Лучший педагог года

Вопросы как средство воспитания активности и самостоятельности мышления детей

Наталья Львова
Вопросы как средство воспитания активности и самостоятельности мышления детей

Воспитание активности и самостоятельности мышления – серьезная проблема обучения детей на всех возрастных ступенях. Одним из средств воспитания активности и самостоятельности служат вопросы, задаваемые детям, и вопросы детей. Еще К. Д. Ушинский указал, что умение давать вопросы и постепенно усиливать сложность и трудность ответов есть одна из главнейших и необходимейших привычек.

Публикация «Вопросы как средство воспитания активности и самостоятельности мышления детей» размещена в разделах

Вопросы воспитателя помогают выявить круг представлений детей, их правильность и глубину. Задавая вопросы и получая ответы на них, воспитатель видит, что знают дети, в какой мере умеют применять свои знания в различных жизненных условиях. Вопрос побуждает ребенка к мышлению, повышает активность и продуктивность мыслительного процесса.

Вопросы побуждают детей активно слушать, вслушиваться в то, что говорит воспитатель, всматриваться в то, что будет показано.

Организуя наблюдение, воспитатель системой вопросов ведет ребенка от ясно выступающих, заметных признаков к малозаметным, учит видеть предмет со всеми его признаками и во всех его отношениях к другим предметам. Это дает возможность, составит верное конкретное представление о предмете, а конкретные представления – основа для развития мышления.

Наблюдения и их результат тем лучше, чем больше вопрос воспитателя побуждает детей сравнивать одни явления с другими, отмечать общее и различное. Вопросы, требующие сравнения воспитатель задает тогда, когда дети непосредственно воспринимают сравниваемые объекты. Предполагается, например, рассмотреть чучела грача и вороны, или ветки ели и сосны и сказать, что у них одинаковое, сходное и что различное. Вопрос активизирует аналитическое мышление, побуждает к анализу, сопоставлению, сравнению и к последующему выводу. Иногда объект непосредственно после наблюдения сравнивается с тем, чего нет в данное время, но что дети наблюдали раньше. Например, на прогулке в парке зимой воспитатель задает вопрос : «А какие деревья были летом?», предлагает прислушиваться к звукам в парке и спрашивает, какие звуки слышат в парке зимой и какие слушали летом. Подобные вопросы активизируют процессы памяти, требуют умения самостоятельно распоряжаться знаниями, применять усвоенные знания в связи с усвоением новых. Вопрос побуждающий детей внимательно слушать, соотносить известное с новым, формулировать то новое, что они узнали. Требует произвольного внимания, умения выделить новое и повышает интерес детей к явлениям окружающей жизни. Например, перед чтением в старшей группе рассказа Л. Толстого «Воробей на часах» воспитатель при помощи вопросов проверяет, что дети знают о воробьях, и ставит вопрос, что нового они узнают о воробьях из этого рассказа. Вопрос не требует ответа, а направляет и активизирует процесс слушания, вызывает стремление запомнить то новое, что узнают дети.

В беседе перед чтением рассказа «Воробей на часах» дети указывают на внешние признаки воробьев, размер, цвет, повадку. После чтения в ответ на повторенный воспитателем вопрос, что дети нового узнали о воробьях, они рассказали, что старые воробьи охраняют воробьят от ястреба, и о том, как воробей предупреждает птенцов об опасности. Вопрос, поставленный перед чтением, не только вызвал необходимость внимательно слушать, но и активизировал мышление. В результате дети передали главные мысли и отметили характерные черты в поведении старого воробья и птенцов.

В воспитании активного и самостоятельно мышления большая роль принадлежит вопросам, требующим размышления, установления связей между явлениями, систематизации их. Детям нужно суметь объяснить то или иное явление, доказать правильность этого объяснения, проявить сообразительность.

В формулировке вопросов содержатся слова, выражающие необходимость установить причинно-следственные связи между явлениями. Такими словами являются: «Почему? Каким образом? Зачем?» подобные вопросы требуют активных поисков правильного ответа, понимания сущности явления, события.

Большую роль в активизации мышления играют так называемые проблемные вопросы. В их основе лежит предположение «если бы» и вместе с тем предположение высказать суждение или принять решение. Например, на прогулке в лесу воспитатель спрашивает детей : «По каким признакам мы могли бы найти дорогу к нашей даче, если бы заблудились? такой вопрос заставляет думать, сопоставлять факты, проявлять инициативу в поисках решения ответа.

Методика вопросов детям

Методика вопросов, как и их содержание, определяется задачами обучения и воспитания, которые педагог решает в каждом конкретном случае. Прежде всего, вопрос должен быть сформулирован понятно для детей и предполагать один ответ. Главную роль в вопросе играет слово, выражающее то, о чем спрашивает воспитатель. Это слово и должен в вопросе подчеркнуть воспитатель. Начиная с младшей группы нужно приучать детей слышать именно это слово и с ним связывать содержание вопроса и ответ. Воспитывать у детей способность слышать главное слово в вопросе – это значит воспитывать понимание вопроса, приучать к точности и краткости ответа. Опорное слово в вопросе обозначает нечто конкретное – цвет, форму, число, величину, время, отношение, придает вопросу определенность, побуждает дать конкретный ответ. Неопределенные или слишком общие вопросы затрудняют детей, побуждать отвечать по догадке.

Например, при организации наблюдений за кошкой, воспитатель задает детям конкретные вопросы : какого цвета шерсть кошки, сколько у нее глаз, сколько ушей, сколько лап. Эти вопросы требуют внимательного рассмотрения, сосчитывания и помогают дать правильный ответ. Организуя дальнейшее наблюдение, воспитатель вводит новое опорное слово, устанавливая его связь с уже добытыми наблюдениями. «На голове у кошки два уха, два глаза, а еще что есть у нее на голове?» Этим вопросом педагог выделяет область наблюдений и вместе с тем ограничивает ее. Дети самостоятельно говорят, что у кошки есть нос, рот, усы. Таким образом, наблюдение и знания, добытые в его процессе, заканчиваются жизненным выводом.

Вопросы воспитателя должны быть посильными детям и вместе с тем вызвать некоторое напряжение мысли. Слишком легкие вопросы не побуждают детей думать, слишком трудные вызывают неуверенность. В целях проверки знаний, связи новых знаний с опытом достаточно задать один-два вопроса, но они должны собирать и нацеливать внимание детей.

Чтобы побудить детей к активному мышлению, иногда целесообразно ставить вопрос с интонацией раздумья, как бы привлекая детей к поиску ответа. «На одной стороне ствола дерева ветки сильные, а на другой тонкие и редкие. Почему это?» - спрашивает воспитатель на прогулке. Используя полувопросительную форму и интонацию раздумья, она побуждает детей искать ответ. Они высказывают ряд предположений. Воспитатель учит их сопоставлять наблюдения и подводит к правильному выводу.

Задавая детям вопрос во время занятия, беседы, педагогу следует активизировать всех детей, не торопиться вызывать одного, а побуждать всех думать, сравнивать, искать ответа. Часто воспитатель работает с наиболее активными, смелыми детьми и не замечает усилий детей застенчивых и робких. А именно они требуют внимания.

Методика вопросов не может быть предписана как одинаковая для всех. Каждый педагог, руководствуясь общими положениями, вырабатывает свои приемы.

Требования к ответам детей

Ответы детей являются одной из форм детской активности. Ответ на вопрос – сложная для ребенка умственная операция, которая выражает способность реагировать на слово словом.

Ушинский указывал, что хорошо понятый вопрос – уже половина ответа. Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, это прежде всего указывает на проблемы в его знаниях.

Ответ на вопрос определяется содержанием и характером самого слова. Первые вопросы, о том, что находится в поле зрения ребенка, требуют лишь подтверждения того, о чем спрашивает воспитатель, обративший вопрос в ответную форму, прибавив одно-два слова. Уже в младшей группе 3-летние дети должны отвечать коротко, в форме живой, но точной речи. В старшей группе дети выражают в ответе содержательную мысль и образ. Между тем нередки факты, когда это требование нарушается и ответы детей приобретают формальный, стереотипный характер. Воспитатель задает вопрос : «Какое у нас сейчас время года?» и ребенок в ответе повторяет ту же структуру: «У нас сейчас время года весна». Сколько лишних слов и как невыразительна речь! Если воспитатель ставит задачу научить детей давать полный ответ, он и требует полного ответа. Но и полный ответ не допускает лишних слов, засоряющих речь. Тем более не допускает стереотипных ответов непринужденная беседа.

Ответ одного ребенка должен быть в поле внимания всей группы. Для этого воспитатель привлекает внимание всех детей к ответу товарища, предлагает указать недостатки в ответе. Иногда дети стремятся заметить, как можно больше недостатков и это стремление перерастает в придирчивость, нарушает дружеские отношения.

Нужно учить детей отмечать положенное в ответе товарища, воспитывать стремление помочь ему.

Список литературы:

1. А. Т. Арушанова «Речь и речевое общение детей».

2. Э. П. Короткова «Беседы с детьми, проводимые в связи с чтением художественной литературы» 1965 г.

3. Дошкольное воспитание № 11, 1952 г., с. 49-54.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей»Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей» Очень часто родители выполняют за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Тем самым лишают его проявлению инициативы, самостоятельности,.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вопросы как средство воспитания активности и самостоятельности мышления детей
Опубликовано: 29 августа 2021 в 18:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вопросы как средство воспитания активности и самостоятельности мышления детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Львова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД