Лучший педагог года

Выбор средств коммуникации для детей с расстройствами аутистического спектра

Марина Малютина
Выбор средств коммуникации для детей с расстройствами аутистического спектра

Среди особенностей детей с аутизмом можно выделить специфику восприятия, избегание контакта и взаимодействия, снижение произвольности и стремление к стереотипам в деятельности. Все это существенно обедняет коммуникативный опыт ребенка и снижает скорость овладения речью, как средством коммуникации. Этим объясняется малая эффективность методов работы, направленных на механическую стимуляцию развития речи ребенка с аутизмом в сравнении с успешной практикой комплексного подхода и использования альтернативных и поддерживающих средств коммуникации.

Публикация «Выбор средств коммуникации для детей с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах

На сегодняшний день существует два мнения сторонников и противников введения средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в жизнь ребенка, имеющего РАС. Основное противоречие заключается в ответе на вопрос не затормозит ли использование средств АДК развитие экспрессивной речи ребенка с аутизмом.

Отсутствие у ребенка с РАС возможности общаться приводит к серьезным последствиям. Невозможность сообщить о своих желаниях, затруднения в передаче информации, дезориентации во времени и пространстве ведут к снижению познавательной активности, ухудшению поведения, невозможности развиваться совместной деятельности, игре, самостоятельности.

Второй серьезной проблемой является вопрос включения ребенка с РАС в инклюзивную среду, где главная составляющая – социальное взаимодействие. При отсутствии у ребенка средств коммуникации – это сделать практически невозможно.

Внутренняя речь ребенка с РАС может быть сохранна или способна развиваться при должной поддержке. Именно поэтому важно максимально рано диагностировать и начать развивать умение ребенка пользоваться альтернативными и поддерживающими (аугментативными) системами коммуникации.

Цель альтернативной коммуникации заключается не в том, чтобы научить детей говорить, а в том, чтобы научить их общаться, показать, что вокруг есть люди, у которых можно попросить желаемый предмет, попросить о помощи, сообщить если что-то болит или беспокоит.

Чтобы определить, что ребенок будет использовать в качестве альтернативной коммуникации, нужно обратить внимание на его индивидуальные особенности:

1. Устная речь. Если у ребенка есть эхолалия, то есть он повторяет слова и фразы за другими людьми, то ему подходит взаимодействие с использованием устной речи, даже если сейчас у него нет функциональной речи. Причина в том, что ребенок уже демонстрирует нужное поведение (произносит слова, и мы можем использовать это поведение для обучения функциональной коммуникации.

2. Система коммуникации обменом изображениями (PECS). Подходят детям, которые хорошо различают фотографии и рисунки. PECS также успешно применяется для обучения просьбам («мандам») детей, которые произносят отдельные слова, но которые не умеют имитировать чужую речь. Такие дети могут быстро научиться функциональной коммуникации с помощью PECS. Но позже необходимо уменьшать применение изображений. По мере того, как ребенок переходит к устной речи. PECS также является хорошим выбором для тех детей, у которых есть проблемы с двигательной имитацией или выполнением серии движений, которые потребуются для жестов, либо тех детей, которые негативно реагируют на подсказки методом «рука на руке». В рамках этой системы можно использовать фотографии, рисунки или небольшие предметы.

3. Доски для коммуникации изображениями. Подходят для детей, которые хорошо реагируют на изображения/картинки. Обычно каждая такая доска разрабатывается для конкретного занятия или ситуации, что позволяет применять больше разнообразия в коммуникации, чем можно добиться с помощью обучения жестам.

4. Жесты. Коммуникации жестами можно обучать как отдельно, так и одновременно с обучением PECS, чтобы обеспечить доступ ребенка к коммуникации в любой обстановке. Жесты являются хорошим вариантом для тех детей, которые плохо реагируют на зрительные стимулы. Также жесты подходят детям, у которых очень хорошо развиты навыки двигательной имитации.

5. Устройства или приложения с совмещением изображений и голоса. Подходят для детей, которые хорошо реагируют как на зрительную информацию, так и на слуховые стимулы. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не использовал устройство для самостимулирующего поведения вместо коммуникации.

6. Коммуникация обменом предметами. Подходит для детей, которые неспособны на дискриминацию между изображениями (проблемы с различением изображений).

Когда нет явных указаний на то, какая система коммуникации лучше всего подходит конкретному ребенку и семье, родителям рекомендуется выбрать четыре желанных для ребенка предмета и учить ребенка просить два предмета с помощью жестов, а другие два предмета с помощью PECS. Убедитесь, что все без исключения предметы — это то, что ребенок просит одинаково часто (предметы имеют одинаковую подкрепляющую ценность). Таким образом, вы введете две системы коммуникации одновременно и затем посмотрите, какую систему ребенок освоит быстрее. После этого вы сможете выбрать основную систему коммуникации для ребенка.

Благодаря использованию АДК, ребенок с РАС начинает понимать, что происходит вокруг него и как можно взаимодействовать с окружающими людьми. А значит и влиять на процессы вокруг, сообщать о своих желаниях, намерениях, несогласии, задавать вопросы и привлекать внимание. Формируются протодиалог с партнером по общению и навык предвосхищения. Актуализация символической системы и упрощение системы взаимодействия с окружающими людьми снимает напряжение и тревожность ребенка с РАС, увеличивает его инициативу и активность в двусторонней коммуникации благодаря успешной реализации мотивов общения. Это позволяет справиться с уже сформировавшимися искажениями речевого развития, характерными для детей с РАС : эхолалиями, стереотипами в речи, штамповой речью и проч. А также, помогает ребенку сформировать социально-коммуникативные умения, регулировать свое поведение, учиться ждать, добиваться желаемого, не проявляя агрессию, развивать познавательную активность, произвольную деятельность и самостоятельность. Все это положительно сказывается на формировании социально-коммуникативных навыков, что, в свою очередь, является важным фактором включения ребенка в инклюзивную среду, где ребенку предстоит налаживать взаимодействие со сверстниками.

Публикации по теме:

Буклет для детей и подростков «Выбор профессии»Буклет для детей и подростков «Выбор профессии» Буклет для детей и подростков на тему «Выбор профессии» «Выбери профессию, которую ты любишь,- и тебе не придется работать ни дня в твоей.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Исследовательская работа «Волшебное превращение цветов спектра» в рамках научной конференции для детей «Мои первые открытия»Исследовательская работа «Волшебное превращение цветов спектра» в рамках научной конференции для детей «Мои первые открытия» Работа с одаренными детьми в ДОУ - одно из важных направлений деятельности педагога, нашедшее своё место в перечне задач ФГОС ДОУ и в президентской.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по коммуникации и познанию «В гости к русалочке» Цель: Закрепить знания детей о морских обитателях Задачи: 1. Обобщить и активизировать словарь по теме «Морские обитатели», обогатить словарь.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выбор средств коммуникации для детей с расстройствами аутистического спектра
Опубликовано: 2 декабря 2023 в 18:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выбор средств коммуникации для детей с расстройствами аутистического спектра» (включая файлы) размещена пользователем Марина Малютина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД