Папки-передвижки

Водосбережение — предмет науки, законотворчества и учебная дисциплина

клим аширяев
Водосбережение — предмет науки, законотворчества и учебная дисциплина

Водосбережение- предмет науки, законотворчества и учебная дисциплина

В современной среде нашего обитания ощутимыми становятся водные проблемы человечества, которые в значительной мере одновременно с политической ситуацией предопределяют экономический и материальный уровень жизни регионов и страны в целом.

Кризисная ситуация в Казахстане в переходный период к полноценным рыночным отношениям и значительным изменениям в добыче и приобретении водных ресурсов и некоторые другие обстоятельства динамично меняют условия существования и развития водохозяйственного комплекса (ВХК) страны и служат причиной необходимости выработки новой водной политики.

Публикация «Водосбережение — предмет науки, законотворчества и учебная дисциплина» размещена в разделах

Анализ сегодняшнего состояния водных ресурсов в Казахстане свидетельствует о том, что дефицит собственных водных ресурсов составляет почти 50%. С другой стороны, водоемкость ВВП в Казахстане в 2-3 раза выше, чем в промышленно развитых странах, которые прошли через водный кризиса в период 60-80-х гг. и нашли правильный путь развития водного сектора экономики. Отсюда напрашивается вывод - необходима планомерная, поддерживающая государством работа по эффективному водопользованию и водосбережению, а не развитие новых мощностей водоснабжения.

По оценкам специалистов 1 куб. м воды, полученный за счет водосбережения, в 2-4 раза дешевле, чем на заново строящемся водоблоке.

Существующая взаимосвязь водопользования и экономики выводит на первый план особую роль экономики воды на всех уровнях ее производства и потребления в народном хозяйстве страны.

Опыт функционирования отдельных промышленных зон в странах Восточной Европы свидетельствует о возможности экономии на конечном этапе использования до 30% водоресурсов без каких-либо дополнительных затрат и до 50% водоресурсов при сравнительно небольших капитальных вложениях. Эта отрасль экономики становится привлекательной для бизнеса различного уровня.

Перед государством стоит цель добиться, чтобы прирост нужд в воде на 40-50% удовлетворялся за счет их экономии.

Повышение эффективности использования водных ресурсов предопределяется как дальнейшим развитием и усовершенствованием производства воды, так и радикальным улучшением использования воды в разных областях народного хозяйства.

Мировая и отечественная практика показывают, что в данное время наиболее дешевым и экологически чистым «источником» воды является водосбережение.

Под водосбережением мы понимаем метод водопользования, который включает широкий комплекс технических, организационно- экономических, юридических и воспитательных мер, направленных на достижение высоких эколого-экономических результатов при наименьших затратах.

Следует отметить, что если с точки зрения отдельного вида технологии есть определенные пределы экономии водных ресурсов, то в масштабах общественного производства возможности по экономии водных ресурсов достаточно большие.

Водосбережение, как отрасль водного хозяйства и научное направление, охватывает широкий спектр технических, экономических и политических проблем.

Водосбережение- предмет науки.

Повышение эффективности водопользования должно основываться на научной методологии, связанной прежде всего с определением предмета и метода науки водосбережения. От правильного определения предмета науки зависят успешный выбор основных направлений эколого-экономических исследований, эффективная взаимосвязь с другими научными направлениями и в немалой степени успешности развития данного научного направления. Система представлений о предмете и методе науки водосбережения еще не сложилась.

Поэтому обоснование предмета и метода водосбережения имеет важное значение для ее статуса как научного направления. Предметом науки водосбережения являются закономерности и факторы (эколого-экономические, правовые, технические, организационные, влияющие на величину расхода и качество воды для установления обоснованных мероприятий по водосбережению.

Содержание науки водосбережения – исследование закономерностей формирования водопотребления и водоотведения. Ее цель- разработка принципов, методов, организационных форм рационального использования и охраны водных ресурсов, например, установление и внедрение прогрессивных норм водопотребления и водоотведения (как индивидуальных так и укрупненных, соответствующих современному уровню развития техники, технологии, экономики и организации водопользования, для систематического снижения расхода воды при проектировании и эксплуатации систем водообеспечения и осуществлении водосберегающих мероприятий.

Метод науки водосбережения. Для развития направления науки водосбережения весьма актуальна задача углубления методологических основ и совершенствование специальных методов исследований. Метод призван выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения закономерностей в развитии процессов водопотребления и водоотведения, дать вытекающее из теории описание того, как должна проявляться научная и практическая деятельность людей в сфере ее приложения к разработке мероприятий по рациональному использованию и охране воды, в частности установлению обоснованных норм и нормативов водопотребления и водоотведения. Методом науки водосбережения является диалектический метод, позволяющий проникать в суть изучаемых явлений и факторов, относящихся к процессам водопотребления и водоотведения. Он реализуется на основе использования как общих научных методов и подходов, к исследованию, так и специфических методов и подходов, свойственных науке водосбережения.

Вследствие общественного характера производственной деятельности по водопотреблению и водоотведению методология исследований водосбережения исходит из принципов и законов экологии, экономики природо-и водопользования. Методическую основу составляют также и другие технические, экономические и статистические науки, как водоснабжение, водоотведение, экономика и статистика водного хозяйства и др.

В водосбережении используются общенаучные методы исследований (анализ, синтез, абстрагирование, построение гипотез, проверка их с помощью логики и наблюдения и т. д.) и большинство аналитических методов, применяемых в технических и статистико-экономических исследованиях (эксперимент, обобщения, группировки, систематизация и классификация, выявление тенденций, аналогии, многовариантность, статистико-математические методы, системный анализ).

Квалифицированный выбор аналитического инструментария обеспечивает проникновение в существо общих и отраслевых технических, эколого-экономических и правовых проблем водосбережения.

В числе общих методов и подходов можно также выделить следующие:

- расчетный метод, основанный на данных расчета по всем нормообразующим элементам и на анализе условий хозяйственно-бытового и производственного водопотребления и водоотведения;

- cистемный подход, суть которого заключается в рассмотрении водосбережения как динамически развивающегося целого и исследовании его во всех связях и зависимостях при использовании не только данной но и других наук, изучающих эти же явления;

- cтруктурный подход, заключается в исследовании водосбережения путем его разложения на составляющие структурные элементы и их изучения во взаимосвязи, поскольку в реальных условиях каждый элемент воздействует как на все другие элементы, так и на водопользование в целом. Тем самым создается возможность вскрыть закономерности, связи элементов водопользования, а также их соотношение и субординацию

- научный эксперимент, который служит для обобщения и проверки теоретических выводов науки водосбережения. Он может проводиться на условных статистических и экономико-математических моделях в лабораторных условиях, а также на специально выделяемых участках, в цехах, на предприятиях, в водопроводно-канализационных комплексах.

Системный подход в исследовании проблем водосбережения.

Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи по совершенствованию взаимодействия общества с водными ресурсами, так как это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решать эти задачи может лишь интегрированная наука, целью которой является изучение основных закономерностей рационального взаимодействия общества и водных ресурсов. Экосистемный подход – это основа изучения водосбережения.

Особо следует остановиться на системном подходе к проблемам водосбережения, который определяет необходимость прослеживать их по всей цепочке производства воды (изыскание, подача, очистка, хранение, распределение, использование, отведение, сброс воды) с учетом их взаимосвязи и взаимозависимости.

Существенным элементом методологии системного анализа является принципиальная последовательность этапов и работ, представляемая таким образом :

1. постановка проблемы (формулировка, развитие в прошлом и будущем, связь с другими проблемами, логическая структура проблемы)

2. определение и анализ структуры системы (выявление недостатков функционирования системы, специфические задачи, выделение элементов системы)

3. формирование общей цели и критерия системы

4. декомпозиция целей, выявление потребности в ресурсах и процессах

5. прогноз и анализ будущих условий (анализ устойчивых тенденций развития системы и др.)

Научное развитие водосбережения связано с расширением применения количественных, в особенности экономико- математических методов исследований, в том числе линейного программирования, корреляционного анализа и др. на основе широкого использования вычислительной техники.

Для осуществления водосбережения необходимо развитие ресурсосберегающих технологий и снижение доли экологически грязных производств, внедрение экологических условий и требований во все разрабатываемые государственные, региональные и отраслевые программы путем совершенствования правовых и экономических механизмов водопользования, государственного и производственного контроля и мониторинга, статистики, оптимизации разрешительной системы водопользования и экологической экспертизы. Кроме того необходимо совершенствовать экологизацию законодательства, образования, общественного сознания и др.

Водосбережение, как одно из направлений науки и практики, начало развиваться в конце 20 столетия. Развитию водосбережения предшествовало осознание человечеством водной опасности в результате антропогенной деятельности, а так же ограниченность пресных водных ресурсов.

Термин «водосбережение» не совсем четко отражает цели и задачи этого научного и практического направления деятельности. Более правильно говорить об эффективном использовании воды. Задача, стоящая перед специалистом в области водосбережения, – это разработка методов, технических решений и экономических механизмов, способствующих эффективному использованию водных ресурсов.

Основные источники воды в мире –речные воды, запасы которых ограничены и, по оценкам многих специалистов, могут быть выведены из устойчивого водопользования при современных интенсивных методах добычи и загрязнении в результате интенсивной антропогенной деятельности за несколько десятков лет.

Наряду с поиском новых источников пресной воды глобальной проблемой становится определение путей экономии водных ресурсов (ВР) по всей цепочке – от добычи воды к местам ее потенциального использования. Для Казахстана эта мировая проблема усложняется местными ограничениями в водных источниках и критическими обстоятельствами в экономике. Поэтому вопросы экономии воды должны быть подняты на высший уровень государственной политики, для этого необходимо срочно принять Закон " Об эффективном водопользовании и водосбережении"

В этом законе можно дать такое определение :

«Водосбережение – это деятельность (организационная, научная, практическая, информационная, которая направлена на рациональное использование и экономный расход первичной (природной) и преобразованной воды в национальном хозяйстве и которая реализуется с использованием технических, экономических и правовых методов.

Этим законом будут регулироваться отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц, в сфере водосбережения и устанавливаться их правовые основы. В законе, кроме того, должны быть отражены основные направления водосбережения, а также определяться мероприятия по его проведению, предусматриваться экономическое стимулирование этой деятельности.

Предмет изучения дисциплины «Основы водосбережения».

Организация водосберегающей деятельности должна ложится на плечи современных специалистов и, еще в большей мере, на следующие поколения. Отсюда вытекает необходимость включения в программу обучения дисциплины "Основы водосбережения и водного менеджмента".

Для внедрения различных направлений развития водосберегающих систем должны быть соответствующие специалисты. Они должны уметь: оценивать основные параметры и характеристики водных ресурсов и водного оборудования, использовать модели динамического развития связей водоснабжения с экономикой и смежными отраслями промышленности, решать типовые задачи водосбережения в простых производственных системах, принимать решения о водосбережении в конкретных ситуациях хозяйственной деятельности, ориентироваться в случаях перестройки структуры водного производства и т. д.

Дисциплина «Основы водосбережения» будет являться принципиально новой комплексной дисциплиной, которая объединит естественные, технические и общественные науки.

При использовании водных ресурсов человек оказывает на водные объекты определенное негативное воздействие, изменяя не только их качество, но вместе с тем и условия своего существования.

Таким образом, предметом дисциплины «Основы водосбережения» является изучения взаимодействия и взаимосвязи человека, человеческого общества с водными ресурсами.

Специфика дисциплины. Дисциплина «Основы водосбережения» имеет две особенности. Во-первых, она является принципиально новой интегрированной дисциплиной, которая связывает физические, химические, биологические и технические явления, образуя мост между естественными, общественными и техническими науками. Во-вторых, она принадлежит к числу дисциплин, которые развиваются не вертикали (от простого к сложному, а по горизонтали, охватывая все более широкий круг вопросов. Эта дисциплина объединяет деятельность специалистов многих направлений: инженеров, экспериментаторов и ученых-теоретиков, водников, химиков, медиков, биологов и др.

Задачи дисциплины. Специфика дисциплины «Основы водосбережения» определяет и основные задачи, решаемые совместными усилиями многих специалистов.

1. Объективная оценка состояния общественного и производственного водопотребления и водосбережения. Оценка состояния использования и охраны водных ресурсов проводится по целому ряду параметров: количество, качество, степень обеспеченности и загрязненности, влияние различных сфер человеческой деятельности на их воспроизводство и т. д.

2. Оптимизация взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и водными ресурсами – с другой. Оптимизация взаимоотношений человеком с водными ресурсами рассматривается как необходимое условие существования человека.

3. Детальное изучение количественными методами основ структуры и функционирования водохозяйственных систем и водопользования. Водная экосистема представляет собой устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира. Водохозяйственные системы и водопользование поддаются моделированию, т. е. можно предсказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие. Важным разделом дисциплины «Основы водосбережения» является устойчивое водопользование.

Круг интересов водоменеджеров (руководителей) составляют: вопросы водосбережения; формирование тарифов на воду; развитие рынка воды; инвестиции в промышленное и малое водоснабжение; повышение эффективности использования воды на промышленных предприятиях и др.

Освоить «азы» в области обоснования, реализации методов водосбережения, управления водным хозяйством с целью экономии водной составляющей в себестоимости продукции и развитие тенденций на совершенствование использования водных ресурсов и использования новых видов источников воды поможет предмет «Основы водосбережения и водного менеджмента» который необходимо вводить в учебный процесс в школах и вузах,на курсах повышения квалификации и переподготовки.

Среди новых направлений развития водосберегающих технологических систем можно выделить:

- совершенствование традиционных систем водоснабжения в направлении бессточного, оборотного и повторного использования воды;

- децентрализованное водоснабжение;

использование рудничных, карьерных,дренажных вод

- использование нетрадиционных источников воды (атмосферные осадки, опресненная вода и т. д.);

Для положительного решения проблем водосбережения в общем плане следует исходить из очевидных положений, так:

- в первую очередь наладить учет всех водных источников;

- рассматривать проблему в комплексе: от добычи водоресурсов к использованию воды на рабочем месте и в квартире;

- выработать систему экономически выгодного реального займа (инвестиции) средств у финансовых структур.

Таким образом, «Основы водосбережения» – комплексная, научно-практическая дисциплина, исследующая общие принципы рационального использования водных ресурсов и призванная быть основой оптимизации взаимоотношений человека с водной средой.

АширяевК. Ш. к. т. н,проф. -эксперт по управлению водопользованием и водосбережению г. Алматы 04.12.20.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Найди предмет по контурному изображению»Дидактическая игра «Найди предмет по контурному изображению» Дидактическая игра "Найди предмет по контурному изображению". Важной задачей, стоящей перед учителем, является развитие любознательности,.

Дидактическая игра «Угадай предмет на ощупь»Дидактическая игра «Угадай предмет на ощупь» Выдающийся педагог В,А Сухомлинский сказал :"Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев".Логопеды и психологи подтверждают его слова,уделяя.

Дидактическая игра «Укрась предмет» для детей 3–5 летДидактическая игра «Укрась предмет» для детей 3–5 лет Выполнила воспитатель высшей категории Марутян Г. В Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает.

Фоторепортаж ко Дню науки из Артека о втором Всероссийском фестивале науки «АртСайнс»Фоторепортаж ко Дню науки из Артека о втором Всероссийском фестивале науки «АртСайнс» Ежегодно 8 февраля российские учёные отмечает свой профессиональный праздник - День науки! Сейчас в «Артеке» проходит второй Всероссийский.

Фотоотчет «Месячник науки»Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» В рамках месячника.

Фотоотчет «Учебная пожарная эвакуация»Фотоотчет «Учебная пожарная эвакуация» В сентябре, после карантина, согласно графику, в нашем детском саду прошла учебная тренировочная пожарная эвакуация по отработке навыков.

Фотоотчёт о мероприятии к Дню знаний «Учебная ёлочка» в подготовительной к школе группеФотоотчёт о мероприятии к Дню знаний «Учебная ёлочка» в подготовительной к школе группе Соблюдая все распоряжения Роспотребнадзора в условиях пандемии (профилактическая обработка рук,дистанция дошкольников,обработка инвентаря).

Открытие «Дня науки» в школе Праздник «День науки в школе» Открытие "Дня науки" В1: Добрый день, уважаемые педагоги, гости и учащиеся! В2: Здравствуйте! В1: Сегодня.

Организационная учебная деятельность для второй младшей группы «Транспорт»Организационная учебная деятельность для второй младшей группы «Транспорт» Технологическая карта организационной учебной деятельности для 2 младшей группы Образовательная область: «Творчество» Раздел: Рисование.

Фоторепортаж «Учебная эвакуация детей»Фоторепортаж «Учебная эвакуация детей» У нас в садике раз в месяц проходит учебная тренировочная противопожарная эвакуация детей и сотрудников. Цель: Проверить готовность персонала.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Водосбережение — предмет науки, законотворчества и учебная дисциплина
Опубликовано: 31 января 2021 в 11:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Водосбережение — предмет науки, законотворчества и учебная дисциплина» (включая файлы) размещена пользователем клим аширяев в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД