Получи документы

Воспитание экологической культуры дошкольников

Татьяна Шутлива
Воспитание экологической культуры дошкольников

Воспитание экологической культуры дошкольников

«Кто не любит природы,

тот не любит человека,

тот не гражданин»

Достоевский Ф. М.

Любовь к природе – великое чувство. И это чувство помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее. Любить природу может лишь тот, кто знает, понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться.

Природа – это наш родной край, земля, которая нас растит и кормит. Для того, чтобы понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно развивать это в человеке с детства.

Публикация «Воспитание экологической культуры дошкольников» размещена в разделах

К сожалению, наши дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Большая часть времени проводится за компьютерными играми, телевизором… Но ведь, никакой, даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, по лужам после дождя…

Первые основы экологической культуры закладываются в период дошкольного детства. И для этого мало что- либо рассказать, необходимо малыша научить радоваться, сопереживать природе. Научить видеть прекрасное: когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно это обогащает душу и внутренний мир ребёнка, заставляет его глубже понимать, познавать окружающую среду, повышает интеллект и культуру общения с природой.

В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанного правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Эколого-ориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.

Главная цель экологического воспитания в детском саду – формирование начал экологической культуры. Составные экологической культуры дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту). Педагог в своей практике должен применять разнообразные формы и методы воспитания у дошкольников экологической культуры. Он должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность в природных условиях. Это должно начинаться со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям. В том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов. Опыт – это специфическое, организованное педагогом, но осуществляемое самими детьми наблюдение за теми специфическими изменениями, которые происходят с объектами природы под влиянием определённых, искусственно созданных условий.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное, хвалит за правильный ответ, что стимулирует дальнейший поиск информации. При правильном руководстве наблюдения за окружающим ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. У малыша появляется желание поделиться с окружающими полученными впечатлениями, через изобразительную деятельность, в составлении рассказов, на музыкальных занятиях.

Труд по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений (уголки природы, экологические тропинки, акции «Накормим птиц» и т. п.) позволяет детям приобрести умения и правильные способы ухода, а так же и воспитывает любовь ко всему живому.

Не стоит упускать, что формирование нравственно-экологического воспитания будет эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимо «подключать» семьи к процессу ознакомления дошкольников с природой родного края, объяснять особыми педагогическими способами, что возможности, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и др. - все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Литература

Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников : Учебно-методическое пособие / Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова. – Ярославль: Академия развития: 2003. – 112 с.

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н. В. Коломина. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.

Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/ О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика Синтез, 2008. – 112 с.

Публикации по теме:

Влияние театрализованной деятельности на воспитание экологической культуры дошкольников В свое время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению,.

«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Каждый дошкольник - маленький исследователь,.

«Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности» Содержание 1. Теоретическая часть 1.1. Пояснительная записка…3 1.2. Теоретические аспекты экологического воспитания.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» «Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние,.

Инновационный педагогический опыт по теме: «Воспитание экологической культуры в ДОУ» Инновационный педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Загрековой Юлии.

Консультация «Воспитание экологической культуры у дошкольников». В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры.

Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников» Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников» Ты, дружок, смотри, не подкачай! Правдивым быть и добрым.

Воспитание экологической культуры дошкольников в системе игр Одной из последних тенденций в современной науке является возрастание интереса к проблеме экологического воспитания ре6бенка. Интерес к.

Воспитание экологической культуры младших школьников статья Воспитание экологической культуры младших школьников. «Трогая цветок, мы трогаем звёзды. В конечном счёте, природу может спасти только.

Воспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возрастаВоспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста В России 2017г. объявлен годом экологии. Начинать экологическое воспитание нужно с момента поступления ребёнка в детский сад. В процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры дошкольников
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 13:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шутлива на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД