследователь по своей природе. Заметное влияние на воспитание воспитанников оказывает уклад жизни их семей. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Задача взрослых научить ребенка чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознать, что каждый является ответственным участником сохранения этой красоты. В виду этого у нас ведется плодотворная работа с семьями воспитанников.

Цель нашего проекта: формирование представлений у детей о животном и растительном мире Кузбасса.

Основные задачи проекта:

формировать представление детей о многообразии животного и растительного мира Кемеровской области;

формировать бережное отношение к окружающему миру;

организовать взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Методика работы с детьми раннего дошкольного возраста в рамках экологического проекта разработана на основе интегрированного подхода к экологическому воспитанию в ДОУ. Мы осуществляем экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста при помощи прогулок, экскурсий, наблюдения, экологических акций, рассматриванием иллюстраций, чтения художественной литературы, организации тематических выставок, экологических бесед, сюжетно - ролевых, дидактических игр, просмотр видео-презентаций и слушание аудиозаписей звуков природы, птиц и животных. Благодаря этим разнообразным формам и методам работы, воспитанники усваивают новую информацию о природе, развивают память и восприятие, развивают мышление и речь.

Начали свою работу мы с изучения литературы по данной теме и создания плана работы с детьми. Нами была апробирована и проведена диагностика воспитанников, в ходе которой мы выявили у детей недостаточный уровень знаний в данной области. В рамках деятельности по программе «Семь чудес Кузбасса» творческим коллективом нашего ДОУ были разработаны критерии, которые легли в основу нашей диагностики: знания названий птиц, диких животных, обитающих в Кемеровской обл. (не менее 3 представителей, некоторых растений и деревьев, растущих в родном крае (не менее 3); знания представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу Кузбасса (не менее 2 представителей); умение различать времена года, и признаки.

Установить «обратную связь» с родителями, учесть их пожелания нам помогло анкетирование «Экологическое воспитание дошкольников», которое показало важность экологического воспитания дошкольников в ДОУ. В младшем дошкольном возрасте без слаженной работы воспитателя с родителями не добиться хороших результатов. Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании”, родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Поэтому в своей работе мы используем форму совместной деятельности взрослых (педагогов, родителей) и детей.

Нами был составлен перспективный план по «Экологическому воспитанию детей через ознакомления с природой родного края» и намечен план работы с педагогами и родителями, где мы уделили большое значение работе с родителями. На сегодняшний день родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в нашей группе: в экологических акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях. Видя, как формируется у детей заботливое отношение ко всему живому, родители с готовностью откликаются на все проблемы.

В планировании определили несколько разделов, таких как: «Осенняя природа», где была запланирована беседа «Осень золотая»; наблюдение за листопадом, за кустарниками; рассматривание осенних деревьев, листьев; чтение художественной литературы; была оформлена выставка детско-родительских поделок: «Осенняя фантазия» и папка «Гербарий для малышей». Итогом стала увлекательная прогулка в Сосновом бору с семьями воспитанников. Благодаря прогулке дети узнали много нового о природе Кузбасса, его обитателях и растительном мире. Одной из главных задач прогулки было эмоциональное сближение детей и родителей через совместную деятельность, помочь родителям установить эмоциональный контакт с ребенком.

Следующий раздел был посвящен птицам нашего края, в этот раздел входят: беседы с детьми на данную тему; наблюдение за птицами и кормление на прогулке; дидактические игры «Зимующие и перелетные птицы», «Составь птицу»; изобразительная деятельность с детьми. Итогом работы стала экологическая акция «Поможем птицам вместе», где дети и родители приносили корм для птиц и изготавливали кормушки своими руками из разного материала. Все семьи, которые приняли участие в акции, получили грамоты.

После раздела «Птицы», мы перешли к разделу «Дикие животные нашего края», где были также проведены беседы на данную тему, дидактические игры «Сезонные превращения», «Чьи следы?», оформление альбома «Эти интересные животные», оформление картотеки с загадками и стихами о животных родного края, поделки из природного материала. Итогом продуктивной деятельности с детьми было оформление в группе мини-музея «Дикие животные в Кузбассе». Следующий раздел посвятили таким темам, как «Заповедник Томская писаница». В ходе этого у нас запланирована совместно родителями экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница».

Завершающим разделом нашего проекта является – изучение растительного мира нашего края. Сюда входят беседы с детьми «Деревья нашего края», «Природа родного края»; рассматривание иллюстраций о деревьях Сибири; растениях занесенных в Красную книгу Кемеровской обл. В дальнейшем у нас запланирована экологическая экскурсия в областную детскую эколого-биологическую станцию «Юннаты Кузбасса», где ребята узнают для себя много нового и интересного о жизни животных и птиц, смогут поближе познакомиться с разными животными данной биологической станцией.

Ожидаемые результаты нашего проекта: расширение знаний детей по краеведению, воспитание бережного отношения к родному краю; развитие у дошкольников познавательной активности, творческих способностей; рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах экологического воспитания.

Таким образом, реализация нашего проекта по экологическому воспитанию позволяет научить детей бережно относиться к природе, сформировать стремление к правильному поведению по отношению к миру природы, осознание важности её охраны и восстановления.

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края»Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Ольга Андреева Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Макет "Дикие животные. Лес.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края
Опубликовано: 19 февраля 2022 в 09:29
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Андреевна Смелянцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД