МААМ-картинки

ТРИЗ-технология на занятиях по речевому развитию

Матвиенко Екатерина
ТРИЗ-технология на занятиях по речевому развитию

ТРИЗ

Добрый день, уважаемые слушатели. Сегодня я хочу рассказать про ТИРЗ технологию.

На слайде:(Теория Решения Изобретательных Задач,подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20-го века. Автор Г. С. Альтшуллер-отечественный изобретатель, писатель, фантаст.)

В последнее время многие педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ-педагогики, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Публикация «ТРИЗ-технология на занятиях по речевому развитию» размещена в разделах

Именно дошкольный возраст является уникальным по своей значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия потенциала каждого ребёнка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать детей под девизом «Творчество во всём!».

Целью работы в детском саду по использованию методики является развитие таких качеств мышления как гибкость, вариативность, системность, диалектичность, развитие поисковой активности, речи и творческого воображения.

Основная задача использования методики ТРИЗ в дошкольном возрасте – это привить ребёнку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель – творец.

Для этого необходимо:

Организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не принимали «академический характер;

В конце занятия выделять этап «Подведение итогов» для обучения детей навыку рефлексивного анализа;

Иметь специальную игрушку – героя занятий, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия;

Быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия.

-ценность для педагога и ученика

-фишки на занятиях

-онлайн занятия

Однако на сегодняшний день массового внедрения ТРИЗ-педагогики в систему работы дошкольных учреждений не происходит. Это вызвано в первую очередь недостаточностью содержания программы по ТРИЗ, соответствующих форм и методов.

В своей практике я использую методы и приёмы, которые основывались на многолетнем авторском опыте работы с коллективом дошкольных учреждений г. Гомеля.

И сейчас я бы хотела более подробно рассказать об этих методах и приёмах ТРИЗ-технологии :

1 метод- СИНЕКТИКА

Метод разработан У. Гордоном (США) в 50-е годы. Цель метода: представление незнакомого-знакомым, а привычное-чуждым. Метод «синектики» предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо. В детском саду этот метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа. акже широко используем приемы ТРИЗа и РТВ (например, прием наоборот) для проведения творческих игр со словами: «Скажи наоборот» - подбор антонимов, «Скажи по – другому» - подбор синонимов, «что еще значит это слово» - подбор омонимов.

Вашему вниманию предлагаю посмотреть видео, как на практике может быть применим данный метод

2-Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Иоганн Эмиль Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.

Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.

Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки). Примерная цепочка вопросов:

- Жил-был. Кто?

- С кем он дружил?

- Пришел злой. Кто?

- Кто помог друзьям спастись?

Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.

Посмотрим видеосюжет

3 метод - Метод Робинзона – нахождение применения казалось бы совсем ненужному предмету.

Формирует умение находить применение, казалось бы, совсем ненужному предмету. Может проводиться в воде игры "Аукцион" в старшей группе и подготовительном классе. Воспитатель предлагает детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение

Смотрим сюжет

5- Противоречия - это борьба противоположных интересов, желаний или требований, когда одно из них исключает другое. Создатель ТРИЗ - Г. С. Альтшуллер дает такое определение противоречия в технических системах: "Техническим противоречием называют ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (заметьте - "взаимодействие") в системе, состоящее, например, в том, что полезное действие вызывает ОДНОВРЕМЕННО и вредное действие".

сюжет

6-Метод Мозгового Штурма предложен американским учёным А. Осборном, используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычный рисунок, а изобразительных материалов нет. Как быть? Что же делать? То есть, ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.).

Организация и проведение мозгового штурма:

Подготовительный этап:

-чёткая и понятная формулировка проблемы

-формирование команды участников и распределение ролей

-выбор кандидатуры ведущего.

Основной этап:

Педагог поощряет творческий азарт и энтузиазм своих воспитанников, не критикует, не оценивает, не ограничивает высказываемые мысли и предложения. Выслушиваются и принимаются к обсуждению даже самые абсурдные и смелые идеи.

Содержание основного этапа:

-разработка

-комбинирование

-оптимизация идей.

Заключительный этап:

-критический анализ

-оценка

-отбор наиболее ценных идей.

И сейчас, когда мы поближе познакомились с этими методами, предлагаю вам на практике попробовать, как они действуют. Прямо сейчас мы с вами попробуем метод «Мозгового штурма»

Для этого нам с вами нужно разделиться на 2 команды, вам будут даны 2 задачи, в течение 5 минут вы должны придумать необычные решения.

Итак, мы разделимся на 2 сессионных зала для обсуждения задач.

-Защита работ.

Таким образом, ТРИЗ — это поиск решения нестандартных проблем в известном поле знаний. Несмотря на множество терминов, как можно увидеть из описания приёмов и методов, ТРИЗ — это то, что мы ежедневно применяем в своей жизни, но просто не называем этой аббревиатурой.

Публикации по теме:

Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история»Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история» Мои любознательные дети всегда готовы прийти на помощь. Вот и в этот раз помощь понадобилась муравьишке, который оказался далеко от дома,.

Кольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технологияКольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технология Есть на свете много профессий, И важны они всем нам очень: Врач, учитель, сантехник, профессор, Инженер, акробат и рабочий. Все профессии.

Конспект бинарной НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ в логопедической группе «Фруктовая семья»Конспект бинарной НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ в логопедической группе «Фруктовая семья» ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА.

Конспект итоговой НОД «Зима» по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа)Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию с элементами ТРИЗ-ОТСМ-ртв «В мире удивительных растений» .

ОД по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие на машине времени» Конспект ОД по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. На тему: «Путешествие на машине времени». Интеграция.

НОД по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Космическое приключение» Цель и основные задачи: Систематизировать знания о космосе; познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Закрепить виды.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ)Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ) Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ). Игра, является одним из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ-технология на занятиях по речевому развитию
Опубликовано: 19 мая 2021 в 06:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ТРИЗ-технология на занятиях по речевому развитию» (включая файлы) размещена пользователем Матвиенко Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД