Лучший педагог года

Воспитание толерантности у дошкольников в современных условиях

Маргарита Четверухина
Воспитание толерантности у дошкольников в современных условиях

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своем роде и неприкосновенная человеческая личность. Однако помимо произнесения красивых слов, толерантность необходимо воспитывать, путем развития хороших манер, привычек, культуры общения, искусства жить в мире непохожих людей. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и улучшение качества жизни всего человечества. А воспитание терпимости у детей является еще и непременным условием формирования их воли и характера.

Публикация «Воспитание толерантности у дошкольников в современных условиях» размещена в разделах

Россия – многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по-своему богат традициями и обычаями.

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человека, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, приобщают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные ориентиры.

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребностей и готовности к конструктивному взаимодействию с группами и отдельными людьми независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать;

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время всевозможных досугов, развлечений, утренников, в самостоятельной игровой деятельности, а так же – это огромная ежедневная работа педагогов.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, нами задействован большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников :

1) Проведение праздников и других массовых форм организации детей с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованная деятельность дошкольников по сценариям в основе которых лежат сказки народов мира;

2) Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) Подвижные игры народов мира, такие как «Гори, гори ясно!», «Ручеек», игры-догонялки («Салочки», «Горелки», «Колдунчики» и другие);

4) Проведение народных праздников таких как «Масленица», «Рождество», «День Ивана Купалы», религиозные праздники и другие, в соответствии с народным календарем;

5) Знакомство детей с традициями народов разных стран, в том числе изучение народных праздников соседних стран, праздников народов Востока и европейских стран, например, «Сабантуй», «День всех святых», «Наурыз» и другие;

6) Тысячелетний опыт совместного проживания на русской земле обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора нашей страны, на примере сказок и пословиц демонстрируется богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию у детей чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывает роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, казахских, узбекских, татарских, немецких и других народах. Эти богатые источники информации активно используются педагогами в нашем детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей.

7) Игры-занятия, создание на материалах различных сказок с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

8) Сочинение сказок и историй самими детьми, инсценировка сказок.

В процессе воспитания, ознакомления детей с необходимым материалом создаются необходимые условия для их дальнейшего умственного развития; детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то о чем расскажет или прочтет им воспитатель.

Использование на занятии игровых приемов важно одновременно и для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Такие игры-упражнения хорошо проводить при закреплении материала, они легко воспринимаются детьми и часто приносятся ими с занятий в самостоятельную деятельность.

Полезно включать в занятия дидактические игры. Для старшего дошкольного возраста подойдут игры: «Назови достопримечательности» или «Назови любимые сказки немецких детей» и т. д. Игры проводятся что бы закрепить знания детей получение на занятии.

Эмоциональная атмосфер на занятии играет большую роль в воспитании чувств детей. Многое зависит от того, как мы педагоги прочтем рассказ, стихи, какими словами, с какой интонацией расскажем о героях, о любом городе в котором они живут. Искренность чувств взрослого непременно передается и нашим воспитанникам.

Очень эффективным средством способствующим и усвоению нового материала, и воспитанию чувств детей является использование на занятиях сочетания жизненного опыта детей с художественной литературой, произведениями изобразительного искусства, музыкой. Выбор художественных средств и их сочетание зависит от темы занятия. На одном занятии можно ограничится, например, только рассматриванием картины или чтением рассказа; на другом необходимо использовать полехудожественный подход – и музыку, и поэзию, и живопись.

В работе по ознакомлению дошкольников с явлениями общественной жизни в числе других очень важны занятия изобразительной деятельностью, так как в лепке, в рисунке дети выражают свои впечатления от восприятия окружающей действительности. Занятия изобразительной деятельностью на темы общественной жизни конечно решают изобразительные задачи (передача движений, взаимодействие предметов, пространственное расположение и т. д.). Однако воспитательная ценность этих занятий несомненна: нравственное воспитание осуществляется при постановке темы и через организационные моменты.

Культуры межнационального общения дошкольники постигают через игру, на физкультурных занятиях, одни из них развивают ловкость, меткость, быстроту и силу, другие учат премудростях жизни добру и справедливости, чести порядочности, любви и долгу. Она формирует высокую нравственность. Для знакомств с культурой других народов проводятся развлечения «Игры народов мира», спортивные праздники, «Путешествие по сказкам», «Назад в Афины», «Праздник Африки».

Темы занятий могут быть разными, но они обязательно согласуются с тематическим планом. Примерные темы: «Любимый город», «Предметы быта народов Руси», «Что такое хорошо и что такое плохо?». Такие занятия носят творческий, активный характер, интересны детям и дают воспитателю большую возможность для уточнения глубины знаний детей и характера, формирующегося у них отношения к явлениям общественной жизни.

Таким образом все занятия, в той или иной мере, позволяют активизировать интерес дошкольника в начале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствуют воспитанию толерантности, уважения к правам людей, других национальностей и рас, а также обеспечивают основу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

Народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Результативность воспитательного воздействия всегда определяется конечным его результатом, который определяется в поведении ребенка. Необходимо всегда помнить, что педагог – «проводник» воспитательных идей.

Публикации по теме:

Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности»Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности» «Цветок Толерантности» Сценарий праздника, посвященного Дню толерантности в подготовительной группе Цель: формирование уважительного.

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях» В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического воспитания очень актуальна и является одним из центральных.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Работа с родителями в современных условияхРабота с родителями в современных условиях В современных условиях достичь высокого качества образования дошкольников, возможно только при активном сотрудничестве с родителями. Наша.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Воспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущегоВоспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущего Выступление и презентация на городском методическом объединении 1 слайд Воспитание толерантности у дошкольников, как ключевой компетенции.

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУВзаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУ Воспитатели: Стародумова Т. И., Школа Ю. Б. Каждый из нас знает и использует различные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание толерантности у дошкольников в современных условиях
Опубликовано: 31 января 2021 в 11:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание толерантности у дошкольников в современных условиях» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Четверухина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД