Папки-передвижки

Конспект экспериментальной деятельности «Волшебный камень»

Валентина Крячкова
Конспект экспериментальной деятельности «Волшебный камень»

Волшебный камень

Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования

Тема: «Волшебный камень»

Образовательные задачи:

• формировать интерес к экспериментальной деятельности;

• познакомить со свойствами камней: твердый, прочный, тяжелый, бывает разного размера, формы, цвета;

• расширять представления о камнях;

• развивать речь, логическое мышление, произвольную память;

• развивать мелкую мускулатуру кистей рук;

• развивать тактильные ощущения, внимание, память.

Публикация «Конспект экспериментальной деятельности „Волшебный камень“» размещена в разделах

• воспитывать интерес к познанию окружающего мира; наблюдательность, любознательность;

• воспитывать коммуникативные умения, желание оказывать помощь другим;

Предварительная работа:

• сбор камней для экспериментирования во время прогулки;

• игры с природным материалом на прогулке;

• создание мини – коллекции камней.

Материалы к занятию

Демонстрационный материал:

камни различного цвета, формы и размера,

• мини – коллекция «Камни»

Оборудование:

• емкость для воды, ларец;

• салфетка, или бумажные полотенца.

Логическая основа образовательной ситуации

Образовательная цель - формировать представление о свойствах камня

Новое знание - у камней много секретов (свойств, они твердые, прочные, тяжелые, разного размера, формы, цвета.

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать- актуализировать знания детей о природе, о том, что она бывает живая и неживая.

Причина затруднения - не знаем,, какие секреты в себе хранят камни.

Цель деятельности детей по преодолению затруднения - узнать секреты (свойства) камней

Ход методической ситуации:

I. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию

Воспитатель:

- Кто меня видит – топните ножкой, кто меня слышит – хлопни в ладошки!

- Вот это да! Как много у нас ребят! А эти ребята любят играть?

- А на вопросы отвечать?

- Посмотрите, что это? К нам в группу прилетел воздушный шарик и принес письмо. Как вы думаете от кого?

Выслушиваются все предположения детей.

- Как проверить, действительно ли оно предназначено нам?

Выслушиваются ответы детей, воспитатель подводит воспитанников к тому, что нужно прочитать адрес.

- Да, письмо действительно прислали нам! Прочитаем? Хотите?

«Дорогие друзья! Я знаю, что вы много знаете о природе. Вот я и решил попросить вас о помощи, узнать все секреты предмета, который находится в посылке.

Каждый живущий в мире предмет

Хранит в себе тайну, имеет секрет

В каменный мир приглашаю войти

Дорогу к разгадкам секретов найти.

Если разгадаете все секреты, то эти предметы останутся вам в подарок и пополнят вашу коллекцию. Ларец найдете в группе там, где находятся объекты живой природы. Желаю вам удачи. С уважением Гном Гномыч - хранитель подземных сокровищ ”.

- Хотите разгадать секреты предмета, который находится в ларце?

- Сможете?

II. Актуализация знаний

Дидактическая задача: актуализировать знания детей о природе – живой и неживой.

- Скажите мне, знаете ли вы, что нас окружает? (Нас окружают предметы). - А если мы находимся в лесу? На лугу? В горах? (Природа).

- Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая) .

- Давайте с вами поиграем.

Игра «Живое не живое»

- Если тот объект, о котором я буду говорить – живой, то вы хлопаете в ладоши, если неживой – то сидите тихо, как будто замерли.

3. Затруднения в ситуации

Дидактические задачи:

- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, выявления его причины и опыт целеполагания;

- тренировать мыслительные операции, развивать речь

- Молодцы! А теперь предлагаю найти посылку Гнома Гномыча. Кто помнит, где она находится?

Выслушиваются предположения детей, дети называют объекты живой природы, которые находятся в группе (это уголок природы). Там находят посылку.

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает открыть посылку. Замечает записку «Посылку можно будет открыть, если отгадаете загадку. Ваш Гном Гномыч».

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужный лежит.

Он может быть мелкий, в ладошке лежать

Тяжелый, большой, одному не поднять. (камень)

- Отгадали, молодцы! Давайте посмотрим, что же находится в ларце, и проверим, правильно отгадали загадку или нет?

В ларце лежат речные и морские камни.

- Гном Гномыч попросил вас узнать и рассказать секреты камней.

- Хотите выполнить задание Гнома Гномыча?

- Сможете?

- Подумайте и расскажите нам секреты камней.

Дети затрудняются.

Фиксация затруднения

Смогли мы рассказать о секретах камней?

Причина затруднения

Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, как узнать о секретах камней)

Цель деятельности по преодолению затруднения

- Значит, что нам надо узнать? (Узнать секреты (свойства) камней).

Как это можно сделать? (дети предлагают разные варианты, спросить у того кто знает, посмотреть в книге)

IV. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

Воспитатель предлагает использовать способ «спросить у того, кто знает» -

уточняет, что можно отправиться в лабораторию и проконсультироваться у специалиста. Надевает белый халат и представляется лаборантом, говорит о том, что исследует секреты камней и предлагает стать его помощниками и приглашает занять рабочие места.

- У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы.

(Слайд 1- картинка горы)

Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений.

(Слайд 2- картинка с растениями в горных выступах)

А самые высокие горы покрыты снегами.

(Слайд 3- картинка горы, покрытой снегом,

Но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду.

(Слайд 4- картинка камнепада).

Поэтому камни можно встретить везде.

Предлагаю поиграть.

Физкультурная минутка

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .

Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходят в сторону)

-А теперь будем все вместе открывать секреты камней

Опыт 1. Определение температуры камня

Приложите его к щёчке.

Какой он теплый или холодный? Зажмите камешек в кулачке: стал ли он теплее?

Вывод: Камни бывают холодные, но если их нагреть, то становятся ткеплыми.

Опыт 2. Определение жесткости камни

- А теперь возьмите в левую руку камешек, а в правую пластилин и сожмите.

- Что произошло с камешком, а что с пластилином? Почему?

Вывод: Камни твердые, твёрже пластилина.

Опыт 3. Определение веса камня

- У меня камешки разные большие и маленькие. Какие из них легче, а какие тяжелей? Как вы думаете?

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камешек

- При помощи чего, можно определить вес камня?

Вывод: камни бывают разные - тяжёлые и лёгкие, их вес можно определить с помощью весов.)

Опыт 4. Определение величины камня

- Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень.

(Дети показывают камни)

Вывод: камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.

Опыт 4 Определение характера поверхности

- Погладьте камни. Что можно про них сказать? Какие они на ощупь? Мы определили, что камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень, а теперь шершавый.

Вывод: камни бывают гладкие и шершавые

Опыт 5. Плавучесть

- Что будет если камешек положить в воду?

Дети формируют свою гипотезу.

- Давайте проверим. Положите камешки в воду, что произошло?

Вывод: камни тонут, потому что тяжелые.

Опыт 6. Цвет

- Ребята, достаньте из воды камешек. Изменился ли цвет? (Ответы детей)

Вывод: Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.

Опыт 7. Звук

- Стукнем камнями друг об друга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук.

Вывод: камни создают звук, если ими постучать.

- Славно мы с вами потрудились, узнали много секретов о камнях. А теперь я хочу предложить вам поговорить с камешками. Представим, что у камня есть ушко, и найдем его. Камешки умеют хранить секреты. Скажите камешку тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей тайной. Закройте «ушко» камня пальчиком: теперь он сохранит все в секрете.

V. Включение нового знания в систему знаний и умений

Дидактическая игра «Волшебный ларец»

Дидактические задачи: закрепить умение определять свойства камней (твердый, гладкий, шершавый, легкий, тяжелый, маленький, большой, круглый), активизировать словарь детей

- В ларце, который прислал Гном Гномыч, осталось много камней.

Аня достань из ларца гладкий камень.

Саша – шершавый камень.

Катя - легкий камень.

Кристина - тяжелый камень.

Ваня - маленький камень.

Глеб - большой камень.

Лера – круглый

Дидактическая игра «Ящик ощущений»

Дидактические задачи:

- закреплять умение находить на ощупь камень, называть его свойства;

- развивать внимание, сенсорные ощущения

В ящике лежат несколько предметов и 2-3 камня, нужно достать только камни. Воспитатель задает играющему вопросы: Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, тяжелый, легкий, крепкий и др.)

VI. Осмысление

Воспитатель собирает детей около себя.

- Что мы сегодня делали? Кому помогали? (выполняли задания Гнома Гномыча – хранителя подземных сокровищ, работали в лаборатории, раскрывали секреты камней.)

- Понравилось вам разгадывать секреты камней?

- Значит, будем продолжать, знакомится с камнями и их секретами.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Магнит — волшебный камень» Конспект итоговой непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Магнит-волшебный.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Небольшой наш город Камень, а дороже нет» Тема:«Небольшой наш город Камень, а дороже нет».Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, как средство формирования.

Конспект НОД «Волшебный камень» с использованием ИКТ в подготовительной группеКонспект НОД «Волшебный камень» с использованием ИКТ в подготовительной группе Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный камень» с использованием ИКТ (подготовительная группа) Цель: развитие.

Конспект занятия по краеведению «Шаман-камень» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №45» муниципального образования города.

НОД с экспериментированием «Удивительный камень» (с детьми 5–6 лет) Цель: познакомить детей со свойствами каменного угля. Задачи: - учить детей приобретать знания посредством проведения практических опытов,.

НОД «Волшебный лес» Ход занятия Восп: Ребята,вы знаете много сказок,любите их слушать,рисовать,читаете их сами,дома и в группе вам рассказывают их. А какие.

Осенний праздник для детей подготовительной группы «Путевой камень»Осенний праздник для детей подготовительной группы «Путевой камень» Зал оформлен под осенний лес. В зал заходит ведущий. Ведущий: Быстро короткое лето промчалось, Вот и осень показалась. Все деревья, кроме.

Открытый урок чтения и развития речи в 3 классе школы VIII вида по теме «Э. Шим. «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида Конспект урока чтения и развития речи в 3 «Б» классе Тема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька.

Познавательная программа по ознакомлению с творчеством П. П. Бажова «Солнечный камень Бажова» (подготовительная группа) Современные дети так мало знают о своем крае. Сегодня во многих семьях почти не читают сказов П. П. Бажова. в связи с этим возникает необходимость.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зачем человеку камень» Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, вовлечь детей в исследовательскую деятельность. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экспериментальной деятельности «Волшебный камень»
Опубликовано: 6 февраля 2016 в 00:55
+50Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект экспериментальной деятельности «Волшебный камень»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Крячкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД