МААМ-картинки

Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с ОНР

Улюмджиева Деля
Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с ОНР

Выступление на августовской конференции на тему:

«Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Современный ребё нок 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова. (Слайд 1)

Публикация «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи: у детей оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи. Рассказы детей недостаточно полны, содержат грамматические ошибки. Особенно распространены ошибки в употреблении в речи предлогов. Дети не слышат предлоги, не понимают их значение.

Слайд 2

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.

Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются.

Слайд 3

Давайте посмотрим на условные обозначения предлогов

НА - предмет находится на поверхности чего-либо.

С (СО) - совместность пребывания с кем-то или чем-то.

ПОД - предмет находится внизу, под чем-либо.

В - положение предмета внутри чего-либо.

К - приближение к какому-либо предмету или объекту.

ОТ - удаление от какого-либо предмета или объекта.

НАД - положение предмета над чем-либо.

Дети испытывают трудности в освоении предложно-падежных. (Слайд 4.) Нарушение этих конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

a) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Из-за трудностей понимания грамматических значений предлогов, дети смешивают такие предлоги как : НА и НАД, ПО и ПОД, НА и В («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). Сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД часто отсутствуют в детской речи.

б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).

в) неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).

г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используются следующие формы работы : логопедические занятия, занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре, закрепление пройденного материала на занятиях психолога, закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, в часы досуга (прогулок, экскурсий, игр и т. д., дома с родителями, что требует тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, психолога и родителей.

Основная форма работы — логопедические занятия, проводимые фронтально, по подгруппам и индивидуально. Количество занятий определяется учебным расписанием в старшей и подготовительной группах. Дополнительные занятия проводятся по индивидуальным планам, составленным для каждого дошкольника с учетом его речевых и психических особенностей. Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры или своеобразной физкульминутки.

Остановимся подробнее на видах фронтальных занятий и основных задачах, реализуемых на них. (Слайд 5)

Лексико-грамматические занятия. Основные задачи.

• Развитие понимания речи.

• Расширение и уточнение словарного запаса.

Формирование грамматических средств языка.

• Знакомство с лексическим и грамматическим значением предлогов.

Занятия по обучению грамоте. Основная задача.

• Дети учатся писать предлоги.

Занятия по развитию связной речи. Основная задача.

Предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей.

Предложно-падежные конструкции обозначают :

направление действия;

• место действия;

• местонахождение предмета;

• совместность действия;

• принадлежность. (слайд 6)

Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.

Предлог НА – Винительный падеж – значение направления действия (ставит на стол).

Предлог НА – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит на столе).

Предлог ПОД – Винительный падеж – значение направления действия (укатился под стол).

Предлог ПОД – Творительный падеж – значение местонахождения (лежит под книгой)

Предлог В- Винительный падеж – значение направления действия (кладёт в стол).

Предлог В – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит в столе).

Предлог ИЗ – Родительный падеж – значение направления действии (берет из сумки).

Сложные предлоги.

Предлог ИЗ-ЗА – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (выглянул из-за дома).

Предлог ИЗ-ПОД – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (достал из-под ящика).

. В работе необходимо придерживаться следующих этапов:

Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.

• Дифференциация предлогов в устной речи детей.

Формирование звуковых грамматических обобщений.

• Осознание у детей четких лексических значений пространственных предлогов, необходимо, чтобы, каждый предлог сначала отрабатывался отдельно от других предлогов. При этом уточняется его конкретное значение.

Так, сначала нужно уточнить понимание и употребление предлога со значением местонахождения (где, а затем — тот же предлог, но со значением направления действия (куда). В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где) в сумке, кладет (куда) в сумку.

Далее значение предлога уточняется с помощью графической схемы. (Слайд 7)

С целью уточнения понимания предлогов в речи рекомендуются следующие задания. Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (кружок в коробке, кружок на коробке, кружок под коробкой и т д, а также задания к ним: «Положи кружок в коробку, теперь на коробку, за коробку и т д»

Дети с ОНР испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов. Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи: существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, служебные слова.

Чтобы выявить нарушения речи у ребёнка и определить наиболее эффективные пути коррекции, педагог использует специальные упражнения. Сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее — предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др.

Работа над предлогом проводится в двух направлениях : над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы. С целью уточнения понимания предлогов в речи рекомендуются следующие задания.

Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (кубик в коробке, кубик на коробке, кубик под коробкой, а также вопросы к ним: «Где кубик в коробке? Где кубик на коробке? Где кубик под коробкой?» Ребенок должен показать соответствующую картинку. Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда. Сначала отрабатывается понимание предлогов, связанных со знакомой ситуацией, например: «Положи яблоко в корзину, под корзину, около корзины», т. д. Упражнение на дифференциацию предлогов (В — НА, ПОД — ИЗ-ПОД, ИЗ — ОТ, ОКОЛО — ЗА). На стол кладут два одинаковых пенала, в один из которых кладут карандаш; такой же карандаш кладут под пенал. По просьбе логопеда ребенок подает тот карандаш, который просит взрослый: «Возьми, карандаш, который лежит в пенале (на пенале, около, под)».

Игра «Правильно подними карточку». Логопед называет словосочетания с предлогами (например, с предлогами НА, В, ПОД, НАД и др.) Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога.

Предлагаю Вашему вниманию авторский альбом «ПРЕДЛОГИ». В нем содержатся предметные и сюжетные картинки, используемые на фронтальных и индивидуальных занятиях по данной теме.

Таким образом, формирование навыка использования предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи очень трудоемкий и длительный процесс, который должен быть правильно организован специалистами. Необходимо придерживаться определённой последовательности, в начале, важно дать понятие о предлоге, объяснить значение каждого предлога, далее научить ребёнка дифференцировать предлоги, сочетать с нужными флексиями и, наконец, использовать в собственной речи. Работа над предложно-падежными конструкциями является важной составляющей в формировании грамматического строя речи дошкольников.

В заключение своего выступления хочу Вам пожелать творческих успехов в работе и предложить Вам буклет «Упражнения для закрепления правильного употребления предлогов».

Спасибо за внимание!

Литература:

Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. — СПб, 2015.

Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для дошкольников. — СПб, 2001. малышей.

Пособие для занятий с детьми 4–6 лет — СПб. : КОРОНА, 2004.

Прикреплённые файлы:

predlogi_s4375.pptx | 7799,74 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет»Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет» Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 9 декабря 2023 в 10:25
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Улюмджиева Деля в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД